Киотский протокол по-украински


Киотский протокол по-украински

Часто встречаюсь с непониманием моих друзей, знакомых и собеседников основных плюсов Киотского протокола и системы торговли выбросами...

Не буду тут рассказывать элементарных вещей о самом Киотском протоколе, скажу только, что подписан он был как дополнение к фундаментальной конвенции ООН о защите климата, для того, чтобы предупредить глобальное потепление, связанное с воздействием человека на окружающую среду и сам Протокол устанавливал возможность для рыночного регулирования такого предупреждения, в том числе возможности получения оплаты в счет сокращения выбросов парниковых газов путем реализации проектов совместного осуществления.

Всего существует 6 активных парниковых газов, но основным газом, влияющим на парниковый эффект считается углекислый газ (СО2), который берется за условную единицу в Протоколе. Парниковый эффект упрощенно можно представить себе как нагревание воздуха в результате прохождения солнечного света через воздух, где парниковые газы рассеяны, и где они играют роль некого тумана, задерживающего солнечный свет и способствующего эффекту нагревания.

Необходимо принять к вниманию, что количество СО2 на Земле абсолютно стабильно. Другими словами его не становится больше или меньше, хоть что угодно происходит в мире. Но при этом СО2 пребывает в нескольких состояниях - в воздухе (в виде газа) и в других субстанциях (растения, которые вбирают в себя СО2 в процессе роста, ископаемое топливо и т.п.), при этом агрессивным по отношению к атмосфере является только газ, а все остальное является абсолютно нейтральным. Но, если сжечь ископаемое топливо или растение, то все количество СО2, которое находится в них, высвободится в виде газа, что повлияет на общее его количество в атмосфере. Чем больше такого газа, тем больше парниковый эффект.

В предыдущее столетие, да и в настоящее время происходит активное уничтожение лесов и сжигание ископаемого топлива, что способствует процессу, описанному выше - высвобождению СО2 в атмосферу. При этом обратный процесс происходит значительно медленнее и именно поэтому возникла необходимость в эффективном регулировании ситуации. Наилучшим при этом является создание реально функционирующего рынка, на котором стороны могут заключить взаимовыгодную сделку купли-продажи и стороне, уменьшающей выбросы на своих производствах, может быть выплачена денежная компенсация за такое уменьшение.

Купля-продажа парниковых газов чаще всего происходит следующим образом:

1) Где-то в развитом государстве есть предприятие, которое "прижато" местными законами "к ногтю" в отношении своего "грязного" производства. У него есть несколько возможностей выхода из ситуации: очень дорогая - модернизировать производство или вынести его за пределы страны + платить различные штрафы, или дешевая - купить квоту у аналогичного предприятия в стране, где такие квоты есть (к примеру в Украине) или у самой такой страны. Такими покупателями очень часто выступают профессиональные брокеры, которые покупают "тут" по одной цене, а потом продают "там" по цене на порядок выше. К слову такие брокеры действуют и у нас в Украине;

2) Продавец и покупатель (указанные выше) находят друг друга и проводят переговоры, касательно возможности сокращения выбросов парниковых газов продавцом (вследствие модернизации производства в счет инвестиций покупателя - установки фильтров или теплоулавливателей и т.п.) и перенесения образовавшейся квоты на счет покупателя, который после этого может, к примеру, увеличить свое производство и загрязнять атмосферу на образовавшуюся квоту, либо ее продать третьей стороне;

3) Стороны проводят соответствующий аудит предполагаемого сокращения выбросов (валидацию, верификацию и т.п.);

4) Происходит сделка и из реестра одной страны вычеркивается квота продавца и переносится в реестр другого государства на счет покупателя. При этом соответствующие денежные средства переходят на счет продавца - предприятия или страны.

Продажа парниковых газов является сравнительно новым, но достаточно эффективным рынком перераспределения финансовых ресурсов, влияющим на привлечение инвестиций для модернизации устаревших производств. Именно поэтому он и вызывает сейчас устойчивый интерес наших политиков и других заинтересованный лиц.

По словам знакомых - бывших и нынешних сотрудников Агентства экологических инвестиций (государственный регулятор продажи квот в Украине) в настоящий момент Украина продала лишь незначительную часть всей своей квоты СО2, при этом в государстве отсутствует общее понимание того, как происходит такая продажа и что положительного это может дать государству, что привело к тому, что регулирование рынка уже сейчас становится очень формализировано и бюрократизировано и эти факторы создают предпосылки для различных трактовок на этот счет, как среди чиновников так и в прессе. К примеру недавние разговоры по поводу нецелевого расходования средств, полученных от сделки по продаже квот Японии. Все средства от продажи поступают на один счет. Будь покупателями как японцы, так и датчане. Будь сделка полгода назад или вчера. Как при этом можно определить, что были потрачены именно вот эти деньги, которые были оплачены таким вот покупателем?? Ответ - очень сложно, если не невозможно!

К сожалению такова нынешняя ситуация, но будем надеятся что сложилась она ненадолго и власть держащие мужи уделят должное внимание теме, столь важной для нашего государства.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua