Кабмин слияний и упразднений
В конце минувшей недели президент Виктор Янукович утвердил новую структуру Кабинета министров, упразднив и объединив ряд министерств. Реформу системы государственного управления продолжит изменение законодательства о государственной службе.
Одно из новшеств - введение в министерствах института госсекретарей. Эксперты отмечают актуальность админреформы, но видят риски в том, что она готовилась без общественного обсуждения.
В ночь на пятницу на официальном сайте президента был опубликован указ "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти", подписанный главой государства накануне вечером.
Как и сообщал Коммерсант-Украина, количество министерств сократилось с 20 до 16. Названия и полномочия большинства из них изменились. Например, вместо Министерства транспорта и связи создано Министерство инфраструктуры.
В новом правительстве не будет Министерства промышленной политики (его функции перешли новосозданному Госагентству по управлению государственными корпоративными правами и имуществом). Кроме того, президент своим указом присоединил Минуглепром к Минтопэнерго, Министерство по делам семьи, молодежи и спорта - к Министерству образования и науки (подробнее см. стр. 3),
Министерство жилищно-коммунального хозяйства - к Министерству регионального развития и строительства.
Указом существенно перераспределены сферы ответственности заместителей главы правительства. Управление экономикой страны теперь сосредоточено в руках первого вице-премьера Андрея Клюева, который по совместительству является министром экономического развития и торговли. Существенно расширились полномочия вице-премьера Бориса Колесникова - он возглавил Министерство инфраструктуры, оставив за собой и контроль за подготовкой к Евро-2012.
Полномочия бывшего вице-премьера по экономическим вопросам Сергея Тигипко оказались существенно сокращены - отныне он совмещает должности заместителя главы правительства и министра социальной политики. Господин Тигипко утверждает, что не опасается рисков для своего рейтинга в связи с этим назначением, и заявляет о намерении провести непопулярную пенсионную реформу. "Кроме того, мы уже очень долго и много говорим о системе здравоохранения, ничего не делая в этом направлении. И я не буду бояться поднимать вопрос о введении страховой медицины или ее элементов",- поделился он .
Следует отметить, что документ предполагает реорганизацию большинства министерств путем их ликвидации и создания с чистого листа. Это позволит провести сокращение штатов (минимум на 30% согласно указу), минуя многие бюрократические формальности и согласование с профсоюзами. Однако государству не удастся избежать выплаты уволенным выходного пособия в размере трехмесячного заработка, а многим - еще и пособия по безработице. "Экономический эффект от сокращения численности государственного аппарата наступит только в 2012 году, и потом каждый год мы будем иметь очень серьезную экономию",- признал Виктор Янукович.
В администрации президента утверждают, что сегодня в Верховную раду будет направлен пакет законопроектов, написанных с целью имплементации админреформы, в том числе проект закона "О госслужбе" и изменения в закон "О Кабинете министров". "Главное новшество - разделение политических и административных должностей, введение постов госсекретарей и переход ответственности госслужащих за исполнение своих обязанностей от норм КЗоТа к нормам нового закона",- утверждает руководитель Главного управления госслужбы Тимофей Мотренко. Государственные секретари станут неполитическими руководителями, ответственными за текущую работу.
"Институт госсекретарей - это хорошо, это европейская практика. Секретарь не должен быть связан с политической силой, назначившей министра",- пояснила глава Международного центра перспективных исследований Вера Нанивская, с 2006 по 2009 год руководившая Национальной академией госуправления при президенте. Она напомнила, что в 2001 году в Украине уже предпринималась попытка ввести должности госсекретарей, но в 2002 году от этой практики отказались. "Тогда механизм деятельности госсекретарей был разработан очень качественно и не смог заработать только по политическим причинам,- утверждает госпожа Нанивская.- Сейчас другая ситуация. У нынешней власти есть фантастические возможности для проведения эффективной реформы".
Впрочем, у экспертов есть претензии к власти в связи с режимом секретности, в котором проходила подготовка реформы. "Ни со мной, ни с другими специалистами, с которыми я знакома, никто не консультировался, и в этом состоит политическая ошибка,- заявила Вера Нанивская.- До сих пор непонятно, как нынешний советский госаппарат будет превращен в европейскую администрацию, условно говоря, как пройдет эволюция из рыбы в жабу".
"В идеале власть должна быть эффективной и малозаметной"
Вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников считает, что перестановки в центральных органах власти, инициированные президентом Виктором Януковичем - первый небольшой шаг на пути построения новой системы власти в Украине. О том, какой вклад он намерен внести в эту систему, господин Колесников рассказал корреспонденту Людмиле Долгополовой.
- Президент советовался с вами, перед тем как подписать указы об админреформе, о вашем назначении?
- Беседа была во вторник (7 февраля.), но реформу Виктор Янукович обсуждал с нами еще в штабе, до президентских выборов. Мне же он поставил задачу очень "простую" и конкретную - транспортная инфраструктура Украины должна быть лучшей в Восточной Европе.
- До этого основным направлением вашей деятельности была подготовка страны к проведению Евро-2012. Означает ли это, что сейчас процесс подготовки к чемпионату отошел на второй план?
- Нет, он не отошел на второй план хотя бы потому, что около 60% всех работ по подготовке к Евро-2012 касаются инфраструктурных объектов - транспорта, дорог.
- В правительстве вы отвечали за информационную политику. Как бы вы оценили уровень осведомленности украинцев о планах по подготовке административной реформы?
- Админреформа- это реформа власти. На самом деле власть сейчас неэффективна. За 20 лет мы так и не создали той модели власти, которая необходима стране с рыночной экономикой, да и рыночную экономику мы во многом не создали. Поэтому админреформа - всего лишь небольшой первый шаг. В идеале власть должна быть эффективной и малозаметной. В конечном счете рядовому украинцу все равно, какая в стране будет административная система. Важно, насколько она будет полезна в плане обеспечения лучшей жизни: чтобы не было бесконечных поборов, пятиступенчатой коррупции и прочего, что не добавляет Украине инвесторов и авторитета.
- В количественном отношении новые полномочия среди вице-премьеров распределены неравномерно. У вас, например, в ведении шесть госслужб, а у Виктора Тихонова - только одна (Государственная архитектурно-строительная инспекция).
- У Виктора Николаевича самый ответственный участок работы. Перевести ЖКХ на европейский уровень - сложнейшая задача. Это труднее, чем работа со всеми инфраструктурными объектами вместе взятыми. Когда ты строишь новое, это намного легче. Сейчас в Украине 15 млн домохозяек, грубо говоря, 15 млн жилищ, из которых 90% не соответствуют европейскому уровню и критериям. Вот это задача!
- Вам не кажется, что, распределив сферы ответственности между вами, Андреем Клюевым и другими представителями Партии регионов, президент отсек от власти представителей иных политсил, а тем, кому оставил, скажем, Сергею Тигипко, поручил заведомо непопулярные задачи, которые похоронят и его рейтинг как лидера партии, и рейтинг кандидата в президенты в будущем?
- Сергей Леонидович пришел в правительство и стал членом одной общей команды независимо от того, какую он партию представляет. Его задача, как и моя, заключается в эффективной работе в правительстве. И я не думаю, что, принимая решение, президент обращал внимание на партийную принадлежность. Он учитывал реальность или нереальность выполнения той или иной задачи конкретным человеком. У реформатора рейтинга не бывает, не об этом речь, важно, какой будет страна через пять лет.
- Президент предусмотрел сокращение заместителей министра до двух человек. Вы уже определились с кадрами?
- Да. Моим первым заместителем будет Константин Ефименко (бывший министр транспорта и связи). Вторым - Оксана Плотникова (бывший замминистра транспорта и связи).
- Расскажите о приоритетах уже нового министерства. Как вы распределите обязанности между подчиненными, какие вопросы будете курировать лично?
- Президент поставил передо мной четкую и понятную задачу еще в апреле - сделать так, чтобы Украину можно было пересечь по автомобильной дороге от Краковца (украинско-польская граница) до Успенки (украинско-российская граница) за 13-14 часов. Вторая задача - у нас нет качественной дороги из столицы до крымского побережья, а это отрицательно сказывается на числе туристов. Также мы хотели бы вернуться к проекту "Дунай-Каспийское море", строительству межобластных трасс. Сейчас мы готовим планы по реконструкции аэропорта "Симферополь", нуждается в модернизации запорожский аэропорт, Волынь оставлена без авиации, что вообще недопустимо.
- Сколько сотрудников будут работать в министерстве и на какое бюджетное финансирование вы рассчитываете?
- Относительно министерства информацию смогу предоставить только во вторник-среду. Для принятия кадровых решений по остальным службам мне необходимо 10 дней. Министерство транспорта - самодостаточная структура, которая включает ту же "Укрзализныцу", порты, так что я не думаю, что мы нуждаемся в каком-то дополнительном бюджетном финансировании. Минтранс должен быть одним из бюджетнообразующих, а не бюджетнозатратных министерств.
По материалам: Коммерсант-Україна
Поделиться новостью