Права выбора. Какие проблемы приготовило водителям государство


Права выбора. Какие проблемы приготовило водителям государство

МВД Украины срочно подгоняет законы под европейские автомобильные нормы. А заодно пополняет бюджет и обеспечивает госзаказом производителей документов.

Водителей лихорадит: мало того что цены на бензин каждую неделю преподносят сюрпризы, так ещё и грядет волокита с обменом прав. Последние спорные инициативы связаны с тем, что Европейская конвенция о дорожном движении, страной-участницей которой является и Украина, с 29 марта меняет некоторые правила. Наиболее ощутимые изменения связаны с порядком выдачи водительских удостоверений и новыми правилами оформления ДТП.

Срочный вопрос

Заявление министра внутренних дел Анатолия Могилёва о том, что все украинские водители должны получить новые права с десятилетним сроком действия, всколыхнуло 10-миллионное автолюбительское сообщество. Позже министр уточнил, что изменение коснётся только тех водителей, которые получат права после вступления в силу изменений, а также тех, кто выезжает за границу на личном автомобиле.

"Возможно, тот, кто готовил для руководства МВД выступление, невнимательно прочёл текст конвенции, потому что в изначально озвученную Могилёвым версию вкрались две существенные ошибки, - объясняет авторитетный в области защиты прав автовладельцев адвокат Вадим Володарский. - Во-первых, в 41-й статье новой редакции международного документа действительно оговорена возможность введения национальных прав с ограниченным сроком действия, но это не обязательное требование к государству. Действительно оговорена возможность введения национальных прав с ограниченным сроком действия, но это не обязательное требование к государству. Во-вторых, статья 43-я конвенции прямо предусматривает, что водительские удостоверения, выданные в соответствии с предыдущими редакциями конвенции, будут признаваться во всех странах, присоединившихся к конвенции, до истечения срока их действия. А поскольку у нас водительские права срока действия не имеют, они действительны за границей до тех пор, пока водитель в состоянии водить автомобиль".

Это означает, что все, у кого есть права, продолжают ездить как раньше, в том числе за границу - лишь бы в правах была латиницей продублирована основная информация о водителе.

Новые права, выданные после 29 марта, будут иметь ограниченный срок действия, но опять-таки не 10 лет, как обещал министр, а компромиссные 50 лет - соответствующее постановление принял Кабмин.

Большой куш

В правах, которые ранее получили украинские водители, была проставлена лишь дата выдачи документа, а графа со "сроком годности" удостоверения оставалась пустой. Теперь консорциум "ЕДАПС", единственный в Украине производитель пластиковых прав, будет проставлять и конечную дату действия документа. Одно это изменение повысит стоимость удостоверения со 150 до 200 грн. Ежегодно в Украине выдаётся 600 тыс. водительских удостоверений, и с 29 марта этот завидный рынок вырастет с 90 млн. до 120 млн. грн. Ежегодно в Украине выдаётся 600 тыс. водительских удостоверений, и с 29 марта этот завидный рынок вырастет с 90 млн. до 120 млн. грн.

ЕДАПС связывают с именем депутата-регионала Василия Грицака: компанию неоднократно подозревали в том, что её покровители обеспечивают постоянный поток госзаказов. В случае с правами конкурентов у консорциума нет: другие полиграфические предприятия, в том числе комбинат "Украина", не имеют технической возможности выпускать пластиковые документы. Поэтому ЕДАПС чувствует себя как никогда уверенно. "Наши производственные возможности позволяют обеспечить правами всех автолюбителей, даже если они захотят сменить права одновременно", - заявил Фокусу заместитель генерального директора консорциума "ЕДАПС" Александр Драников.

Обратная сторона полиса

В рамках гармонизации украинского законодательства с европейским парламентарии приняли ещё один закон, внешне весьма перспективный, но вряд ли способный облегчить жизнь водителям на практике. Через 6 месяцев в Украине должен заработать так называемый европротокол, позволяющий водителям при авариях, в которых нет пострадавших, не вызывать сотрудников ГАИ, а оформлять ДТП самостоятельно. Последнее слово за президентом.

"Подобная практика в Украине бесперспективна. Во-первых, в случае самостоятельного оформления ДТП у страховых компаний появятся новые поводы для отказа в выплате - например, неправильно оформленные документы или отсутствие свидетелей. Во-вторых, законопроект может быть использован злоумышленниками, специализирующимися на имитации ДТП", - говорит управляющий партнёр юридической компании "Ольга Демченко и партнёры" Ростислав Кравец. По словам адвоката, пара стареньких жигулей, застрахованных в разных компаниях, с лихвой окупится за полгода при их регулярном участии в мелких ДТП.

Поэтому для нормальной работы системы страховым компаниям необходимо до вступления закона в силу создать базу добросовестных клиентов. "Европротокол - это начало глобальных изменений в украинском страховом законодательстве, хотя его введение станет весьма трудоёмким для страховых компаний", - подтверждает директор департамента урегулирования убытков НАСК "Оранта" Татьяна Копаева.

"Успешной работе нововведения мешает то, что такое оформление возможно в тех случаях, когда виновник признаёт свою вину. На практике такое происходит крайне редко, люди доказывают свою невиновность даже в очевидных ситуациях", - рассказывает Вадим Володарский. В России опыт использования европротокола, введённого в 2009 году, провалился: лишь 4% всех ДТП оформляется по упрощённой схеме. В обмен на призрачные выгоды водители получат вполне реальные дополнительные расходы. Исчезнут как класс краткосрочные (сроком до одного месяца) полисы ОСАГО.

Пока европейские инициативы в украинском исполнении оборачиваются для автолюбителей только нервотрёпкой и дополнительными расходами.

Дорогие эксперименты

Видеозаписывающие измерители скорости "Визир", работа которых на украинских дорогах запомнилась водителям "письмами счастья", активно применялись работниками ГАИ в качестве средства фиксации нарушений ПДД. Спустя год решением суда использование прибора было запрещено. Покупка 500 "Визирей" (по цене $3 тыс. за штуку) обошлась бюджету в 12 млн. грн.

Сейчас вместо пылящихся на складах "Визирей" ГАИ начала использовать более совершенные приборы "Арена" и TruCam. Цена "Арены" - 60 тыс. грн., в 2010 году было закуплено 26 штук, а в течение 2011 года планируется приобрести ещё 100. TruCam, разработанный американским космическим агентством NASA, стоит ещё дороже - 100 тыс. грн. Их пока в Украине тоже всего 26. Итого на замену "Визирей" уже потрачено свыше 4 млн. грн.

Став мэром Киева, Леонид Черновецкий начал бороться с неправильно припаркованными автомобилями. Для этих целей город закупил эвакуаторы, потратив только в 2008-2009 гг. на их приобретение 25 млн. гривен. В этот же период город приобрёл мобильные группы блокировки колёс на более чем 10 млн. грн. Впоследствии решением суда эвакуация автомобилей и блокировка колёс были признаны незаконными.

Владимир Денисенко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua