Тигипко ввязался в бой с "тенью" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Тигипко ввязался в бой с "тенью"

Казна и Политика
1716
Пока запуск пенсионной реформы сопровождают затруднения, власти решили заняться и "смежными" направлениями. Один из путей спасения ПФ, по мнению руководства страны, - детенизация зарплат. За нее и взялся профильный вице-премьер, обещая контроль, штрафы и "гарантированные" выплаты.
...да не скоро дело делалось
Судьба социальных реформ по-украински представляет собой интересное зрелище. Несмотря на все заверения власти по поводу их нужности и срочности, Кабмину из месяца в месяц не удается вплотную подойти не только к их реализации, но и к презентации более или менее оформленной версии. Самым ярким примером перманентных проблем служит пенсионная реформа. После бурного обсуждения самого концепта в 2010-м в 2011 год руководство страны вошло с убеждением "Реформе быть!", укреплению в котором немало способствовала настойчивость Международного валютного фонда.
Согласно договоренностям с кредитором, законопроекты, запускающие первую очередь реформы, должны были быть готовы к концу марта. К середине этого месяца глава государства пришел к выводу, что люди о проекте знают слишком мало, а, значит, его положения должны "широко разъясняться". Март миновал, и теперь уже в парламенте не исключают, что законопроект будет и вовсе отозван. "Мы определились относительно другого - он (проект закона, - "Подробности") нуждается в серьезной доработке. Я даже не исключаю тот вариант, что в процессе доработки мы можем прийти к формуле, когда тот законопроект, который есть, может быть отозван, а на его замену может быть подан другой законопроект", - пояснил глава фракции ПР Александр Ефремов.
Проволочки на пенсионном фронте, хотя и могут на некоторое время успокоить ту часть украинцев, которые, по словам социологов, готовы взбунтоваться, но одновременно ставят под вопрос пенсионное благополучие. И пока с главным направлением возникли проблемы, инициаторы реформы плотнее взялись за разработку "соседней" темы. Бороться с недофинансированием ПФ в правительстве хотят давно разрекламированным способом - объявить бой "конвертам". Логика у реформаторов нехитрая: больше зарплата - больше и отчисления. "Приблизительно 145 миллиардов гривен фонда заработной платы… находится в тени", - делится данными исследований глава Министерства социальной политики. Долго терпеть такое власти не намерены.
Артподготовку к новой реформе в Минсоцполитики начали заранее. О том, что: "Нужно выходить на индикативную заработную плату. На это идут и Польша, и Чехия.. Нужно усилить ответственности работодателей за нелегальные рабочие места и уменьшить налоговую нагрузку", - "социальный" вице-премьер говорит уже не первый месяц. Наконец, после этапа нагнетания обстановки в стиле "Инициатива будет вот-вот обнародована" Сергей Тигипко провел пресс-конференцию и презентовал обещанные законопроекты. Возможные новшества и в самом деле заслуживают внимания.
Закон-"прожектор"
За давнюю украинскую проблему пытались взяться представители не одной власти. Тем не менее, до сих достичь убедительных детенизационных успехов кормчим страны так и не удалось. По мнению политиков с каждым годом ситуация усугубляется. "Мы имеем 2,5 миллиона человек в Украине, которые получают минимальную зарплату... Я верю в то, что миллион может получать минимальную зарплату, но в 2,5 миллиона - не верю", - такова точка зрения Сергея Тигипко на ситуацию в 2010-11-м. Но как именно власти планируют бороться с "оптимизаторами", уходящими от налогов?
Судя по обнародованным на сайте Минсоциполитики предварительным версиям законопроектов (по словам вице-премьера дорабатывать комплект предложений в министерстве планируют еще около месяца), воевать с "тенью" собираются несколькими методами. С одной стороны, установив для работодателей более жесткие рамки допустимых выплат. С другой - путем увеличения ответственности за нарушения трудового законодательства.
Иллюстрацией работы в первом направлении служат намерения откорректировать нормы, касающиеся минимальной зарплаты. Например, уточнить, как часто она должна повышаться и с какой поправкой на инфляцию и/или рост ВВП. С учетом того, что глава государства выступил с инициативой отказаться от практики использования понятия "прожиточный минимум", - не исключено, что именно "минималка", начисляемая по новым правилам, ляжет в основу основ социальных выплат в стране. Но, вероятно, наибольший интерес наблюдателей с первых заявлений инициаторов "освещающей" реформы вызывает идея о введении индикативных зарплат, которые должны играть роль "маячков", на которые и будут сориентированы "социальные" отчисления. На сегодня мечта об индикации приняла в проекте закона форму "гарантированной заработной платы". Авторы документа предлагают выделить восемь профессионально-квалицикационных групп-"ступенек" для начисления таких гарантированных зарплат. Нижний уровень должен совпадать с размером "минималки", а с каждым карьерным "прыжком" - минимальная зарплата будет умножаться на определенный, пока неизвестный, коэффициент в зависимости от "ранга" работника" - от низкоквалифицированного сотрудника до топ-менеджера. "Для каждой из них установят специальный коэффициент, который будет умножаться на минимальную зарплату. Начислять зарплату ниже этого порога будет запрещено", - пояснил вице-премьер-реформатор.
Идея расписать, кто и сколько должен платить (а щедрое "предложение" распространяется в первую очередь на частный сектор, неохваченный отраслевыми соглашениями), - в комплекте предложения инициаторов не единственная. Большая часть предполагаемых нововведений должна коснуться ответственности за нарушение предписаний законодательства. "На сегодня Украина имеет самые низкие штрафные санкции среди стран Европы за нарушения законодательства о труде, в том числе и за несвоевременную и не в полном объеме выплату заработной платы, соблюдение минимальных государственных гарантий", - сетуют создатели комплекта законопроектов в пояснительной записке к одному из них. Бороться с нерадивыми работодателями предлагают не только гривной, но в первую очередь - именно ею. Неоформление работника хотят оценить в 200-500 необлагаемых минимумов (до 8500 тысяч гривен по сегодняшним меркам) или отправить нарушителей 2 года исправительных работ. То же самое - но совершенное повторно или по отношению к социально уязвимым сотрудникам - может стоить до тысячи "минимумов", а то и привести к шестимесячному аресту. Почти также сурово может "аукнуться" выплата "черных" или "серых" зарплат, несколько мягче - зарплаты, выплаченные с задержками… Нормы штрафов, к слову, предварительные - вице-премьеру хотелось бы и помасштабнее.
Для успешного наполнения бюджета, Пенсионного фонда и Соцстраха (в том числе - и за счет новых штрафов) инициаторы закона предлагают расширить полномочия контролирующих органов - причем интересоваться соблюдением норм трудового законодательства могут не только профильные инспекторы, но и целый сонм контролеров, вплоть до представителей органов лицензирования. Возможности госинспекторов труда на бумаге выглядят впечатляюще - наведаться к потенциальным нарушителям они могут в любой момент (предупреждать необязательно) - причем, похоже, не только по месту деятельности структуры, но к надомникам, если таковые имеются; давать им ответы и предоставлять документы "подследственные" обязаны, как обязаны и предоставлять удостоверения личности все люди, находящиеся на территории хозяйствующего субъекта, в отношении которых "есть основания считать, что они выполняют трудовые обязанности", причем все это - под фото-аудио-видеозапись.
Анонсирование таких правил игры сходу обеспокоило специалистов. "Это не тот метод, которым можно на самом деле что-то заставить сделать. Ну, плюс это будет для налоговой просто дополнительный повод, чтобы устраивать какие-то проверки, это то, что они больше всего любят делать, потому что проверки - это коррупция", - считает эксперт Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Владимир Дубровский. Закручивание гаек и расширение возможностей контролирующих органов может создать еще один механизм давления на налогоплательщиков. Тогда как в полной мере рассчитывать на действенность предлагаемых мер сложно… Также проблемы может обеспечить и новшество с гарантированными зарплатными уровнями. Власти предлагают их с оглядкой на практику выплаты минимальных зарплат всем, включая топ-менеджеров. "Оставлять 120 тысяч директоров на минимальной заработной плате - не будет такого. Контроль должен быть жесткий, все должны платить социальные взносы. Не заплатил - за это пенсионер не получил стакан молока", - заранее подготовил аргументы Сергей Тигипко. По мнению вице-премьера, нижний порог самых высокого уровня официальных зарплат должен составлять, как минимум, пять "минималок". Но эксперты к нововведению относятся не без скепсиса. С одной стороны, "гарантии" могут обернуться "уравниловкой", не всегда адекватной за пределами бюджетного сектора. "… Такая норма может повредить в том смысле, что все-таки на различных предприятиях один и тот же специалист, то есть одинаковый человек с точки зрения новых индикативных зарплат, может получать разную зарплату просто из-за того, что качество специалистов тоже отличается", - уточняет эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. С другой стороны, стремление государства к справедливости за чужой счет, может привести к тем же последствиям, что и ныне. И тогда погоня за индикацией обернется ситуацией, когда высококлассных специалистов работодатели будут, в лучшем случае, оформлять как "рангом" пониже с тем, чтобы и платить официально поменьше. В худшем случае - многие работающие сегодня рискуют очутиться на бирже труда. Причем такого взгляда придерживаются не только оппоненты властного лагеря, но и некоторые его представители. "Новый закон ударит, прежде всего, по малому бизнесу. И люди, которые там задействованы, потеряют работу", - допускает нардеп-"регионал" Владимир Ландик.
С теоретической точки зрения, стремление руководства страны посодействовать детенизации зарплат выглядит вполне оправданно. Более того, правильно рекламируя свои усилия в этом направлении, власти могут найти полное понимание у тех, в интересах кого эта инициатива затеяна - в первую очередь, у получателей социальной помощи. Не исключено и то, что в конечном итоге предлагаемые новшества обернутся меньшими (в количественном отношении) протестами, чем самые спорные "пенсионные" идеи. И все же нельзя не отметить, что нынешние "верхи", пытаясь сохранить стабильность системы, пошли своеобразным путем. Ведь, как напоминают и экономисты, и политики, с "конвертами" чаще борются снижением налогового бремени, а не увеличением государственного давления. Хотя, если учесть какой долгий и извилистый путь проходят украинские реформы, - определенно говорить о будущем идеи защитников ПФ еще рано.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас