Транспорт в электрошоке


Транспорт в электрошоке

Предприятия городского электротранспорта с 1 февраля будут платить за электроэнергию на 30% больше. В связи с этим местные власти планируют повысить стоимость проезда в трамваях и троллейбусах на 50% - на выплату дотаций на погашение тарифной разницы предприятиям отрасли в городских бюджетах средств нет. Впрочем, реальные затраты предприятий вырастут намного меньше - всего на 3%.

Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) сообщила о регистрации в Минюсте постановления №8/1 о повышении с 1 февраля стоимости электроэнергии для предприятий городского электротранспорта на 30% (на 7,32 коп./кВт•ч) - до 31,68 коп./кВт•ч. Такая же цена запланирована для религиозных организаций, детских центров "Артек" и "Молодая гвардия", а также населения. Ожидается, что в 2011 году состоятся еще два повышения стоимости электроэнергии: двукратное увеличение в апреле и на 39% в августе; или повышение на 50% в апреле и сентябре.

Предприятия горэлектротранспорта (трамваи, троллейбусы, метрополитен) с 2004 года оплачивали электроэнергию по тарифу, аналогичному для населения,- 13 коп./кВт•ч. С 1 мая 2006 года цена электроэнергии для этих потребителей выросла на 25%, с 1 сентября - еще на столько же, до 24,36 коп./кВт•ч. В 2007 году Кабмин постановлением №881 определил, что разница между ценой электроэнергии для горэлектротранспорта и ее себестоимостью компенсируется энергогенерации за счет оптовой цены.

Повышение стоимости электроэнергии снизит перекрестное субсидирование в отрасли, но потребует от местных властей увеличения платы за проезд, чтобы компенсировать увеличившиеся затраты коммунальных транспортных предприятий. "Это повышение серьезно повлияет на предприятия электротранспорта, поскольку электроэнергия - одна из основных составляющих себестоимости предоставляемых ими услуг. Существуют два варианта выхода из сложившейся ситуации: либо поднять плату за проезд, либо компенсировать тарифную разницу из городского бюджета.

Поскольку из-за нехватки средств последний вариант маловероятен, следует ожидать увеличения платы за проезд",- сообщил мэр Винницы Владимир Гройсман. "До принятия решения комиссии мы планировали увеличить стоимость проезда на 50%, до 1,5 грн. Думаю, теперь у нас есть основания для поднятия цены",- подчеркнул мэр Львова Андрей Садовый.

Увеличение стоимости проезда по всей стране в 1,5 раза участники рынка считают неизбежным. "Пока мы ждем решения местной власти: будут ли нас дотировать или увеличат стоимость услуг. Скорее всего увеличится оплата за проезд",- считает директор КП "Кировоградэлектротранс" Валерий Гросул. "С нами никто не советовался и консультаций не проводил. О повышении тарифов мы узнали из новостей,- рассказал заместитель директора ГКП "Луганскэлектротранс" Александр Рябоштан.- Мы ждем решения властей, но вероятно, что цены за проезд будут повышены до 1,5 грн". При этом ни мэры, ни руководители предприятий не смогли сообщить, какую долю в структуре тарифа на проезд занимает электроэнергия и насколько обоснован рост стоимости билетов на 50%. Только директор КП "Ровноэлектроавтотранс" Степан Загинный рассказал, что затраты на оплату электроэнергии в тарифе на проезд пассажиров не превышают 7,2%: "Основную долю в тарифе - более 80% - занимает выплата заработной платы, остальное - расходы на техническое обслуживание".

Действительно, еще в декабре 2008 года Министерство по вопросам ЖКХ рассчитало, что при цене на электроэнергию в 24,36 коп. ее доля в тарифе на проезд должна составлять 9,03%. 30-процентный рост стоимости означает, что предприятия электротранспорта должны увеличить тариф на проезд всего на 3 коп. - до 1,03 грн за билет. "Доля электроэнергии в тарифе сейчас также не превышает 10%, а большую часть выручки предприятия расходуют на заработную плату",- отметил экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. За минувшие два года с момента последнего двукратного повышения (до 1 грн) стоимости проезда в горэлектротранспорте минимальная заработная плата увеличивалась уже десять раз - с 605 грн до 941 грн (+55,5%), что теперь будет учтено в тарифе. Впрочем, в Киеве, где стоимость проезда в трамвае и троллейбусе составляет 1,5 грн, а в метрополитене - 2 грн, тарифы могут не измениться. Источник в КГГА рассказа, что глава администрации Александр Попов поручил "Киевметрополитену" и "Киевпастрансу" разработать меры по предотвращению повышению стоимости проезда.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua