Слишком скорая помощь — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Слишком скорая помощь

Фондовый рынок
544
Облгазы в этом году впервые за многие годы стали рентабельными. Кабмин не только повысил тарифы на топливо в стране, но обещает также построить за госсредства газопроводы и передать их частным облгазам. Эти меры ведут к монополизации рынка, а не к его развитию и защите интересов потребителей, убеждены эксперты.
Повышенное внимание
Последние полгода впервые с 2007 года облгазы начали работать рентабельно, говорят в Национальной комиссии регулирования электроэнергетики. Тарифы на транспортировку газа с начала года выросли на 60-70%, на поставку - на 20%. "Последние годы тарифная политика для облгазов абсолютно не соответствовала фактическим эксплуатационным расходам,- говорит председатель правления 'Ивано-Франковскгаза' Владимир Купчак.- Сейчас ситуация улучшилась".
В частности, Кабинет министров ликвидировал компанию "Нефтегазсети", на баланс которой должно было перейти имущество облгазов. Сами компании предыдущее правительство планировало и вовсе закрыть. "Ликвидация компании 'Нефтегазсети' положительно сказалась на работе облгазов. Прекратилось расшатывание отрасли, споры с потребителями о том, кому платить за газ",- отмечает Купчак.
Кроме того, Кабмин обещает инвестировать государственные средства в строительство новых распределительных газопроводов, которые затем будут переданы на баланс облгазов. По мнению главы "Иванофранковскгаза", дальнейшая газификация регионов - единственный выход для Украины: альтернативные виды топлива весьма дороги, а для перехода на электроотопление необходимо полное переоснащение электросетей.
В этом году Кабмин охотнее прислушивается к мнению облгазов. "Раньше от нас только требовали - теперь идут навстречу",- говорит и. о. председателя правления "Николаевгаза" Василий Наумец. "Нынешнее правительство уделяет особое внимание всей системе газоснабжения. Также улучшил расчеты с облгазами за доставку его газа потребителям 'Нафтогаз'",- соглашается Купчак.
Президент международного энергетического клуба "Q-клуб" Александр Тодийчук считает, что изменившееся отношение власти к облгазам - прямое следствие того, что большинство из них принадлежат предпринимателю Дмитрию Фирташу, "близкому к нынешней украинской власти". По неофициальным данным, структуры Фирташа контролируют в Украине 21 из 42 облгазов, в том числе "Львовгаз", "Иванофранковскгаз", "Винницагаз", "Черновцыгаз", "Ровногаз", "Черниговгаз", "Житомиргаз", "Хмельницкгаз", "Запорожгаз", "Николаевгаз" и "Днепропетровскгаз". "В нашей стране те, кто приходит к власти, традиционно используют админресурс для поддержки своего бизнеса. Так и в ситуации с облгазами",- говорит Тодийчук. В Group DF Дмитрия Фирташа вчера не смогли предоставить комментарии.
Аналитик ИК Concorde Capital Егор Самусенко считает, что цели относительно облгазов у нынешнего и прошлого правительств противоположные. Если прежний Кабмин хотел их ликвидировать и три года делал все, чтобы их работа стала нерентабельной, то нынешнее правительство создает для облгазов условия аналогичные тем, что уже существуют для облэнерго. "Таким образом, рентабельность работы облгазов уже через полгода-год может достичь 15-20%",- говорит Тодийчук.
Поверхностный подход
Впрочем, политика поддержки облгазов приводит и к негативным последствиям. Так, практически у всех компаний после повышения тарифов на прокачку газа стали снижаться объемы продаж. По данным Минтопэнерго, в среднем они сократились на 5-7%, а у отдельных облгазов снизились еще больше. Например, у "Николаевгаза" - на 10%, поскольку крупнейший его клиент - "Югцемент" - отказался от покупки природного газа и перешел на потребление угля. Несмотря на это, облгазы не намерены отказываться от повышения тарифов. "Для того чтобы отрасль стала инвестиционно привлекательной, стоимость услуг должна пересматриваться минимум дважды в год",- считает Купчак.
По его мнению, необходимо урегулировать вопрос принадлежности и условия пользования распределительными газовыми сетями. В частности, перейти с договоров аренды на договоры концессии. "Договор концессии намного сложнее разорвать, чем договор аренды. Если соглашение о работе на условиях концессии будет заключено, вернуть государству распределительные газопроводы в случае невыполнения облгазами обязательств будет непросто",- считает партнер юридической фирмы "Правовые партнеры" Андрей Доманский.
Наумец отмечает, что облгазы также инициируют законодательное усиление ответственности потребителей за задержку расчетов и самовольное вмешательство в систему газоснабжения. Это упростит им процедуру отключения неплательщиков.
Александр Тодийчук отмечает, что рынок распределения природного газа все более походит на классическую монополию. "Облгазы сами по себе - естественная монополия, каждая компания - монополист в своем регионе. А после того, как сменилась власть, и Дмитрий Фирташ получил возможность влиять на ее решения, фактически начался монопольный диктат по отношению к потребителям",- считает член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма. Старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква не исключает возможности продажи облгазов российскому "Газпрому", ранее неоднократно заявлявшему о намерении выйти на этот рынок: "Проблема в том, что, если такая продажа произойдет, отследить ее будет очень сложно, так как владельцами крупных пакетов акций в облгазах являются офшорные компании". Тодийчук добавляет, что такого рода сделка может быть опасна, поскольку создаст прецедент, когда основной поставщик газа в страну полностью монополизирует и розничный рынок.
Потребители не в счет
Но все меры по поддержке облгазов, которые принимает государство, не решают главного - необходимости демонополизации и реформирования рынка природного газа. Аналитик BG Capital Александр Паращий напоминает, что Украина обещала Еврокомиссии провести такую реформу, приняв закон "О реформировании рынка природного газа". "То, что делает государство сейчас, реформой считать нельзя",- говорит Паращий. По его мнению, необходимо полное отделение бизнеса по транспортировке и распределению газа от бизнеса по его продаже конечному покупателю. "Также нужно привести тарифную политику для распределительных компаний в соответствие с международной практикой,- говорит эксперт.- Сейчас она активно внедряется в России". Речь идет о применении при расчете тарифов так называемой нормы доходности на базу активов (RAB). В отличие от применяемой сейчас системы "затраты плюс", RAB позволяет учитывать необходимость возврата инвестиций.
Рынок должен меняться не только в направлении повышения инвестиционной привлекательности для инвестора, но и увеличения ответственности владельцев перед потребителями, говорит Денис Саква. "Раньше Кабмин отстаивал интересы 'Нафтогаза', теперь - владельцев облгазов. В развитых же странах принято отстаивать интересы потребителей",- говорит он и добавляет, что у украинских облгазов по-прежнему чрезвычайно высокий показатель потерь в сетях, что позволяет их владельцам получать дополнительные доходы, не учитываемые государством. "Во всем мире контролирующие органы следят за качеством продаваемого газа, у нас же этот показатель вообще не рассматривается",- отмечает эксперт. Саква приводит в пример страны Балтии, где рынок природного газа реформировали "под потребителя" всего за два года. Это было связано с интеграцией стран в Евросоюз. По мнению Гудымы, если вместо усиления монополии Кабмин не начнет реальную реформу газового рынка, это может угрожать Украине исключением из Европейского энергетического сообщества.
Олег Гавриш, Андрей Леденев
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас