Европа на голодном пайке — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Европа на голодном пайке

Казна и Политика
1832
Проблемы избыточного долга и бюджетного дефицита не перестают пугать участников рынков. Руководство Европейской комиссии и МВФ готово запустить механизм внешнего финансирования при угрозе дефолта в странах Евросоюза.
Согласно Пакту стабильности и роста дефицит стран ЕС не должен превышать 3% ВВП, госдолг - 60% ВВП. Однако эти нормы далеко не всегда соблюдались и до кризиса, а после него ситуация резко ухудшилась. По итогам 2010 г. Евростат ожидает в странах ЕС почти двукратного роста дефицита бюджета до 12,3% ВВП, общего долга - с 55,8 до 79% ВВП. В числе лидеров по объему долга к ВВП - Италия (116%), Бельгия (96,2%), Франция (78,1%), Португалия (76,1%), Германия (73,4%), Великобритания (68,1%), Австрия (67,5%) и Ирландия (65,5%).
Недавно уточненные Евростатом оценки госфинансов Греции, долговые проблемы которой весной спровоцировали панику на рынках, оказались хуже ранее опубликованных: размер дефицита в 2009 г. увеличен с 13,6 до 15,4%, общий долг - с 115,1 до 126,8% ВВП. Греческое правительство также ухудшило прогнозы дефицита и на 2010 г. - с 7,9 до 9,4%.
Долг, дефицит, дефолт
Европа переживает новый виток обострения финансовых проблем, отмечает Брайян Бетьюн из IHS Global Insight: "Проблемы суверенных долгов опять вышли на первый план, рост экономик замедляется, правительства теряют популярность из-за масштабного сокращения расходов". Экономика еврозоны в III квартале выросла на 0,4% к предыдущему кварталу и на 1,9% - в годовом выражении (оценка Евростата). Наилучшие показатели роста зарегистрированы в Финляндии (1,3%), Австрии и Словакии (по 0,9%), в Германии (0,7%). Из стран, не использующих евро, самые высокие темпы показали Великобритания, Венгрия и Латвия (по 0,8%). Худший квартальный результат - у Греции (спад на 1,1%).
Весной внимание инвесторов было приковано к Греции, теперь - к Ирландии, отмечает Бетьюн. Новый четырехлетний план сокращения дефицита Ирландия обещает представить в декабре. Если бюджет окажется неубедительным, Евросоюз и МВФ будут управлять финансами Ирландии уже в феврале, уверен Колм Маккарти из UCD. Чтобы избежать дефолта, Дублину нужно занять около 5 млрд евро, добавил он: "Кредиторы могут не захотеть ссужать стране деньги".
Общий государственный долг Ирландии составляет 89,6 млрд евро, в 2011 г. стране требуется погасить небольшую часть обязательств - 4,4 млрд евро (данные Bloomberg). Ирландии, скорее всего, удастся избежать дефолта благодаря преобладанию национальных инвесторов в капитале банков и пенсионных фондов, успокаивает инвесторов агентство Moody’s.
Ухудшение состояния госфинансов Ирландии привело к росту доходности ее 10-летних облигаций до рекордных 9,31% в середине ноября. Страховка от дефолта по этим бумагам (CDS) выросла в 1,5 раза за месяц до 558 пунктов. Высокая доходность - результат неуверенности финансовых рынков в перспективах платежеспособности страны, отмечает Джулиан Кэллоу из Barclays Capital: "Угроза дефолта любой самой слабой экономики будет сильным ударом для всей финансовой системы Европы, даже если не брать в расчет прямые издержки".
Это не просто проблемы суверенного долга, это еще и банковский кризис, уверен Кристоф Вейл из Commerzbank: "Самостоятельно страна из него не выйдет". По оценкам NCB Stockbrokers, отток депозитов из ирландских банков за последние два месяца превысил 10 млрд евро. По итогам II квартала соотношение кредитов к депозитам выросло со 145 до 160%. По данным ЦБ Ирландии, кредиты ЕЦБ ирландским банкам выросли в октябре на 7,3% по сравнению с сентябрем, составив 130 млрд евро (соответствует 80% ВВП страны).
На помощь банковской системе Ирландии может потребоваться 80 млрд евро, но размер ликвидных резервов центробанка страны составляет около 20 млрд евро, оценили в Barclays Capital.
Проблемная периферия
Еще одно слабое звено европейской экономики - Португалия. Ее общий госдолг выше, чем у Ирландии (106 млрд евро), 9,6 млрд евро должны быть погашены в 2011 г. 10 ноября Португалия разместила два выпуска облигаций, доходность по одному из них составила 6,8%, что стало самым высоким показателем за 11 лет существования еврозоны. Раньше, по данным минфина Португалии, займы обходились стране в среднем в 3,6%.
Если правящая партия и оппозиция не договорятся о коалиции, рынки заставят нас покинуть зону евро, заявил министр иностранных дел Португалии Луиш Амаду. Рынок требует большей платы за риск, несмотря на улучшение ситуации с бюджетом, отметил министр финансов Португалии Фернандо Тейшейра дос Сантос. Лиссабон планирует сократить дефицит бюджета с 8,3% в 2009 г. до 7,3% в 2010 г. и 4,6% в 2011 г.
Есть угроза разрастания кризиса, взвинчивание ставок - проблема не только Португалии, а результат ухудшения во всей еврозоне, уверен Сантос. "Любое невыполнение обязательств одной из стран - неважно, будет это Ирландия, Португалия, Греция или Испания, - заведет механизм распространения долговых проблем по региону", - отмечают аналитики Economist Intelligence Unit. По оценке Банка международных расчетов (BIS), $700 млрд долгов периферийной Европы находятся в руках главных экономик ЕС (большая их доля приходится, прежде всего, на немецкие и французские банки), при этом ЕЦБ напрямую держит гособлигации на $71 млрд и еще $322 млрд центробанка завязаны на сделки репо.
Общие потери банков Испании, Греции, Ирландии и Португалии от кризиса составили 140 млрд евро - 8% ВВП (данные ЕЦБ). В среднем потери от финансовых кризисов составляли 30% ВВП, проанализировали результаты кризисов с 80-х гг. аналитики Credit Suisse: "Это означает, что преодоление кризиса будет стоить периферии еще около 350 млрд евро".
Выйти из долгового кризиса странам быстро не удастся, пишет МВФ. По оценкам фонда, Греция сможет выйти на первичный профицит бюджета только в 2012 г., остальные страны периферийной Европы еще позже - не ранее 2015 г.
Ключевой для определения сценария развития экономики ЕС будет Испания, уверен Эндрю Гартуэйт из Сredit Suisse: на нее приходится 11,5% ВВП еврозоны. Но главное - даже не величина экономики, а значимость потрясений финансовой системы для остальных стран, отмечает он. По расчетам BIS, активы иностранных банков в Испании составляют $876 млрд, 40% из которых приходится на структуры Германии и Франции.
У Испании самый высокий размер гособязательств в ЕС - 426 млрд евро, из которых 45 млрд евро предстоит погасить уже в 2011 г. (данные Bloomberg).
Внешняя помощь
Если рынок продолжит накручивать ставки, это приведет к бюджетному кризису, считает Бетьюн. Чтобы предотвратить масштабный кризис, страны должны задействовать механизм внешней помощи, уверен Сантос.
В мае главы правительств ЕС договорились о создании антикризисного фонда в 750 млрд евро. Этот инструмент призван разрешать проблемы суверенных долгов и предоставлять средства в случае невозможности занимать на рынке. Одним из распорядителей фонда должен стать МВФ. Но в обмен на помощь странам с большим долгом грозит лишение права голоса в управлении экономикой ЕС. Существование постоянного механизма помощи должно было стабилизировать ситуацию, но, поскольку пока детали его реализации не ясны, рынок предпочитает перестраховываться и учитывать самый плохой сценарий, отмечает Даниэле Антонуччи из Morgan Stanley. О том, что рынок потребует увеличить плату за риск, говорил и президент ЕЦБ Жан-Клод Трише.
Если премьер-министр Греции Георгиос Папандреу открыто попросил коллег по Европе о помощи, то ирландские политики сопротивлялись до последнего. "Независимость страны была завоевана с большим трудом, и наше правительство не собирается никому ее отдавать, - заявил министр предпринимательства, торговли и инноваций Ирландии Бэтт О’Кифи. - Мы уверены, что сможем справиться с экономикой". Обращение за помощью к ЕС может стать политическим самоубийством, отмечал Денни Маккой из Конфедерации бизнеса и работодателей Ирландии: "Правительство хочет самостоятельно определять свою судьбу". Тем не менее на прошлой неделе Дублин согласился принять международную помощь. В страну приехали представители Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ, чтобы провести оценку ее финансовой системы.
Реструктуризации долгов избежать не удастся, считает Роб Дэвидсон из Alliance Trust Asset Management. Само появление страхового инструмента подтверждает неизбежность возникновения проблем с исполнением обязательств, скептичен Гари Дженкинс из Evolution Securities. Политики не смогут решить проблемы бюджетного дефицита и сокращения долгов до 2013 г., уверен Кэллоу: "Рынки подталкивают Ирландию и Португалию в руки МВФ".
Страны ЕС проголосовали за необходимость ужесточения дисциплины и поддержали предложение Германии по санкциям за отклонение от норм Пакта стабильности и роста. Какое отклонение будет признаваться значительным, пока не определено. Германия и Еврокомиссия предложили взимать с нарушителей штраф в 0,2% ВВП и направлять его в европейский стабфонд. Самый спорный пункт - о лишении права голоса стран, нарушающих бюджетную дисциплину, - включен в проект поправок по инициативе канцлера Германии Ангелы Меркель. Поправки в Лиссабонский договор будут обсуждаться на саммите в декабре, правительства и Европарламент обязаны согласовать их до лета 2011 г., ратифицировать - к середине 2013 г.
Дорога к спасению
Для получения помощи из Европейского фонда финансовой стабильности страны должны:
- сделать официальный запрос на выделение помощи;
- запрос может быть сделан только в случае, если страна не может получать финансирование по приемлемым ставкам;
- детали программы сокращения дефицита должны обсуждаться с Еврокомиссией и МВФ;
- программа сокращения расходов одобряется министрами финансов еврозоны;
- 16 министров финансов еврозоны на анонимной основе должны установить величину, стоимость и срок займа.
Заем предоставляется в течение нескольких дней после его одобрения.
Источник: Европейский фонд финансовой стабильности
Екатерина Кравченко
По материалам:
Відомості
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас