Запасной партнер — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Запасной партнер

Энергетика
747
В конце ноября завершилась пробная прокачка венесуэльской нефти в Беларусь через трубопровод Одесса – Броды. Впервые за почти десятилетнюю историю нефтепровод работал в аверсном направлении.
Сотрудничество с Беларусью оказалось как нельзя кстати: по данным Минтопэнерго, за последние десять лет транзит сырья через территорию Украины сократился почти втрое - с 56,3 млн т до 20,4 млн т. Государство постепенно теряет свой транзитный статус. Систему Одесса – Броды называют самой сухой трубой на территории СНГ.
Россия использовала маршрут, когда испытывала недостаток экспортных мощностей, но после ввода в эксплуатацию нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан этот дефицит резко сократится. По информации Минтопэнерго, реверсные поставки по трубопроводу Одесса – Броды прекратились еще в мае 2010-го. "Вопросами нефтяных поставок у нас всегда занимались по остаточному принципу. Центр внимания - газовые проблемы", - объясняет президент Киевского энергетического клуба Александр Тодийчук, экс-менеджер Укртранснафты.
Помощь пришла неожиданно. Александр Лукашенко договорился с Уго Чавесом о поставках в Беларусь венесуэльского сырья. Беларусь уже разрабатывает собственные месторождения в Венесуэле, где добывает 1,5–2 млн т нефти, еще большие объемы страна способна закупать. Изначально латиноамериканское сырье доставлялось по морю в Одессу, где разгружалось и дальше транспортировалось по железной дороге. Но такая логистика слишком затратна, и кроме того, железной дорогой технически невозможно доставлять большие партии нефти - 9–10 млн т.
В то же время трубопровод Одесса – Броды идеально подходит для этих задач, ведь от Брод до Мозыря проложена трубопроводная ветка. Украинские власти впервые за девятилетнюю историю существования маршрута запустили его в аверсном направлении, как и предполагалось еще при его проектировке. Предположительно, регулярные поставки в Беларусь венесуэльской нефти начнутся в 2011 году, их объемы могут составить 5–9 млн т в год.
Аверсный режим работы трубопровода - это возможность увеличить наполняемость украинской трубопроводной системы и компенсировать потери российской нефти. Сейчас происходят серьезные перемены в системе транспортировки энергоносителей, инициированные Россией, которая постепенно отказывается от услуг транзитных государств при доставке нефти и газа.
"Загружать чужие порты в ущерб своим мы, конечно, не будем. Это не по-хозяйски", - заявил в интервью российской прессе первый вице-президент российской Транснефти Михаил Арустамов.
По той же причине за последние четыре года уровень прокачки нефти через украинскую нефтепроводную сеть снизился на 20% (на 15 млн т), из-за чего она работает на грани своей рентабельности. Тем временем Россия достраивает БТС-2 (Балтийская трубопроводная система – 2 свяжет нефтепровод "Дружба" с морскими портами в Балтийском море), которая заберет из "Дружбы" еще несколько десятков миллионов тонн нефти. Через год она будет введена в эксплуатацию, в результате потеряют и Украина, и Беларусь.
Сама история создания системы Одесса – Броды связана с поиском альтернативного пути доставки нефти в Украину после озвученных в 1993 году Россией планов по ограничению поставок сырья в страну. Тогда отечественное правительство, возглавляемое Леонидом Кучмой, приняло решение о строительстве морского нефтяного терминала "Южный" возле Одессы для приема каспийской нефти для Украины и Европы.
Работа трубопровода в реверсном направлении была скорее политическим решением, принятым под давлением России, ставившей себе задачу получения контроля над всей транспортной инфраструктурой на постсоветском пространстве. Ведь, когда начиналось строительство трубопровода Одесса – Броды, с Украиной были готовы сотрудничать Азербайджан и Казахстан.
"Россия побоялась, что через новую систему чужая нефть попадет на их рынки. Поэтому они заняли трубопровод своим сырьем, чем задержали его развитие на годы", - комментирует Александр Тодийчук.
Кстати, политика РФ нисколько не изменилась.
Договор между Укртранснафтой и российской Транснефтью о прокачке черного золота по маршруту был заключен в 2006 году. Россияне пообещали дополнительные объемы сырья для украинской транспортной системы. При их согласовании РФ обязывалась поставлять не менее 9 млн т нефти в год, но в контракте в итоге записали - до 9 млн т. Были годы, когда через Одесса – Броды проходило всего 2–3 млн т нефти. А ведь чем меньше объемы прокачиваемого сырья, тем выше тарифы на транспортировку (в 2010-м Украина их повысила на 4%), из-за которых маршрут может оказаться никому не нужным.
Проектировщики Одесса – Броды рассчитывали, что трубопровод будет в первую очередь обеспечивать сырьем Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ (тогда Украина на своих предприятиях перерабатывала 22–24 млн т нефти в год) и только во вторую - служить транзитным коридором. Но сейчас он важен своим транзитным потенциалом.
"Пробная прокачка венесуэльской нефти - это прежде всего демонстрация возможностей системы иностранным политикам и экспертам отрасли", - говорит Александр Тодийчук.
Ведь из Брод можно транспортировать нефть, в том числе в Словакию и Чехию. Резерв составляет около 10 млн т в год. Если трубопровод проработает в нормальном режиме хотя бы один-два месяца, появится Азербайджан с каспийской нефтью. Сейчас они подают 2 млн т сырья через Босфор и трубопровод "Адрия" на чешский завод. Используя же маршрут Одесса – Броды, они смогут экономить около $3 на тонне. Сотрудничество с Украиной может заинтересовать и Ливию.
Наша страна уже давно обсуждает вопрос добычи ливийской нефти. Теперь, когда Одесса – Броды запущен в аверсном направлении, стороны могут вернуться к его рассмотрению.
Постепенное сокращение объемов транспортировки российской нефти по территории нашей страны - стратегия РФ, поэтому для Украины так важны альтернативные источники сырья и новые транзитные потоки. В 2009 году Укртранснафта начала прямые поставки каспийского сырья на Кременчугский НПЗ с использованием Южных и Приднепровских магистральных нефтепроводов. Прокачка венесуэльской нефти в Беларусь - еще один шаг к диверсификации поставок.
Елена Струк
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас