Сохранить должность — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Сохранить должность

Казна и Политика
880
Хотя 2010 г. еще не завершился, уже с достаточной степенью уверенности можно говорить, что макроэкономические прогнозы БИЗНЕСа, данные в апреле и уточненные в июле текущего года, оказались достаточно точными. В частности, это касается:
роста реального ВВП (по итогам 2010 г. составит около 4,4% при правительственном прогнозе 3,7%);
индекса объема промышленного производства (10,2% при правительственном прогнозе 5,3%);
индекса потребительских цен (10-11% при правительственном прогнозе 13,1%);
индекса цен производителей (17-18% при правительственном прогнозе 14,4%).
Менее точным оказался наш прогноз внешнеторгового и платежного балансов. Теперь уже ясно, что отрицательное сальдо торгового баланса будет существенно большим, чем предполагалось ранее (оно составит -$4,5-5 млрд).
Рост спроса на продукцию украинского экспорта оказался гораздо более скромным в сравнении с ростом внутреннего спроса на импортные товары.
А вот сальдо платежного баланса, напротив, будет существенно лучшим, чем предполагал БИЗНЕС (+$4-5 млрд). Улучшению баланса поспособствовали не только первый транш кредита МВФ и правительственные заимствования у российских банков, но и возобновление привлечения зарубежных кредитов корпоративным сектором, а главное - наблюдавшийся в течение года возврат ранее выведенных из Украины капиталов.
В связи с этим весьма показательно не только то, что Кипр остается главным инвестором украинской экономики (по состоянию на 01.10.10 г. эта страна обеспечивает 22,5% прямых иностранных инвестиций), но и то, что в течение уже текущего года из Кипра в Украину поступил $1 млрд, или 40%, из общего объема в неполных $2,5 млрд прямых иностранных инвестиций.
Допущения
Точность прогноза во многом была обусловлена тем, что оправдалась большая часть наших допущений. Пальцем в небо мы попали лишь в одном случае - допуская, что после погашения задолженности по возмещению НДС облигациями текущее возмещение будет производиться относительно вовремя и к концу года общие остатки невозмещенного НДС не превысят 10-12 млрд грн.
Выяснилось, что мы были слишком хорошего мнения о наших властях. Впрочем, в то, что правительство действительно погасит к концу года просроченную задолженность, мы не верили изначально. Но, по нашим предположениям, она должна была составить 5-7 млрд грн. К сожалению, ничего подобного не наблюдается.
И хотя правительство “скормит” МВФ информацию, что просроченной задолженности либо нет совсем, либо она к концу года сокращена, на самом деле общий объем задолженности (в зависимости от того, сколько будет выделено на возмещение в декабре) составит 19-22 млрд грн. А значит, только просроченные долги будут равны 13-16 млрд грн.
Теперь проблема накопления задолженности по возмещению НДС перекочевывает в следующий год. И снова обречена быть серьезной составляющей бюджетной политики.
Мы надеемся, что в Кабмине не додумаются до того, чтобы просто отказаться от выплаты задолженности всем субъектам, не попавшим в круг “своих”.
В то же время очевидно, что бюджетного ресурса для ликвидации задолженности и погашения текущих заявок тоже не хватит (на следующий год правительство хотя бы предлагает направить на возмещение НДС 37,5 млрд грн. - сумму, как раз достаточную для погашения текущих заявок).
Проблема усугубляется тем, что МВФ противится дополнительному выпуску НДС-облигаций, считая, что это противоречит ранее данным украинской стороной обещаниям. Остается надеяться, что либо МВФ будет более уступчив, либо найдется иное решение проблемы погашению долгов.
В условиях наступившей в Украине политической стабилизации серьезными внутренними факторами, которые могут серьезно повлиять на развитие экономики, являются вступление в силу Налогового кодекса и грядущее повышение тарифов в ЖКХ.
В первом случае будем исходить из того, что имеющиеся в Кодексе “дыры” будут уравновешены положениями, затягивающими гайки, и сокращения поступлений не произойдет.
Кроме того, есть надежда, что принятый впопыхах документ может быть в ближайшее время доработан. Что же касается ЖКХ-тарифов, то хочется надеяться, что их рост не спровоцирует социальных протестов и резкого снижения уровня оплаты услуг.
Внешние же факторы, особенно в условиях нестабильности мировой экономики, становятся наиболее значимыми. В своем прогнозе мы опирались на то, что:
проблемы замедления роста мировой экономики не перерастут во вторую волну глобального кризиса;
динамика цен на продукцию украинского экспорта будет более-менее соответствовать динамике цен на энергоносители (замедление роста в третьем квартале текущего года было обусловлено как раз снижением цен на продукцию металлургии на внешних рынках);
сотрудничество с МВФ продолжится (уж больно велики объемы выплат следующего года по внешнему и - особенно - внутреннему долгу).
Промпроизводство и ВВП
И динамика реального ВВП, и индекс объема промпроизводства в 2010 г., как уже говорилось выше, превысили правительственные прогнозы.
Во многом это было обусловлено низкой базой сравнения 2009 г. Влияние прошлогодней базы наглядно демонстрируется тем, что даже неожиданный прирост ВВП в 4,4% вывел отечественную экономику на уровень 88,6% показателя 2008 г.
Восстановление экономики продолжится в ближайшие годы. Однако вследствие роста сравнительной базы и продолжающейся нестабильности мировой экономики сложно ожидать повышения темпов роста ВВП. Правда, в ближайшие полтора года Украина будет иметь один бесспорно стимулирующий рост экономики фактор - Евро-2012.
В минувшем году впервые был зафиксирован уникальный для Украины результат - промышленность дала менее 1/4 ВВП (23,2%, если точно). Однако уже в этом году все вернулось на круги своя. Сократившись в 2009 г. в большей степени, чем остальные составляющие ВВП, в 2010 г. объем промышленного производства и рос быстрее.
Наиболее быстрые темпы роста зафиксированы в машиностроении (+32,9%), химии и нефтехимии (+20,4%) и металлургии (+12,3%).
И хотя ни в одном из перечисленных видов деятельности объемы производства не вышли на уровень докризисных, темпы роста позволяют предположить, что при благоприятных условиях это может произойти уже по итогам 2011 г. Гораздо раньше, чем восстановление ВВП.
Темпы роста промпроизводства в 2011 г. будут зависеть от конъюнктуры на товары украинского экспорта, которая сложится в странах-потребителях.
Скажем, вторая половина года не очень радует украинских металлургов. Нестабильность мировой экономики, умноженная на жесткую конкуренцию со стороны азиатских (прежде всего - китайских) производителей, привела к некоторому снижению цен и, соответственно, замедлению темпов роста.
А вот в машиностроении, ориентированном главным образом на Россию, подобных проблем пока нет, несмотря на некоторое замедление экономического роста у соседей.
Впрочем, если российскому правительству не удастся совладать с этой негативной тенденцией, то через несколько месяцев темпы роста производства в машиностроении, являющемся сейчас локомотивом украинской экономики, неизбежно начнут падать.
Ощутимое восстановление докризисных позиций ощущается в торговле, транспорте и связи. Темпы роста тут ниже, чем в промышленности, однако и падение было меньшим. Транспорт вообще имеет шанс восстановиться раньше любой другой отрасли.
В сельском хозяйстве продолжается стагнация, обусловленная не лучшими погодными условиями текущего года. А вот в строительной отрасли, объемы которой в прошлом году сократились вдвое, падение продолжается.
По всей видимости, диспропорции в развитии разных отраслей в 2011 г. несколько сгладятся. Хотя именно промышленность и транспорт продолжат расти быстрее других.
Если в прошлом году правительственный прогноз роста ВВП и промпроизводства (3,7% и 5,3% соответственно) казался слишком осторожным, то нынешний (4,5% и 6%) может быть излишне оптимистичным в части роста ВВП.
По мнению БИЗНЕСа, рост экономики в 2011 г. не превысит 4%. А вот промышленное производство действительно может вырасти на 5-6%.
Ценовые индексы
А вот во что не верится точно, так это в радужные правительственные прогнозы динамики ценовых индексов на 2011 г. (8,9% - для потребительских цен и 11,3% - для цен производителей). В текущем году, в какой-то степени благодаря Кабмину, а в какой-то - рыночной конъюнктуре, рост потребительских цен будет ниже запланированного уровня в 13,1%.
Во многом этого удалось достичь благодаря откладыванию на “после выборов”, а потом и на “после Нового года” непопулярных решений о дальнейшем повышении цен на газ и тарифов на услуги ЖКХ для населения и т.п. Индекс цен производителей, не зависевший от подобных переносов, в 2010 г. составит гораздо большую величину - 17-18%.
С определенным лагом (в полгода-год) этот рост должен отразиться и на потребительских ценах. Однако Кабмин прогнозирует дальнейшее превышение индекса цен производителей над индексом цен потребительских…
Если же учесть, что в 2011 г. существенно повысятся акцизы, а значит, и цены на все подакцизные товары, вообще сложно сказать, каким образом правительство намерено сглаживать рост потребительских цен. Возможно, в Кабмине рассчитывают на чудо-урожай и связанное с ним снижение цен на продукты питания…
Пожалуй, в вопросе мер, способствующих снижению цен, можно с достаточной степенью уверенности говорить лишь о жесткой монетарной политике. Во-первых, только таковая и возможна, пока Украина продолжает сотрудничество с МВФ.
Во-вторых, отечественным властям пока нет смысла от нее отказываться - до выборов еще далеко. Но этого явно мало.
Поэтому, на наш взгляд, ценовые прогнозы Кабмина нереальны. Обвального роста цен в год, предшествующий году выборов в Верховную Раду, конечно, никто не допустит.
Однако индекс потребительских цен точно не будет однозначным и, вероятнее всего, составит не менее 11,5-12,5%. У производителей тоже пока нет особых оснований резко корректировать ценовую динамику.
Однако повышение цен производителей все же может несколько замедлиться на фоне высокого индекса 2010 г. И даже примерно сравняться с потребительской инфляцией и достичь 12-13%.
Торговый и платежный балансы
Весьма показательно, что торговый баланс Украины стал стремительно ухудшаться задолго до полного восстановления экономики, о котором пока говорить очень рано.
Для этого оказалось достаточно одного только поступления денег в страну вследствие профицита финансового и капитального счетов. При этом в 2010 г. профицит этот сформировался на таком уровне, что с лихвой перекрыл торговый дисбаланс - сальдо платежного баланса оказалось в плюсе.
Соответственно, пока приток денег в страну не будет прекращаться, правительство, похоже, не будет обращать особого внимания на торговый дефицит.
Причем природа этого притока (возврат ранее выведенных средств, кредиты МВФ и другие внешние заимствования государства или же средства, привлеченные экономическими субъектами) также его вряд ли будет сильно интересовать.
Правда, в случае внезапного прекращения этого притока нас в подобных условиях ждут девальвация гривни и куча других проблем.
Но, как показывает практика, отечественные власти наступают на эти грабли с завидной регулярностью и даже не пытаются ничего менять. Возможно, потому, что сами власть имущие при этом явно не остаются в проигрыше.
Кроме того, имеются и объективные факторы - к примеру, обеспечить конечного потребителя качественными товарами украинская экономика по многим позициям просто не готова.
Поэтому можно уверенно прогнозировать, что в следующем году торговое сальдо существенно ухудшится - если по итогам 2010 г. оно составит -$4,5-5,5 млрд, то в следующем может достичь -$7,5 млрд. То есть уровня 2007 г. А вот поводов опасаться внезапного прекращения поступлений иностранных инвестиций, кредитов и тому подобного пока нет.
Приток капитала может сохраниться, по крайней мере, на уровне текущего года. В этом случае положительное сальдо платежного баланса составит не менее $2-3 млрд. 
Наши допущения
1.Проблемы замедления роста мировой экономики не приведут ко второй волне кризиса
2.Динамика цен на продукцию украинского экспорта будет примерно соответствовать динамике цен на энергоносители для Украины
3.Сотрудничество с МВФ продолжится
4.Президент и Кабмин будут опираться на стабильное парламентское большинство
5.Рост социальных выплат будет коррелировать с ростом экономики
6.Вступление в силу Налогового кодекса не приведет к существенному сокращению доходов бюджета, основные ошибки и нестыковки в Кодексе будут исправлены в первом полугодии
7.Правительство не допустит незаконного отказа от возврата накопленной задолженности по возмещению НДС и попытается решить проблему либо с помощью зачетных механизмов, либо путем очередного выпуска НДС-облигаций
8.Резких ревальвации (ниже 7,8 грн./USD) и девальвации (выше 8,1 грн./USD) гривни не будет
9.Повышение тарифов в ЖКХ не приведет к социальным протестам и резкому снижению уровня оплаты услуг
10.Урожай будет большим или равным собранному в 2010 г.
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас