Уроки истории: от первой платформы до сдачи шельфа чужакам — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Уроки истории: от первой платформы до сдачи шельфа чужакам

Энергетика
2408
Первая в бывшем Союзе самоходная полупогружная буровая платформа (СПБУ) "Таврида" заработала в 1974 году на шельфе Крыма.
В этом же регионе был сооружен первый в СССР технологический порт Черноморск, построенный для обслуживания платформ: их установка требует услуг сверхтяжелых буксиров, кранов- подъемников, судов трубо- и кабелеукладки. Предприятия Украины занимали и продолжают удерживать лидерство на рынке СССР в производстве этих и других судов вспомогательного флота. А главное, собственником технологий на все платформы самоходного класса, произведенные в бывшем СССР (серии "Каспий" и "Шельф") является так же украинское предприятие - севастопольское КБ "Коралл". Длительные годы, на пути процветания этого сектора судостроения Украины стояла высокая, недосягаемая для нашего рынка капитало- и наукоемкость. Играло негативную роль также отсутствие интереса к шельфу со стороны государственных чиновников Киева.
Высокую технологичность этой отрасли лучше всех объясняет популярное среди специалистов выражение: "Попробуйте ночью при сильном ветре опустить с Эйфелевой башни соломинку длинной 300 метров в фужер шампанского". Так в середине минувшего столетия французский военный океанограф Клод Рифо отреагировал на очередной технологический прорыв США - строительство в 1948 году первой в мире плавучей нефтяной платформы Kermak-16 для добычи нефти и газа в Мексиканском заливе. Эта платформа стоила всего $230 тыс. и работала на мелкой глубине воды в 6 метров.
До этого технологического прорыва, датой первого выхода нефтяников на шельф считались 1896-й и 1905-й годы. К первой дате относится строительство насыпи на побережье Калифорнии, которое так и не завершилось возведением платформы. Через 10 лет "платформенный" выход в море нефтяникам все же удался. Этот шаг осуществила группа инженеров, во главе которой стоял строитель Херсонского навигационного канала поляк Павел Потоцкий. Он развернул первый морской промысел в Баку, тогдашней мировой столице добычи нефти. Тогда добыча велась на прототипах будущих платформ.
Позже, когда Азербайджан стал частью СССР, Потоцкий стал первым директором госпредприятия "Азнефть". Однако, чрезмерно науко- и капиталоемкая морская добыча в Советской России как-то откровенно не прижилась, и предпочтение отдавалось сухопутным месторождениям сначала Украины и Поволжья, а затем Сибири.
Что касается Азербайджана, то его морские запасы было решено разрабатывать с насыпей на побережье, или же, со стационарных эстакадных платформ, апробированных еще Потоцким. Первая из таких ярко живописных эстакад - знаменитый "надводный город" Нефтяные Камни - заработала в Баку сразу после Второй мировой войны, в 1947- 1948 годах.
В отличие от СССР, США сделали ставку на более дорогие технологии "самоходных" платформ. Сразу после подведения итогов работы Kermak-16, в 1954 в Мексиканском заливе заработала первая в мире полноценная самоподъемная погружная буровая платформа (СПБП), с красноречивым названием Mister Gas. Примечательно, что лидером процесса выхода газовиков и нефтяников в море стала отнюдь не нефтяная компания. Ею была горнодобывающая Kerr McGee Inc., которая на то время была главным производителем природного урана в США. Ее близость к Вашингтону привела к неизменной традиции - с тех пор и поныне расходы частных инвесторов на разработку шельфа в США почти на 80% компенсируются за счет госбюджета.
Открытые месторождения передаются в стратегический резерв государства. "Откупоривают" его, то бишь распломбируют и заселяют готовые к работе нефтяные платформы, все те же частные компании. Они предоставляют госбюджету США весомые деньги для компенсации внеплановых расходов, например, на зарубежные военные операции. Первым признаком их подготовки считаются заявления Вашингтона о раскрытии стратегического резерва. После которых (это почти аксиома) следует ценовой обвал на мировых нефтяных биржах.
Подобный акцент США на резервах шельфа привел к тому, что в течение нескольких десятилетий ХХ века индустрия производства платформ принесла миру самые большие инженерные сооружения в истории человечества.
Сначала это были американские платформы, затем- европейские Ekofisk (более 0,2 млн. т) и Ninian ( 0,6 млн тонн). На рубеже веков, появились настоящие исполины - платформы Troll с водоизмещением 0,8 млн. тонн и Hibernia водоизмещением более 1 млн. тонн.
Какое-то время СССР не реагировал на этот процесс и предпочитал жить за счет доходов исключительно от добычи на суше. Моря Кремль боялся. На то были веские естественные причины. 100% морских запасов бывшего СССР были сосредоточены в приграничных зонах - Сахалина, Калининградской области и водах Каспийского и Черного морей. А готовясь к войне за право осчастливить всю планету, начинать добычу стратегического сырья возле границ считалась делом не логичным.
Ситуация изменилась в 1970-е годы, когда СССР со значительным отставанием от США, все же пришлось взяться за такое капитало- и наукоемкое дело, как строительстство платформ. Причины были не внутренние, а сугубо внешние: открытия гигантских морских месторождений в бывших странах "советского лагеря", Анголе и Вьетнаме. Для поддержки вассальных режимов СССР, а также их изоляции их от западных технологий СССР взялся за разработку собственных платформ серии "Каспий" и "Шельф". Первоначально разработку было решено возложить на КБ Петербурга, ближе к заводу "Выборгская верфь".
Но в итоге выбор пал на закрытый для иностранцев Севастополь, который находится ближе к основным производителям нефтяных танкеров в СССР: николаевскому "ЧСЗ" и керченскому заводу "Залив". С того времени, единственным разработчиком СПБУ в бывшем Союзе стало севастопольское КБ "Коралл", разработчиком их оснащения - севастопольское КБ "Таврида". Производство разделили между заводами "ЧСЗ", астраханскими "Астраханский Корабел" ("Астра") и "Красные баррикады", а также "Выборгская Судоверфь". Монополистом производства подводной части стационарных платформ стал Баку и местный "Завод Глубоководных оснований имени Гейдара Алиева". Многие азербайджанцы, кстати, уверены в том, что первый президент их республики Гейдар Алиев, как бывший глава КГБ АзССР, в конце ХХ века имел прямое отношение к заимствованию "платформенных" технологий США: ради процветания Баку, конечно.
Длительный период, главным крупным достижением украинского КБ "Коралл" была поставка платформ для освоения месторождения White Tiger во Вьетнаме. Сегодня оно одно дает в год 12 млн. тонн нефти, что больше добычи всей Украины. Однако, все изменилось в начале ХХI века, когда нефтяной бум на шельфе Азербайджана и Казахстана стал свершившимся фактом. С этого времени стагнация предприятий платформенного судостроения Украины закончилась. Все они приобрели новых инвесторов - "ЧСЗ" стал собственностью российского холдинга "Смарт Групп", а "Коралл" стал собственностью российской корпорации "Группа Каспийская Энергия".
Андрей Старостин
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас