НавухоНДСор — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

НавухоНДСор

Казна и Политика
1563
Как и прогнозировал БИЗНЕС , Бюджет-2011 был принят в кратчайшие сроки после его рассмотрения в первом чтении (если точнее - через девять дней) и с минимальными изменениями.
Впрочем, для того чтобы это предугадать, в сложившейся политической обстановке не нужно было проявлять способности Нострадамуса.
Во втором и третьем чтении депутаты проголосовали за документ 23 декабря. А еще через пять дней его подписал Президент. При этом депутатам, чтобы проголосовать за главный финансовый документ страны, хватило академического часа! То есть обсуждения как такового не было вовсе.
Парламентариям даже не было роздано на руки решение Комитета ВР по вопросам бюджета относительно Закона - дело ограничилось устным выступлением главы Комитета Валерия Баранова. Тем не менее 279 голосов “за” набрали без труда.
Бюджет-2011
В окончательной редакции Закона основные параметры бюджета остались почти неизменными. Доходы (сводного бюджета - 360 млрд грн., государственного - 279 млрд грн.) и дефицит (38,8 млрд грн.) вообще не тронули.
А вот расходы были чуть-чуть уменьшены (на 28 млн грн. - около сотой доли процента), что было компенсировано аналогичным увеличением суммы предоставляемых из госбюджета кредитов.
Если не считать оригинальным образом принятого Бюджета на 2010 г. (он, напомним, был проголосован сразу в трех чтениях на следующий день после регистрации законопроекта в ВР), то, пожалуй, мы имеем дело с уникальным прецедентом: в процессе прохождения через парламент между первым и третьим чтениями не были увеличены ни общая сумма доходов , ни общая сумма расходов .
На отдельные случаи (непринципиальные) перераспределения расходов Кабмин еще согласился, а в остальном сумел заставить депутатов в полном объеме поддержать свои начинания. Отдельные же изменения, видимо, наоборот, были пролоббированы самим Кабмином.
К примеру, в соответствии с новой редакцией ст.18 Закона Кабмин получил право на протяжении 2011 г. самостоятельно осуществлять распределение и перераспределение между местными бюджетами субвенций из госбюджета на выплату государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, денежного обеспечения родителям-воспитателям и приемным родителям и т.п.
При этом представлявший проект Бюджета министр финансов Федор Ярошенко всячески подчеркивал, что принимаемый документ предполагает сокращение удельного веса ВВП, перераспределяемого через сводный бюджет, сразу на 0,9 п.п..
Видимо, сокращение перераспределения действительно произойдет, но будет ли оно иметь задекларированные размеры (не говоря уже о том, кого оно непосредственно коснется), отнюдь не очевидно. А если учесть, что Минфин и Госказначейство продолжают практику дозированной подачи информации о выполнении бюджета, то и разобраться в этом вопросе непросто.
Данных о выполнении доходной части Сводного бюджета пока нет. Если же опираться на данные о выполнении госбюджета, то получится, что в госбюджете-2011 запланирован более высокий рост доходов, чем номинального ВВП.
То есть перераспределение ВВП непосредственно через госбюджет даже увеличится. Но и здесь все не так очевидно. Дело в том, что в доходной части госбюджета-2010 (в Спецфонде) “сидят” “минус” 16,4 млрд грн. НДС-облигаций.
Если же их не учитывать, то при планируемом росте номинального ВВП в 15% (на основе оценки ВВП-2010 БИЗНЕСом) прирост доходов госбюджета должен составить только 11,2%.
Впрочем, все эти вычисления имели бы смысл, если бы власти отвечали по своим обязательствам и не прибегали к манипуляциям при выполнении бюджета.
Всем еще памятно зачисление в госбюджет средств, полученных от МВФ, правительством Юлии Тимошенко в ноябре-декабре 2009 г. Однако и показатели выполнения Бюджета-2010 в ноябре-декабре оказались аномальными.
Бюджет-2010
Результаты выполнения доходной части прошлогоднего бюджета оказались весьма обнадеживающими для правительства. Что касается обнародованной многими СМИ информации о невыполнении госбюджета-2010 (по Общему и Специальному фондам) на 14,6 млрд грн. (240,4 млрд грн. против плановых 255 млрд грн.), то она не совсем корректна.
Дело в том, что в отчете по выполнению бюджета учтены со знаком “минус” 16,4 млрд грн. НДС-облигаций, которые в самом Законе не планировались. С учетом этого Кабмин может даже похвастать перевыполнением доходной части по двум фондам.
Однако куда корректнее рассматривать вопрос выполнения Общего фонда госбюджета. Недобор в него составил, в общем-то, немного - 2,6 млрд грн. План, соответственно, оказался выполнен на 98,75% (о каких 99% говорил премьер Николай Азаров на заседании Кабмина 5 января, нам сказать сложно).
Ведь еще ближе к середине декабря министр финансов Федор Ярошенко ожидал, что недобор доходов составит 7,2 млрд грн., тем самым полностью подтверждая и прогноз БИЗНЕСа, данный в начале месяца.
Однако, делая прогноз о недоборе в 6-8 млрд грн., мы указывали, что он будет актуален только в случае непринятия властями “экстренных мер” по наполнению бюджета. А они, в итоге, были приняты…
В частности, сразу на 3,2 млрд грн. меньше, чем предусмотрено Бюджетом-2010, было возмещение НДС. Ну и что, что при этом просроченная задолженность по возмещению НДС оказалась даже большей, чем год назад, - до выпуска НДС-облигаций на (!) 16,4 млрд грн. А общая задолженность вплотную приблизилась к прошлогодней.
Видимо, властям удалось договориться с МВФ, что Фонд будет закрывать глаза на подобную шалость. А очередные транши кредита будут выделяться им на основании заведомо ложной информации, предоставляемой украинским правительством.
Собственно, уже с учетом этих 3,2 млрд грн. можно говорить о реальном недоборе средств в объеме 5,8 млрд грн.
Однако эта шалость не единственная. К ней следует прибавить факт увеличения переплат по налогу на прибыль - с начала прошлого года с 9,9 млрд грн. до 11,3 млрд грн., т.е. еще на 1,4 млрд грн.
Если сложить две описанные шалости воедино, то мы как раз и выйдем точно на тот прогноз, который давал БИЗНЕС (и министр финансов, кстати, тоже).
Если же воспользоваться иезуитскими методами, которые каждая новая власть применяет к подсчетам результатов деятельности своих предшественников, то можно сказать, что общее невыполнение доходной части госбюджета составило даже 50 млрд грн. (или 20,4%) - достаточно лишь сложить “белый” недобор (3,2 млрд грн.) с общей суммой переплат (14,9 млрд грн.) и задолженностью по возмещению (21,9 млрд грн.). Хотя, строго говоря, такой подсчет будет некорректным.
Как бы там ни было, но, решая бюджетные вопросы путем блокирования возмещения НДС (как и предыдущее, к слову, правительство), действующая власть перенесла огромный ком проблем на следующий год.
В Бюджете-2011 на возмещение НДС планируется направить значительно большую сумму, чем в Бюджете-2010, - 37,5 млрд грн. против фактически возмещенных в 2010 г. 24,2 млрд грн..
Однако с учетом “накоплений” необходимость в деньгах будет совсем другая. Скажем, в 2010 г. к возмещению на расчетный счет плательщики заявили 43,9 млрд грн., из которых были признаны неправомерными и упреждены 4,5 млрд грн. Таким образом, сальдо заявок составило 39,3 млрд грн.
Даже если предположить, что в следующем году количество заявок останется на нынешнем уровне (хотя это невозможно в условиях обещанного правительством роста экономики), то выходит, что необходимый для удовлетворения этих заявок и накопленных невозмещенных сумм ресурс равен 61,2 млрд грн.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Кабмин в 2011 г. даже не планирует решать проблему накопления задолженности по возмещению.
Слияния и поглощения
В окончательном варианте Закона о госбюджете-2011 наконец учтены изменения в структуре органов исполнительной власти в соответствии со стартовавшей в конце прошлого года административной реформой.
Напомним, в проекте Закона, который парламент принял в первом чтении, в числе распорядителей бюджетных средств значились Министерство угольной промышленности, Министерство промышленной политики и ряд других, которые Президент ликвидировал указами от 9 декабря 2010 г..
В окончательный текст Закона эти министерства не попали, а распорядителем средств, которые предполагалось выделить этим органам исполнительной власти, были назначены министерства и ведомства, в состав которых вошли структурные подразделения ликвидированных органов.
Так, Министерство энергетики и угольной промышленности получило 4,9 млрд грн. дотации на поддержку государственных шахт, ранее эту сумму планировали выделить ликвидированному Министерству угольной промышленности. В свою очередь, Министерство экономики и торговли (бывшее Минэкономики) вместо 314 млн грн., заложенных в проекте Закона о госбюджете, в нынешнем году получит 1,5 млрд грн.
Львиную долю этой суммы (1,1 млрд грн.) министерство перенаправит Государственному агентству по инвестициям и управлению национальными проектами, которое теперь подчинено Министерству экономики и торговли.
Аналогичная ситуация с финансированием реорганизованного Министерства экологии и природных ресурсов (бывшее Министерство охраны окружающей природной среды).
В первоначальном проекте Госбюджета-2011 предполагалось, что ему предоставят 1,7 млрд грн., но в итоге смета расходов министерства выросла до 2,9 млрд грн. за счет переподчинения ему Государственного агентства водных ресурсов. В результате по сравнению с прошлым годом бюджет реорганизованного Минэкологии вырос на 1 млрд грн.
На 1,4 млрд грн. (19,9 млрд грн. против 18,5 млрд грн.) были увеличены расходы реорганизованного Министерства образования и науки, молодежи и спорта. Это объясняется тем, что к первоначальной смете прибавили расходы Государственной службы молодежи и спорта.
Но, несмотря на увеличение в 2011 г. статей расходов реорганизованного министерства, по сравнению с 2010 г., общий объем его финансирования остался практически без изменений.
Перемена слагаемых
Президент Украины Виктор Янукович неоднократно говорил, что одна из первостепенных задач административной реформы - существенное сокращение количества чиновников. Пока сложно сказать, удалось ли главе государства достичь этой цели, поскольку преобразования органов центральной исполнительной власти продолжаются.
Но данные Закона о госбюджете свидетельствуют о том, что админреформа практически никак не отразится на расходах на содержание чиновников. На зарплаты сотрудников некоторых реорганизованных министерств действительно стали выделять меньше средств.
К примеру, после объединения Министерства по вопросам ЖКХ и Министерства регионального развития в одно министерство расходы на содержание его сотрудников сократились почти в два раза - с 104 млн грн. до 57 млн грн. В то же время затраты на содержание Секретариата Кабмина в целом не изменились.
В свою очередь, в нынешнем году увеличатся расходы на содержание Государственного управления делами и Секретариата Верховной Рады. Так, в первоначальном варианте Закона о Госбюджете-2011 предполагалось, что Секретариат парламента получит 786 млн грн., в окончательном же варианте фигурировала цифра 924 млн грн.
Для сравнения: в прошлом году на эти цели из государственной казны было потрачено на 100 млн грн. меньше. Таким образом, в сумме на содержание высших органов власти в 2011 г. будет израсходовано 2,5 млрд грн., что на 300 млн грн. больше, чем в 2010 г.
Отметим, что траты на содержание высших органов власти превышают годовой бюджет Министерства инфраструктуры (2,1 млрд грн.) и соизмеримы с бюджетами городов-“миллионников”. По сравнению с предыдущем годом в нынешнем выросли и затраты на содержание судейского корпуса.
Если в 2010 г. Государственной судебной администрации выделили 2,4 млрд грн., то в 2011 г. - уже 2,5 млрд грн. Справедливости ради стоит отметить, что уменьшатся расходы на содержание Государственной налоговой службы (ГНСУ) и Государственной таможенной службы (ГТСУ). Оба ведомства получат на 100 млн грн. меньше, чем в предыдущем году.
Но если для ГТСУ, бюджет которой 1,4 млрд грн., это означает сокращение финансирования на 14%, то для ГНСУ, которая обходится налогоплательщикам в 4,7 млрд грн., 100 млн грн. - менее значительная цифра.
Социальная составляющая
Несмотря на рекомендации МВФ, правительство продолжит заботиться о гражданах. Согласно Закону о Госбюджете-2011, в нынешнем году прожиточный минимум и минимальная зарплата увеличатся на 200 грн.
Происходить это будет традиционно поэтапно. В каждом квартале бюджетного года эти показатели будут увеличиваться в среднем на 50 грн.
“Правительство продолжит политику увеличения социальных стандартов и в текущем году. Как только экономика будет давать дополнительный ресурс, правительство будет и дальше повышать пенсии”, - пообещал Николай Азаров. В то же время в нынешнем году сократятся расходы на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
Если в 2010 г. на эти и сходные цели Кабмин направил 67 млрд грн., то в 2011 г. выделит только 58 млрд грн. Из них 18 млрд грн. пойдет непосредственно на покрытие дефицита Пенсионного фонда, в то время как в прошлом году было потрачено 29 млрд грн.
Еще 40 млрд грн. запланировано в виде дотации “на выплату пенсий и надбавок к пенсиям по разным пенсионным программам”. В первую очередь речь идет о средствах, выделяемых на пенсионное обеспечение граждан.
В прошлом году на эти цели потратили немногим более 33 млрд грн. В целом, сокращение расходов Пенсионного фонда можно только приветствовать, ведь в прошлом году этот показатель у нас был самым высоким в мире - 16% ВВП страны.
Что касается остальных статей расходной части Госбюджета, то по сравнению с первым вариантом этого документа существенных изменений в финансировании министерств и ведомств не произошло.
До последнего пыталось добиться увеличения своего финансирования Министерство обороны. Уже после голосования по Закону о Госбюджете, 12 января 2011 г., народные депутаты не поддержали законопроект №5422 об обязательном финансировании Вооруженных сил на уровне не менее 2% от ВВП текущего года при принятии бюджета на следующий бюджетный период.
В нынешнем году Минобороны получит на свои нужды 13,6 млрд грн., в то время как военные надеялись привлечь в два раза больше средств - 27 млрд грн., что, по их подсчетам, соответствует 2% ВВП.
По сравнению с прошлым годом обращает на себя внимание существенное увеличение финансирования инф­раструктурных проектов. Бюджет Национального агентства по вопросам подготовки и проведения в Украине Евро-2012 увеличен в 3 раза - с 3 млрд грн. до 9 млрд грн.
Из этих средств около 3 млрд грн. уйдет на реконструкцию и строительство дорог, еще 6 млрд грн. должно быть освоено в рамках выполнения программы подготовки к Евро-2012.
Кроме того, на четверть увеличен бюджет новосозданного Министерства инфраструктуры (бывшее Министерство транспорта и связи).
Если в прошлом году этот орган получил 1,6 млрд грн., то в 2011 г. - уже 2,1 млрд грн. С одной стороны, такое внимание к инфраструктуре, безусловно, оправданно, ведь нынешний год - последний перед проведением Евро-2012.
Но если вспомнить, что, к примеру, смета работ по реконструкции НСК “Олимпийский” в прошлом году была увеличена на 2 млрд грн., а подрядчики реконструкции получили право закупать необходимые материалы и работы без проведения тендеров, возникают сомнения в эффективности использования бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Стоит также отметить увеличение бюджета Министерства охраны здоровья. В нынешнем году оно должно получить 7,2 млрд грн., в то время как в прошлом потратило 6,1 млрд грн.
В итоге, анализ расходной части Госбюджета-2011 демонстрирует, что нынешняя смета не слишком отличается от прошлогодней. В то же время не стоит забывать, что Президент анонсировал этот год как год масштабных реформ в экономике.
Таким образом, правительство стоит перед непростой задачей: провести реформы без существенного увеличения финансирования.
Среди положительных сторон расходной части Бюджета стоит отметить сокращение расходов на пенсионное обеспечение граждан, которые, тем не менее, по-прежнему составляют наибольшую статью в госказне, а также увеличение расходов на реализацию инфраструктурных проектов.
В то же время затраты на содержание высших органов власти продолжают увеличиваться, что не может не вызывать возмущения у налогоплательщиков.
Максим Каменев
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас