Власть доиграется: рынки готовы скинуться на Французский Легион — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Власть доиграется: рынки готовы скинуться на Французский Легион

Казна и Политика
16032
Массовые протесты мелких предпринимателей Украины - четкий сигнал правительству о необходимости сменить курс экономической политики. С середины 90-х годов, за исключением приснопамятного "майданного" психоза, - власти еще не удавалось вывести на улицы такое количество народа, как 16 ноября.
К предпринимательским ассоциациям, профсоюзам, выступающим против кабального Налогового кодекса, перевозчикам стали присоединяться и другие организации, даже ветеранские. Реформаторам пора одуматься. Пока не поздно.
Упрямство должников МВФ
К сожалению, экономический блок правительства и его союзники в парламенте упрямо не желают прислушаться к мнению не только народа, но и главы государства, который уже не раз возвращал Налоговый кодекс авторам. Кодекс во втором чтении принят 18 ноября вечером. Теперь протестующие отправятся на Банковую, чтобы призвать Президента наложить вето на этот закон.
Вице-премьер Тигипко, который тоже не согласен с предложенными правками (думается, по иным причинам, нежели предприниматели, - он обвинял налоговиков в игнорировании собственных правок), ранее заявлял, что будет просить Виктора Януковича ветировать кодекс. По правде говоря, Сергею Леонидовичу после удручающего результата на местных выборах следовало бы либо уйти в отставку, либо вступить в ПР. Ведь его либеральный имидж развеян.
Рискуя привлечь незаслуженное внимание к вице-премьеру, стоит все же напомнить о том, что этот клеймящий "контрабандистов" чиновник промолчал, когда его дочь приобрела автомобиль из числа льготно ввезенных дипломатами. Супруга же вице-премьера участвует в передаче "Украинская мечта" (канал ICTV), где победителю выдают 50 тыс. грн. на начало собственного дела. Любопытно было бы узнать, какое дело можно открыть на эти деньги при новом законодательстве (без "упрощенки")? Разве что купить на все лотерейных билетов.
Шансов на то, что приоритетом власти станет забота о народе, а не прислуживание финансовому наркодилеру - МВФ, откровенно мало. Отмена единого налога вернула страну в конец 90-х, когда предпринимательством мог заниматься только криминалитет. Обострение социального конфликта неизбежно.
Отстрел дойной коровы
Дело не в том, что люди, работающие по упрощенной системе налогообложения, не желают платить налоги, как это пытаются подать рвущие в студиях на груди дорогие рубашки защитники реформы. Повысили бы единый в два раза - платили бы без разговоров.
Проблема, прежде всего, - в фактической ликвидации упрощенной системы. Усложняется документооборот, а это - нажива для нечистых на руку представителей силовых органов, "проверяющих" структур. Административный арест, новые проверки…
В общем, дорогие потребители - бюджетники, пенсионеры, рабочие и крестьяне, за штанами теперь будете ходить в фирменный Levi’s или на какую-нибудь заведомо нелегальную барахолку. И в 2-3 раза переплачивать. Может быть, повысятся зарплаты и пенсии? Как говорит наш мудрый народ, "Дурень думкою багатіє". Все эти поборы ближе Кипра не оседают.
Нюансы предлагаемого кодекса - очевидный результат работы лоббистов крупных торговых сетей: ликвидация "упрощенки" позволит им не один раз поднять цены на свои товары. Выбора у потребителя не будет. Да и пытающиеся выжить лавочники поднимут цены - деваться некуда. Правда, есть "приятное" обстоятельство - это ненадолго, поскольку долго они не протянут. Все будут ходить за покупками в супермаркеты - и, видимо, работать там же.
Когда власть говорит, что снижает налоги для предприятий ряда отраслей, или же обещает поднять текстильную отрасль - это лукавство, рассчитанное на "человека с улицы".
Во-первых, эти послабления хороши лишь для огромных фирм, не особенно считающих деньги.
Во-вторых, нет прямой связи между этими новациями и а) созданием новых рабочих мест; б) повышением зарплат; в) снижением цен. В-третьих, чтобы восстановить текстильную отрасль, нужно расторгнуть множество соглашений о свободной торговле да еще помочь с перепрофилированием и обучением рабочей силы. Такой демагогией антинародный характер кодекса не прикроешь.
Усложняется администрирование налогов - если бы налог в Пенсионный Фонд можно было бы платить по одному адресу, это один вопрос. Но привязав сумму пенсионного сбора к другим статистическим показателям, его можно повышать до бесконечности. Это ясно. Между тем корова уже выдоена. Результат налицо - пенсионерам подняли пенсию на оскорбительные пару гривен. Это ведь не олигарха какого к ответу призвать! (Помнится, Россия в свое время оптимально использовала средства от разоблачения Ходорковского).
Малый и средний бизнес (ему, по некоторым данным, теперь в налоговой рисуют показатели, до которых надо "дотянуться" - об этом спорили на Первом телеканале депутаты Ксения Ляпина и Алексей Плотников) все, что мог, уже заплатил.
Власть считает, что пересидит, в крайнем случае - задавит протесты "кучки барыг". Ну-ну.
Холодный ветер будущего
Один из организаторов "гудящих" дней, протрубивших начало конца премьерства Тимошенко, редактор "Хвыли", политолог Юрий Романенко, чей анализ социальной ситуации часто оказывается разумным, в репортаже о митингах протеста написал: "Акция 16 ноября подтвердила тезис, что сегодня в Украине только прослойка мелкой и средней буржуазии может претендовать на роль класса-гегемона, т.е. направлять общество, быть его руководящей силой. Все остальные классы либо инертны и импотенты, либо реакционны по сути".
Если вам этот тезис показался слишком залихватским, не торопитесь с выводами. На днях президент Союза предпринимателей и работодателей Крыма Александр Дудко заявил, что если со стороны власти не последует никакой реакции, то 2,5 млн. украинских предпринимателей будут готовы "бороться за свои права с оружием в руках" (по сообщениям е-Крым и Bagnet).
По словам Дудко, 279 крымских предпринимателей приняли участие в митинге против принятия Налогового кодекса у стен Верховной Рады в Киеве. По его данным, к акциям протеста присоединились предприниматели из 221 города Украины и представители четырех профсоюзов. "Поскольку власть так и не решилась наладить диалог с митингующими, их запросы возросли", - отметил он.
Важно, что протестующие решили учесть интересы и многих других категорий граждан. Так, украинские предприниматели требуют установить минимальный размер пенсии не ниже прожиточного минимума, снизить ставку единого социального сбора с фонда оплаты труда до 18%, отменить налог на добавленную стоимость, заменив его налогом с оборота в размере 5% . И требуют принять поправку к действующей Конституции, согласно которой суммарная величина всех налогов не должна превышать 30% добавленной стоимости.
"Эти люди готовы на собственные деньги финансировать будущее своей страны. Платить честно налоги, но при разумных законах… Эти люди в любой момент готовы найти по тысяче, две тысячи долларов, чтобы поддержать борьбу профессионалов за свои права, а это порядка $7 млрд. На такие деньги можно легионы французские нанять, чтобы охладить слишком горячие головы, которые захотят бороться с народом", - заявил Александр Дудко, но при этом отметил, что не призывает никого к силовым действиям. И это правильно. Зачем, как в Верховной Раде, драться до крови томиком Налогового кодекса?!
В заключение хочется вспомнить интервью с Тигипко на одном из ведущих телеканалов. Симпатичная журналистка поинтересовалась у вице-премьера, почему бы нам не перейти к простой грузинской системе "шести налогов"? В ответ "либерал-реформатор" заявил, что такая система, видите ли, слишком жесткая, все обязаны платить налоги (представляете, если вы были так безответственны или авантюрны, что подписали договор с мошенником, который не заплатил налоги со сделки, вам придется заплатить их самому - а потом делайте с ним, что хотите, через суд и т.д.). Тигипко сказал, что Украина пока не готова к такой системе.
Ну, еще бы. Украсть бюджетные деньги становится очень трудно. А к наемникам из Французского легиона Украина готова? Ведь до 2016 года великие наполнители бюджета за счет бедных и средних уволят из вооруженных сил нашей страны еще 40 тысяч человек.
Не догоняем: Украина - в аутсайдерах рейтинга легкости ведения бизнеса
"Ребята, постепенно привыкайте к нормальной стране", - посоветовал предпринимателям, протестующим против принятия нового Налогового кодекса, глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский. Чиновник имел в виду, что в государстве все должны платить налоги. Предприниматели не против выйти из тени, если бы страна была бы действительно нормальной. Вот только легче вести бизнес не становится.
В рейтинге условий для развития предпринимательства Doing Business 2011 Украина снова в конце списка - 145-е место из 183-х возможных. По соседству Сирия и Гамбия.
С июня 2009-го по июнь 2010 года, когда проводилось исследование, авторы рейтинга обнаружили в Украине всего три реформы. Власти облегчили старт бизнеса, снизив минимальный размер уставного капитала, упростили процесс получения разрешений на строительство и улучшили электронную систему уплаты НДС. По факту ничего значительного, что и отразилось на позиции Украины в рейтинге.
Самая больная тема, как и прежде, - уплата налогов (181-е место в рейтинге). Тянут вниз количество обязательных платежей (а их в Украине 135), налоговая нагрузка в 55,5% и время, которое необходимо затратить на администрирование платежей, - в общей сложности 657 часов в год. Как новый Налоговый кодекс изменит эти цифры - еще не известно. Не лучше обстоят дела и в сфере строительства. Портит картину и процедура подключения к электросетям. Если в Германии или, к примеру, Исландии она занимает 40 дней, то у нас - 309!
Пока Украина остается в аутсайдерах рейтинга - ее год за годом обгоняют постсоветские страны. На этот раз наибольший прогресс в улучшении делового климата достиг Казахстан. В десятке лучших реформаторов в предыдущие годы уже побывали Беларусь, Киргизия и Молдова. А Грузия после пяти лет амбициозных реформ, упразднившая одним махом санстанцию и пожарную инспекцию по принципу "нет чиновника - нет проблем", оказалась на 12-м месте среди всех стран мира.
Для сравнения: в Украине единое окно для регистрации предприятий работает с 2005 года. Это был действительно важный шаг, упростивший жизнь будущим бизнесменам. Тем не менее, открытие бизнеса в нашей стране все равно занимает почти месяц, тогда как в Грузии - всего три дня.
При этом функции грузинского единого окна расширились до регистрации инвестпроектов, проведения приватизационных процедур и др. В 2008 году местные предприниматели тратили всего 2% рабочего времени на выполнение всевозможных регуляторных требований.
В то время как в Украине на получение разрешительных документов на строительство потребуется 347 дней, в Грузии - 98. В 2009 году исследование показало, что упрощение разрешительной системы позволило грузинским компаниям ежегодно экономить 3,25% прибыли. Модели реформ грузинские власти позаимствовали у Гонконга и Сингапура, которые традиционно занимают первые места в рейтинге легкости ведения бизнеса.
С осени 2010 года Виктор Янукович и его команда активно взялись за улучшение делового климата в Украине. В октябре, к примеру, правительство отменило более двадцати видов лицензий. Несмотря на это, Минтранс продолжает лоббировать изменения в части перевозки грузов. Закон предполагает лицензирование транспортировки лишь небезопасных грузов, а чиновники министерства хотят лицензировать любые грузовые перевозки.
Кабмин ликвидировал, конечно, не самые распространенные лицензии (к примеру, на поиск и добычу полезных ископаемых из месторождений общегосударственного значения или на производство драгоценных металлов и камней), поэтому большинству бизнесменов нововведения останутся незаметны. Но процесс сдвинулся с мертвой точки.
В 2010 году начал действовать и декларативный принцип получения разрешений: предприниматель сообщает в госорганы о наличии у него необходимой материально-технической базы и может начинать работать. Подавать бумаги, доказывающие это, ему уже не придется. Более 60% разрешений теперь можно получить по декларативному принципу, просто заполнив специальную форму. Еще одно давно обсуждаемое новшество этого года внедрение принципа "молчаливого согласия". Бизнесмен, подавший заявку на разрешение и не получивший ответа, может считать, что разрешение выдано.
Документ, внесенный на рассмотрение в парламент при прошлом президенте и проваленный депутатами, - законопроект о рыночном надзоре и контроле продукции. Парламент снова попытается его принять. Документом вводится европейский принцип рыночного надзора: проверки продукции прежде всего будут осуществляться у ее распространителей. Производителей же будут инспектировать только в случае обнаружения на рынке опасной продукции.
Документов за последнее время в спешке было принято действительно немало, но все еще не для всех разработаны механизмы их реализации. Это касается, к примеру, закона о сокращении контролирующих органов. По идее, из 80 контролирующих инстанций должна остаться половина. Но документ фактически не действует, поскольку необходимо внести изменения в 50 нормативных актов.
Несколько недель назад был сокращен список товаров, подлежащих обязательной сертификации. "Обязательная сертификация - это рудимент, позволяющий давить на бизнес, собирать деньги. Конечно, этот список необходимо не просто сокращать, а полностью отменять, что, кстати, предусмотрено нашими обязательствами перед ВТО", - говорит заместитель руководителя проекта Группы Всемирного банка МФК "Инвестиционный климат в Украине" Сергей Осаволюк. Но резких движений чиновники делать не спешат.
Попытка отменить обязательную регистрацию декларации соответствия товаров техническим регламентам тоже пока безуспешна. Если предприниматель декларирует, что его товар безопасен и соответствует нормативным документам, этого достаточно, чтобы продукцию начали продавать. Так происходит в мировой практике, но не в Украине, где необходимо пройти дополнительные регистрационные процедуры в Госстандарте. "Для общества смысла в этой норме нет. Государственная казна тоже не выигрывает, поскольку плата за регистрацию поступает исключительно на предприятия Госстандарта", - объясняет Сергей Осаволюк. Законопроект, предусматривающий отмену этой нормы, находится в парламенте с июня 2010 года. Госстандарт активно препятствует его принятию.
Как оценят усилия новой команды мировые эксперты, узнаем уже в исследовании Doing Business 2012. В любом случае реформы, проведенные правительством, сложно назвать радикальными. Грузинский сценарий в Украине не пройдет. Здесь за каждым, самым, казалось бы, невлиятельным ведомством стоит могущественный лоббист и чьи-то интересы. Именно по этой причине у нас пошли по пути ограничения функций госорганов.
"Но любое ведомство будет держаться за свои полномочия зубами, обивать пороги депутатов и Администрации президента. Попытки ограничить их приводят к еще большему разрастанию функций этих органов. Ведомства нужно ликвидировать, поскольку отобрать у них полномочия практически нереально", - заявил "Контрактам" правительственный чиновник, пожелавший сохранить инкогнито.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас