1313
Между пенсией и реформой
— Казна и Политика
Все мы хотим жить хорошо. Ну, например, как шведы с их самыми высокими зарплатами. Или как немцы с высокими социальными гарантиями. А еще лучше - как французы, с самым высоким уровнем жизни. Это понятно. Впрочем, похвальная тяга "к высокому" в нашем случае нивелируется стойким нежеланием платить такие же налоги, как в Швеции, выходить на пенсию в таком же возрасте, как в Германии, и отчислять государству с зарплаты столько же, сколько во Франции. Ибо все это тоже сочетается со словом "высокий"…
Вот такое вот противоречие, ментально присущее всей украинской нации. Хотим, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было (по-моему, самый популярный тост на свадьбах, днях рождения и даже поминках). Причем пусть первое будет как можно быстрее, а второго - не будет вообще. И пофиг всем, что в любой экономической системе это вызовет элементарный дисбаланс.
Потому любые непопулярные шаги правительства (направленные, кстати, именно на сбалансирование расшатанной кризисом и предыдущими "керманичами нації" отечественной экономики) вызывают в умах брожение, по силе сравнимое только с эффектом от подорожания гречки. Услышал - беги, кричи, критикуй, а то не успеешь. Раскупят (или проголосуют) без твоего компетентного мнения.
Ярким примером тому послужил Налоговый кодекс. Два чтения с разницей во времени в полгода, недовольство народных масс (а зачем платить больше?), налоговый Майдан и частичное вето президента - таких перипетий "общественного обсуждения" не переживала, пожалуй, ни одна законодательная инициатива в Украине со времен распада СССР. Зато теперь, в лучших традициях прецедентного права, их может пережить новая многострадальная реформа - пенсионная.
Многострадальная она по нескольким причинам. Во-первых, необходимость пенсионного реформирования обсуждается в кругах "носителей мандатов" еще с 2003 года. Уже тогда было понятно, что существующая солидарная система исчерпала свои возможности и начала "черпать" из госбюджета, поэтому в 2005-м правительством Еханурова была одобрена Стратегия развития пенсионной системы на 2006-2009 годы. За это время планировалось внедрить накопительную систему: персональные пенсионные счета, куда работающие должны были откладывать 2-7% зарплаты. То есть каждый копит "на старость" по возможностям, пенсия зависит только от зарплаты, а работодатели поголовно отказываются от "конвертов" в пользу рабочего класса. Настоящая идиллия развитого рыночного общества!
Когда на излете 2009-го стало понятно, что "воз и ныне там" (то есть остался на старте реализации Стратегии), распоряжением Кабмина реформу отсрочили. Тогдашнее правительство, озабоченное предстоящими президентскими выборами, торжественно пообещало народу завершить подготовку к внедрению пенсионного рая… в 2014-2017 годах.
Впрочем, "не так сталося, як гадалося" - эти функционеры сегодня озабочены совсем другими проблемами. Зато в конце прошлого года в ВР был внесен законопроект о пенсионной реформе от действующего правительства. А с начала года нынешнего - на всех сайтах, заборах и пресс-конференциях общественность принялась громить повышение пенсионного возраста для женщин. Реакция понятна. Отторжение вызывает ментально присущее нам противоречие, о котором я говорила в начале статьи.
Те обещали, что скоро будет лучше. Обещания не выполнили, но и хуже не сделали. Эти - ничего не обещают. Ни тебе манны небесной, ни заоблачных пенсий в размере люксембургского прожиточного минимума. Просто говорят "надо" и делают. Значит, определенно будет хуже...
Подтверждение видела лично: статья "ТРУДный возраст", в которой я пыталась проанализировать этот первый и наиболее "одиозный" этап пенсионной реформы, как и прогнозировалось, вызвала локальную бурю критических комментариев. Как "интимного" характера с упоминанием моей бабушки, так и по существу. Если первые вряд ли будут кому-то интересны, то вот среди последних есть весьма неоднозначные. В частности, убеждение, что "в статье, как и в большинстве других агиток, передергиваются понятия"…
Вот уж не знаю, о "передергивании" чего идет речь. Честно. И не могу понять, каким образом можно "передернуть", к примеру, дефицит Пенсионного фонда - цифру, которая сама по себе является неоспоримым признаком глубочайшего, как Марианская впадина, кризиса солидарной пенсионной системы. В 2009 году нехватка средств для выплаты гарантированных государством пенсий составила 30 млрд. грн., а в прошлом году, по словам вице-премьер-министра Сергея Тигипко, дефицит ПФ возрос еще на 4,4 млрд. грн.
Понимаю, для многих этот показатель, простите за тавтологию, не показателен. Зачастую пенсионер, которому почтальон ежемесячно приносит положенный "паек", воспринимает ПФ как отдельно функционирующую структуру с непонятно откуда берущимися долгами. Вот только "мухи и котлеты" здесь не отдельно, а как раз вместе.
Возьмем за "отправную точку" пенсию в размере 1099,5 грн. (столько, по данным Госкомстата, сегодня получает среднестатистический украинский пенсионер) - за год таких выплат "набегает" на сумму в 13,2 тыс. грн. Если учесть, что пенсионеров в нашей державе сейчас порядка 13,7 млн. человек, всем им в год нужно "дозировано" перечислить чуть меньше 181 млрд. грн. Дефицит ПФ, погашаемый из госбюджета, - почти 35 млрд. грн.
То есть, пятая часть украинских пенсионеров сейчас доживает свой век за счет "бюджетников". Чаще всего - учителей, врачей и мелких государственных служащих, поскольку чиновники "высокого полета" на себе экономить не привыкли.
Это сейчас. На будущее же при неизменных обстоятельствах прогнозы, как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Ежегодно в Украине уменьшается количество работающих граждан - то есть тех, кто непосредственно наполняет ПФ отчислениями со своих зарплат. Опять-таки ссылаюсь на слова господина Тигипко: за последний год количество таких людей официально сократилось с 15,8 млн. до 14,4 млн. человек. Учитывая демографические тенденции, "перекос" в сторону пенсионеров будет только расти. Некоторые эксперты считают, что к 2015 году бюджет ПФ по объему вполне может "дотянуть" до общего объема всех поступлений в госбюджет страны: таким образом, пенсии станут крупнейшей статьей государственных расходов.
Но нам не привыкать бить рекорды. Уже сейчас соотношение пенсионных расходов к уровню ВВП в Украине едва ли не самое высокое в мире. 18% в прошлом году, 16-17% (очень теоретически и при условии экономического роста) в нынешнем - это бремя, которого не вынесет ни одна экономика, какими бы гулливеровскими шагами она ни восстанавливалась после кризиса. Для развитых стран, которые тоже имеют демографические проблемы, норма этого значения не превышает 9-11%, утверждают в Институте демографии и социальных исследований. У нас - почти в два раза больше. И нормально вроде живем при такой "анормальности"…
Нормально, да не очень. Периодически то здесь, то там с легкой руки каких-нибудь профсоюзных организаций (которым ведь тоже как-то надо отрабатывать свой хлеб) в обществе возникают волнения. Мол, как это так: пенсии у чиновников в два раза выше, чем у простых граждан! Простите, очень просто. На сегодняшний день в нашей стране самый низкий в Европе уровень "белых" зарплат: в частном секторе среднестатистическая ежемесячная плата за труд не превышает 1,4-1,8 тыс. грн. (и то лишь за счет предприятий с иностранным капиталом в крупных городах страны). В государственном секторе "конверты" давать как-то несолидно - там официальная зарплата в среднем составляет 2,4-2,7 тыс. грн. Вот и посчитайте, откуда берется это "в два раза".
Нет, безусловно, частных работодателей понять можно. Уровень нагрузки на "зэпэ" в нашей стране чрезмерно высок: 41,2% нужно отчислить только лишь на социальное страхование. То есть, белая зарплата "нетто" (что интересует всех соискателей) у нас почти вполовину ниже, чем "брутто" (что озвучивают работодатели). Поэтому в кризис ПФ превратился в своего рода "черную дыру" и для первых, и для последних. Гораздо проще сейчас выплатить или получить "налом" то, что пойдет на гипотетическую пенсию. А теми, кто уже не работает, но еще не умер, пускай заморачивается государство.
Вот так и тянем свою волынку. Возмущаемся несправедливой ситуацией. Скептически выслушиваем сообщения правительства о том, что дефицит ПФ в скором времени не позволит гарантировать стабильную выплату пенсий. Ухмыляемся, когда нам предлагают на выбор два безысходных пути: сокращение размера пенсионного обеспечения или полная заморозка выплат до того времени, пока не стабилизируется Фонд. Комментируем: куда ж они денутся, родимые?! Займут еще пару десятков миллионов у МВФ и выдадут всем и все в полном объеме. А нет - соберем новый Майдан, "пенсионный".
Хотя можно все устроить без "зрелищ" и остаться при этом с "хлебом". На самом деле пенсионная реформа не так страшна, как ее малюют заинтересованные лица. Ну, увеличат порог выхода на пенсию для женщин до 60 лет. И то ведь не всем, а только тем, кому нет 55-ти. И не сразу, а постепенно: на протяжении десяти лет на 6 месяцев с каждого года. В Германии вон со следующего года до 67 лет будут работать все, и мужчины, и женщины. И никто не призывает выходить на улицы и собирать Потсдамский Майдан.
Ведь объективно "дотянуть до 60-ти" будет сложно только тем, кому сейчас 45 и больше: они уже считали оставшиеся годы до "дембеля" и мечтали о воспитании внуков. Остальные перестроятся легче (если их не накручивать постоянными разговорами по поводу) и будут вполне довольны тем, что за десять лет размер женских пенсий возрастет на четверть - по 2,5% ежегодно. Уйдет возмущение социальной несправедливостью: реформа предусматривает снижение специальных пенсий и пенсий госслужащих до адекватного уровня (максимум - 12 прожиточных минимумов). А в перспективе наконец-то станет реальной накопительная система. Согласитесь, гораздо приятнее получать не только государственный минимум, но и собранный за трудовую жизнь максимум.
Я уже не говорю о глобальных моментах, как то: гарантирование стопроцентной выплаты пенсий сейчас и в будущем за счет сокращения дефицита ПФ и высвобождения дополнительно 1,8% ВВП для потребностей пенсионеров. Это позитив в долгосрочной перспективе: гражданам пока все равно, а государству приятно. Другое, что нам в этом государстве жить - кому долго, а кому и до смерти. Так почему же сейчас не поступиться какими-то своими соображениями (итак в большинстве случаев внушаемыми извне), чтобы потом было приятно и нам тоже?
Алина Полищук
По материалам: Кіевскій ТелеграфЪ
Поделиться новостью