Коломойского сдали Кремлю — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Коломойского сдали Кремлю

Энергетика
5569
Вслед за сменой руководства государственной компании "Укрнафта" власти требуют урегулировать спорные вопросы деятельности ПАО "Укртатнафта", которая владеет крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом страны - Кременчугским НПЗ. Другими словами, Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова просто выгоняют из Укртатнафты и передают компанию татарским акционерам.
Между Виктором Януковичем и российскими коллегами на днях явно прошли серьезные энергетические переговоры, и Президент Украины выдал целую очередь соответствующих приказов. Первый из них касается урегулирования спорных вопросов деятельности ПАО "Укртатнафта". План действий урегулирования спора должен быть разработан до июня текущего года. Также глава государства поручил Минэнергоугля и МИД продолжить разработку и согласование с российской стороной проектов в газовой сфере и электроэнергетике. Помимо этого, В.Янукович поручил премьер-министру Николаю Азарову принять меры для вступления в силу положений межправительственного соглашения с РФ о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти на НПЗ Украины и ее транзите через территорию Украины.
Поручение Азарову, которое касается положений межправительственного соглашения с Россией о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти на НПЗ Украины и ее транзите через территорию Украины, означает, что нефтепровод Одесса - Броды вновь может быть запущен в реверсном режиме. То есть будет качать нефть не из Одессы в Броды и далее в Беларусь, а наоборот - из России по нефтепроводу "Дружба" в направлении Бродов и далее в Одессу. Почему правительство Украины может принять подобное решение? Ведь Кабмин совсем недавно, после долгих лет лоббирования определенных нефтяных групп, запустил Одесса - Броды в аверсном режиме?
Всему виной министр энергетики Юрий Бойко, который не оправдал надежд правительства. В частности, на плечи Ю.Бойко была возложена задача по заполнению Одесса - Броды каспийской нефтью для работы в аверсном режиме. Нефть должна была поставляться для нужд белорусских и украинских НПЗ. Однако Азербайджан, который обязался заполнить украинский нефтепровод своей нефтью, не смог выполнить обязательств в полной мере.
Эксперты отмечают, что Украине, в связи с последними тенденциями и обстоятельствами, не удастся в полном объеме заполнить нефтепровод Одесса - Броды в аверсном режиме. Так как Беларусь, которой предназначалась львиная доля нефти по этому нефтепроводу, существенно снизила объем заявки. Это вызвано тем, что Беларусь достигла договоренностей с Россией о беспошлинном ввозе сырья. Таким образом, объемы транспортировки нефти через Украину северные соседи решили уменьшить с 10 млн тонн до 4 млн тонн в год. Кроме того, прикарпатские НПЗ группы "Приват", которые ранее настойчиво лоббировали запуск Одесса - Броды в аверсном режиме, вдруг отказались от потребления нефти. На этот раз у них возникла очередная серьезная причина: было заявлено, что переработка нефти стала нерентабельной после роста импорта дешевых нефтепродуктов с российских и белорусских нефтеперерабатывающих заводов.
В результате правительство просто потеряло всех потребителей азербайджанской нефти: Белнефтехим снизил объемы закупок на 6 млн тонн, а прикарпатские заводы ранее планировали потреблять 7 млн тонн нефти. Таким образом, эксплуатировать Одесса - Броды в аверсном режиме стало нерентабельно. Бойко также вел переговоры с поляками, которые рассматривали вариант импорта азербайджанской нефти по украинскому нефтепроводу, однако для этого необходимо еще достроить ветку до польского города Гданьск.
В результате на днях украинский нефтепровод начал поставку нефти в Беларусь - на Мозырский НПЗ. Однако в связи с малым объемом потребления нефтепровод удалось загрузить менее чем на треть. В частности, морской терминал в порту Южный принял танкеры с 170 тыс. тонн легкой азербайджанской нефти. На данный момент начато вытеснение 620 тыс. тонн технологической нефти Urals, которой заполнен Одесса - Броды.
В компании "Укртранснафта" утверждают, что смогут наладить поставки азербайджанской нефти в страны Восточной Европы, благодаря росту цены нефти на мировых рынках. В частности, украинская сторона начала переговоры о поставках нефти с Чехией, Словакией, Польшей и Венгрией. Однако чем закончатся эти переговоры, пока неизвестно. Эксперты отмечают, что Украина в этих переговорах может достичь определенного результата. Но удастся ли по результатам этих переговоров загрузить нефтепровод в полном объеме, прогнозировать не берутся. На данный момент, утверждают в Укртранснафте, идут переговоры о транспортировке в эти страны дополнительных 3 млн тонн нефти.
В пользу украинского нефтепровода играют не только низкая цена азербайджанской нефти, но и проблемы с транспортировкой нефти через пролив Босфор из-за неблагоприятных погодных условий. Но полной загрузки нефтепровода Одесса - Броды украинская сторона пока не достигла.
Януковичу, очевидно, порядком надоели тщетные попытки министров загурзить нефтепровод каспийской нефтью. Тем более что российская сторона, скорее всего, сделала ему свое предложение. Судя по приказам Президента, россияне предложили полностью возобновить транзит нефти через территорию Украины, а также определенные бонусы в газовой и энергетической сфере. Глупо надеяться на компромисс в вопросе модернизации украинской ГТС. Скорее всего, речь идет о банальных деталях в области добычи сланцевого газа на территории Украины и слияния Нафтогаза и Газпрома. Россияне, скорее всего, сделали ряд незначительных уступок.
В свою очередь, они потребовали от Президента вернуть татарским акционерам компанию Укртатнафта вместе с Кременчугским НПЗ, а значит, и влияние на украинский рынок нефтепродуктов. Также, вероятнее всего, речь шла и о продаже россиянам в рамках приватизации одного или двух предприятий тепловой генерации, а следовательно, - об экспорте электроэнергии в страны Европы и Беларусь.
В плане возврата Кременчугского НПЗ и управляющей Укртатнафты Президент не чувствует угрызений совести, так как от группы "Приват" экономике страны нет никакой отдачи. Два НПЗ простаивают уже несколько лет подряд, к тому же Приват в их лице снова подставил украинский транзит, отказавшись от потребления 7 млн тонн азербайджанской нефти. Укрнафту, сырьевого донора Кременчугского НПЗ, государство наконец прибирает себе, поэтому в присутствии группы "Приват" в Укртатнафте правительство не видит никакого смысла. Следовательно, компанию можно вернуть татарским акционерам в обмен на транзит российской нефти.
С приходом новой власти Коломойский потерял лоббистов в правительстве. До этого времени главным лоббистом Привата была Юлия Тимошенко. Приватовцы оплачивали часть ее расходов на предвыборные кампании, а Тимошенко, находясь при власти, решала задачи группы.
В последних же президентских выборах Приват принял незначительное участие, именно поэтому у экс-премьера и возникли финансовые проблемы в предвыборной кампании. Не смогли помочь премьеру и владельцы крупных ФПГ Константин Жеваго, Тариел Васадзе, Сергей Тарута, так как сами с трудом отошли после кризиса и испытывали серьезные финансовые трудности. Поэтому большую часть предвыборной кампании экс-премьеру пришлось финансировать за государственные деньги, за что теперь и отдувается большая часть ее команды.
Группа "Приват" также не приняла никакого участия и в становлении новой власти, поэтому теперь ее и отодвигают в сторону. Коломойский и Боголюбов занимают крупнейшую часть нефтяного рынка страны: в их распоряжении три НПЗ, крупнейший добытчик нефти Укрнафта и крупная сеть АЗС. Для группы, не приближенной к власти, это достаточно большая роскошь, особенно, если она работает в ущерб государству.
Поэтому правительство готово в судебном порядке добиться признания законной покупки 8% акций ЗАО "Укртатнафта", которую провела в 2008 году швейцарская компания AmRuz Traiding, подконтрольная татарским акционерам. В случае признания этой сделки законной Кабмин автоматически выбьет почву из-под ног Привата, а татарские акционеры получат контроль над предприятием. Следует ожидать, что затем наступит очередь и простаивающих прикарпатских активов - Надворнянского и Дрогобычского НПЗ.
Так есть ли смысл группе "Приват" бороться за Укртатнафту после потери контроля над Укрнафтой? Скорее всего, есть, но небольшой. Эксперты отмечают слабую ответную реакцию со стороны группы, объясняя это тем, что, вероятно, Привату пообещали взамен бонусы в других направлениях. Однако звучит это неубедительно. Зачем что-либо отдавать взамен, если можно забрать просто так. Тем более что и взамен предложить нечего.
Тарас Жирош
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас