ТРУДный возраст — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

ТРУДный возраст

Казна и Политика
2899
Так уж получилось, что до работы я добираюсь двумя видами транспорта. Причем самыми что ни на есть общественными - сначала трамваем, затем метро. Поэтому со всей ответственностью могу утверждать, что в хит-листе социальных обсуждений наряду с подорожанием гречки и новыми перипетиями героев "Обручального кольца" стабильно держится вопрос пенсионной реформы. Ну не дает покоя нашим гражданам то, что работать придется так, как будто они уже в Европе, а получать за это - меньше, чем при СССР…
До пенсии мне пока еще далековато, однако мысль "эх, родили б меня попозже, была б я помоложе" уже периодически всплывает в мозгу. Так что тема мне, в общем-то, близка. Впрочем, в активных "трамвайных" дебатах я никогда участия не принимала, потому как за свои соображения (в силу их возрастной объективности) могла банально получить авоськой по морде. Интернет в этом плане более лоялен: максимум, что меня ждет, - это пара десятков нелестных комментариев. Что не является веской причиной не поделиться с вами собственными размышлениями "по поводу".
Итак, для начала - наиболее распространенные в народе аргументы "против". Не только "шпионаж" в транспорте, но и предварительные результаты общественного обсуждения реформы, стартовавшего в декабре минувшего года, свидетельствуют: основная масса замечаний и возражений касается планируемого повышения пенсионного возраста. Напомню, дамам, родившимся после 31 января 1956 года, теперь придется работать до заслуженного отдыха на пять лет дольше - до 60 лет вместо нынешних 55. Мужчинам повезло чуть больше: пенсионный возраст повысят только госслужащим, которые родились после 31 декабря 1952 года, и то всего на два года, до 62 лет.
И здесь прямо-таки поражает осведомленность наших сограждан! Похоже, каждый среднестатистический украинец чуть ли не ежедневно отслеживает исследования ООН по вопросам народонаселения, а большинство дам бальзаковского возраста ежевечернее мониторят Интернет в поисках последней демографической статистики…
По крайней мере, именно в транспорте я узнала, что Украина по продолжительности жизни занимает 150-е место из 223 стран мира, и это - самый низкий показатель среди промышленно-развитых государств. Оказывается, в среднем мы живем не более 62 лет (на 11 лет меньше, чем в странах Европы, и на 8 лет меньше, чем в соседней Польше), а уровень хронической заболеваемости среди работающего украинского населения давно вызывает сомнения в его жизнеспособности.
С этим не поспоришь. Как, впрочем, и с тем, что для многих наших граждан пенсия - это не только светлая пристань в бурном море рабочих будней, причалив к которой, можно наконец-то спокойно воспитывать внуков, печь пирожки, чинить свою "копейку" и смотреть сериалы. По данным Госкомстата, "дотянув" до пенсионного возраста, более 20% украинцев продолжают выходить на рабочий пост. Соответственно, пенсия для них - это заслуженная надбавка к зарплате (средний размер пенсионного обеспечения у работающих пенсионеров на 27% выше, чем у неработающих), которой придется лишиться. Еще раз напомню: в планах чиновников - отнять у ударников постпенсионного труда надбавки за сверхурочный стаж и доплаты, которые возникают при увеличении прожиточного минимума.
Самым же веским социальным аргументом оппозиционеры пенсионной реформы называют толпы "молодых и неопытных", которым негде будет устроиться после окончания вузов, колледжей, училищ и прочих альма-матер. Якобы рабочие места, которые еще пять лет будут занимать наши женщины, - это отобранный ресурс у украинской молодежи.
Так, заместитель руководителя Федерации Профсоюзов Украины Сергей Украинец заявил, что, поскольку 2,5 миллиона рабочих мест пенсионеры не освободят, то 2,5 миллиона выпускников (на минуточку, выпуск школ Украины за 5 лет) уедут за границу или пойдут в бандиты. Желание профсоюзов на ровном месте поднять ура-патриотическое знамя понятно - тема острая, резонансная, можно и "выехать" на волне борьбы за права народа. Но есть другие, более объективные факты, которые вполне потянут на аргументы "за".
"Во-первых, пенсионный возраст будет повышаться постепенно, на протяжении 10 лет, - анализирует управляющий партнер Executive Search агентства "SM Consulting" Сергей Марченко. - Это значит, что рабочие места будут замещаться новыми пенсионерками со скоростью всего 250 тыс. в год, что в масштабе страны является незначительным. Учитывая количество трудоспособного населения в Украине, которое сейчас оценивают в 21 млн. человек, такое замещение составит чуть более 1% от емкости украинского рынка труда. К тому же повышение пенсионного возраста никоим образом не затрагивает молодых специалистов по той простой причине, что молодежи не интересны вакансии, традиционно занимаемые пожилыми людьми. Вахтеры, сторожа, библиотекари, мелкие клерки в ЖЭКах и госорганах, учителя, санитарки, уборщицы - это не те профессии, на которые будет претендовать молодежь".
Вторым неоспоримым фактом, по словам Сергея Марченко, является такая демографическая ситуация, когда работающие граждане не могут обеспечить достойную социальную защиту пенсионерам. Нам до нее осталось недолго: сегодня в Украине 10 работников содержат 8 пенсионеров, долгосрочный же прогноз говорит о том, что к 2040 году у нас на 1000 работающих будет 1200 пожилых людей. Если учесть, что многие украинцы "тянут рабочую лямку" за рубежом, а после достижения пенсионного возраста получают пенсионное обеспечение на родине, вполне возможно, что тем, кому сегодня "слегка за 30", в старости вообще не достанется пенсионного пайка.
Уже сегодня, по данным Института демографии и социальных исследований НАНУ, каждая шестая гривна госфинансов идет на пенсионные выплаты. Директор Института Элла Либанова неоднократно говорила о том, что Пенсионный фонд Украины глубоко дефицитен. Например, чтобы бесперебойно выплатить пенсии за первые две недели 2011 года, в качестве дотации Пенсионному фонду необходимо будет выделить из госбюджета порядка 9 млрд. грн. А это в несколько раз превышает объем бюджетных поступлений за прошедшие рабочие дни января.
"Перед правительством Азарова стоит дилемма: нужно или сокращать пенсии, или увеличивать пенсионный возраст, иначе дефицит бюджета Пенсионного Фонда грозит экономическими потрясениями вплоть до дефолта страны, - комментирует Сергей Марченко. - Если говорить о мировом опыте, то недавно подобным путем пошла Германия. Там еще несколько лет назад принят закон о повышении пенсионного возраста для всех пенсионеров, независимо от пола, с нынешних 65 до 67 лет на протяжении 2012-2029 годов. Более того, сейчас в Германии идет дискуссия о повышении пенсионного возраста до 70 лет. А европейских стран, в которых пенсионный возраст составляет меньше 60 лет, я, кроме постсоветского пространства, и не припомню".
Таким образом, пожилые украинцы на фоне мировых тенденций выглядят чуть ли не самыми ленивыми. Да еще и возмущаются: как, мол, протянешь тут лишние несколько лет, если уже в 50 пенсия начинает сниться?! Тем не менее, реформе в Украине быть, и повышению порога выхода на пенсию тоже. Это объективный факт, подтвержденный вышеуказанными аргументами. Что же касается личной позиции, то здесь я нахожусь под влиянием двух противовесов: мнение мамы (которая по дате рождения всего пару лет недотянула до "пенсионной амнистии") и позиция бабушки, которой на днях деликатно намекнули, что в ее 82 года пора бы уже написать заявление на увольнение…
Алина Полищук
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас