Бюджет-2010: правительство не дает денег — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджет-2010: правительство не дает денег

Казна и Политика
1479
Распределение расходов по факту не соответствует плану, утвержденному законами. Также правительство пытается существенно влиять на расходы, искусственно ограничивая их, хотя на это нет причины - дефицит бюджета и слишком большие заимствования заставляют делать скрытый секвестр.
Валентин Симоненко, глава Счетной палаты, действительно проявил смелость, подписывая отчет своего ведомства о ходе выполнения госбюджета Украины в январе-октябре 2010 года.
"Экономическая правда" теперь решила разобраться, почему не выполняется расходная часть бюджета.
Многостраничный документ практически полностью лишен слов, которые положительно характеризуют итоги деятельности правительства в бюджетной сфере.
Впрочем, депутаты парламента объясняют это тем, что Симоненко завершает свою карьеру главы Счетной палаты, а потому на прощание он решил назвать вещи своими именами.
Депутат от "Партии регионов" Владислав Лукьянов в комментарии "Экономической правде" заявил, что он располагает данными о выполнении бюджета по состоянию на ноябрь, и, по его словам, здесь картина уже гораздо лучше, чем та, которую нарисовал Симоненко.
Но Лукьянову можно не обижаться на критику, вылитую Счетной палатой на правительство и коалицию, поэтому Симоненко рисовал картину цифрами, которые все же не дают эффекта полного коллапса.
А те моменты из бюджета, которые в документе описываются в эпистолярном жанре и даже с нескрываемым сарказмом, касаются не столь значимых сторон жизни страны.
В частности, на орехи досталось лишь нескольким министерствам. Но в документе полностью отсутствуют данные о деятельности госмонополий. То есть, критикуя бюджетную политику правительства, Счетная палата предпочла критику "мелких сошек". "Священные коровы" остались пастись на сочных бюджетных полях без внимания РП.
Тем не менее, выполнение бюджета пребывает в катастрофическом состоянии. Фраза премьер-министра Николая Азарова, процитировавшего Иосифа Сталина, - "Жить стало лучше, жить стало веселее" - вызывает особое возмущение на фоне того, как выполняется расходная часть.
Проще говоря, кому государство платит?
Общие расходы
Как писала "Экономическая правда", в среднем доходная часть бюджета недовыполнена на 30%. И это при том, что правительство занимает деньги у МВФ и внутри страны (за счет выпуска облигаций), эмитировало облигации для погашения долгов по возврату НДС, а также авансом собирает налоги.
"Расходы государственного бюджета за январь-сентябрь текущего года в целом проведены на сумму 215,2 миллиарда гривен, или 68,7% годовых назначений", - говорится в отчете СП. То есть пока все идет почти по плану.
Расходы общего фонда составили 173,9 миллиарда гривен, или 97,3% плановых объемов отчетного периода и 72,2% годового плана.
Интересно выглядит обобщающая структура расходов.
Следовательно, средства государственного бюджета в основном направлялись на:
- социальную защиту и социальное обеспечение - 56,4 миллиарда гривен, или 26% общего объема
- трансферты местным бюджетам - 56,8 миллиарда гривен, или 26,4%
- экономическую деятельность - 24 миллиарда гривен, или 11,1%
- выполнение общегосударственных функций - 21,8 миллиарда гривен, или 10,1%
- образование - 19,7 миллиарда гривен, или 9,2%
- общественный порядок, безопасность и судебную власть - 19,1 миллиарда гривен, или 8,9%.
Расходы на социальную защиту возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 49,2%, а их доля в общем объеме расходов - на 4,1%, что объясняется увеличением объемов дотаций Пенсионному фонду и средств на покрытие его дефицита 51,1%.
Также увеличились расходы на образование, духовное и физическое развитие почти вдвое, и объясняется это ускорением выполнения мероприятий Государственной программы Евро-2012.
В то же время расходы на экономическую деятельность сократились на 7,3%.
"При этом вследствие увеличения расходов на строительство, реконструкцию, ремонт и проектирование аэропортов в рамках подготовки к Евро-2012, расходы на воздушный транспорт выросли на 2,3 миллиарда гривен, или в 9 (!) раз", - пишет ведомство Симоненко.
И отмечает, что одновременно уменьшились расходы на дорожное хозяйство на 2,6 миллиарда гривен, или 28,6%.
Иными словами, страна строит аэропорты (кстати, с привлечением частных средств), но пренебрегает строительством дорог, возвращая долги. Кроме того, очевидно, что рост расходов на социальную защиту и одновременное сокращение расходов на экономическую деятельность почти развенчивает миф о том, что государство занимается стабилизацией экономики больше, чем заигрываниями с избирателями.
Дальнейший анализ бюджета показывает, что многие заявления чиновников вообще мифологические, ибо, как оказывается, экономия денег - это чисто ручное дело, потому что многие и не получают предусмотренных законом средств.
На что правительство не дает денег
"Экспертно-аналитические и аудиторские мероприятия, проведенные Счетной палатой, показали, что отдельные главные распорядители не обеспечивали эффективное управление и использование бюджетных средств, а также управление государственным имуществом", - сказано в отчете.
Как известно, Правительство инициировало изменения в закон о госбюджете, чтобы изъять у главных распорядителей 3,4 миллиарда гривен капитальных расходов и закрепить их лишь за Министерством финансов.
Цель этих изменений заключалась в том, чтобы осуществлять распределение государственных капитальных расходов отдельными правительственными решениями. По данным Счетной палаты, таким образом использовано 621,2 миллиона гривен, или всего 26,1% их общего объема.
Чтобы управлять расходами в ручном режиме, изменением в закон о госбюджете, принятый в июле, были снижены 96 главным распорядителям.
"Вместо этого Министерству финансов по общегосударственным расходам предусмотрены бюджетные назначения по новой бюджетной программе "Государственные капитальные расходы" в сумме 2,4 миллиарда гривен. Расходы по указанной программе утверждены без распределения между объектами и распорядителями средств, а в текстовой части закона отсутствует статья, которая предусматривала бы принципы их распределения и использования", - так Счетная палата разъясняет, как можно управлять деньгами вне закона.
По данным аудита госбюджета, главными распорядителями не распределены 670,9 млн гривен открытых Государственным казначейством ассигнований. Также не обеспечено своевременное использование 3,51 миллиарда гривен распределенных объемов.
К тому же СП сообщает о том, что из 720 запланированных бюджетных программ общего фонда государственного бюджета в полных объемах произведены расходы за 38 (!) программам на сумму 52,1 миллиарда гривен, или 45,5%. Недовыполнены 625 программ на сумму 58,4 миллиарда гривен, или 50,9%, не начато использование средств по 57 программам на сумму 338,8 млн гривен.
В этом месте крупного документа, подготовленного Счетной палатой, складывается впечатление, что Правительство или включило режим жесткой экономии, или все это является следствием небрежного выполнения закона о госбюджете. По тексту становится понятно, что речь идет и о первом, и о втором предположении.
Но есть в списке тех ведомств, которые распоряжаются деньгами налогоплательщиков, и такие, которые тратят деньги достаточно активно. Среди них Министерство культуры и туризма использовало 94,8% плана отчетного периода.
Министерство обороны - 96,7%, при этом из 19 бюджетных программ, предусмотренных к выполнению в отчетном периоде, этим ведомством произведены расходы в полном объеме только по двум бюджетным программам.
Законом о государственном бюджете предусмотрено проведение расходов и предоставления кредитов за счет займов, привлекаемых государством от международных финансовых организаций, по 24 бюджетным программам на общую сумму 3,7 миллиарда гривен.
"Определенные Правительством ответственные исполнители совместных проектов не обеспечивали их качественной подготовки и внедрения, поэтому в январе-сентябре текущего года в специальный фонд по указанному источнику поступило лишь 1,4 миллиарда гривен, или 39,2% плановых годовых преназначений", - сообщает СП.
В документе четко прослеживается мысль о том, что распорядители бюджетных средств предпочитают не столько эффективное использование финансов, а затраты на оплату консультаций, как потратить деньги бюджета. В качестве яркого примера была приведена деятельность Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Это ведомство использовало на реализацию проекта "Развитие городской инфраструктуры в Украине" по двум бюджетным программам 8,2 миллиона гривен, или 8% плановых годовых объемов.
"Результаты аудита состояния реализации проекта, проведенного Счетной палатой в июне-июле текущего года, показали, что вследствие неудовлетворительной организационной подготовки и выполнения задерживается реализация мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой, надлежащей очистки канализационных стоков и переработки твердых бытовых отходов, а выполнение энергосберегающей части не начиналось", - пишут аудиторы Симоненко.
Интересно также, что Министерство ЖКХ на эти заимствованные деньги заключило 5 договоров с физическими лицами по предоставлению консультационных услуг на общую сумму 3,6 миллионов гривен.
"Однако контроль за деятельностью консультантов не осуществлялся, их отбор производился с нарушением установленной процедуры, а условия оплаты труда определялись произвольно", - сделала вывод СП.
Еще один пример расходов на консультации - Одесское коммунальное предприятие. Оно не завершило выполнение ни одного мероприятия по восстановлению систем городского водоснабжения и водоотведения. При этом расходы на оплату услуг консультантов региональной группы управления проектом превысили 1 миллион гривен.
Не то стабилизируем
Как известно, в госбюджете существует Стабилизационный фонд, пополняющийся за счет размещения государственных ценных бумаг.
В этом году план выпуска этих бумаг был превышен. Но использование средств осуществляется не по назначению - обеспечение макроэкономической стабильности.
В Стабилизационный фонд поступило 13,8 миллиарда гривен, или на 2,9% больше плана. Всего Стабфон сформирован на 102,6% плана на январь-сентябрь.
Но в правительстве, если так трактовать отчет СП, по-своему понимают понятие "макроэкономическая стабильность": Счетная палата говорит, что деньги из этого фонда расходуются на выполнение мероприятий по подготовке и проведению Евро-2012.
"Результаты аудитов использования средств Стабилизационного фонда на выполнение мероприятий по подготовке и проведению чемпионата Европы 2012 года по футболу, произведенные Счетной палатой, показали, что меры указанной программы не обоснованы в части стоимостных и количественных показателей, а главными распорядителями допускалось неэффективное управление и использование указанных средств", - пишет СП.
Но следует отметить, что деньги из Стабфонда могут расходоваться на любые цели, если они тесно связаны с общей экономической ситуацией в стране. Евро-2012 - действительно важный проект.
Однако на фоне общего невыполнения планов по сборам и расходам финансирование такого рода проектов из Стабфонда выглядит странным, как будто Украина теряет контроль над подготовкой к Евро. Возможно, так и есть.
Таким образом получается, что правительство действительно не в состоянии контролировать доходы и расходы бюджета, говоря при этом о стабилизации экономической ситуации в стране. Мягко говоря, это неправда.
К сожалению, распределение расходов по факту не соответствует плану, утвержденному законами. Также правительство пытается существенно влиять на расходы, искусственно ограничивая их, хотя у него нет на то причины - дефицит бюджета и слишком большие заимствования заставляют делать скрытый секвестр.
Андрей Черников
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас