Снисходительность в кредит — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Снисходительность в кредит

Казна и Политика
892
Эксперты Фонда не нашли причин отказывать Киеву в получении второго транша. С учетом того, что отечественные власти так и не отказались от "социальной" риторики, решение выглядит примечательно.
"Конструктивный" разговор
Плановый пересмотр программы кредита stand by от Международного валютного фонда в украинском случае зачастую превращается в захватывающее мероприятие с трудно прогнозируемым результатом. Традиции подобного сотрудничества утвердились еще во времена премьерства Юлии Тимошенко. Представители Фонда приезжали в нашу страну, громко хвалили за достижения, потише - сетовали на невыполнение пунктов программы, после чего принимали решение о предоставлении очередной "порции" заимствованных средств. Для предыдущего правительства следование такому ритуалу в конечном итоге вылилось в неприятный результат: предоставление нового транша откладывалось до победы на выборах Виктора Януковича и формирования нового Кабмина, а затем свежеиспеченные власти договорились со "спонсором" о другой кредитной линии.
С учетом того, что договариваясь о займах, новое руководство страны взяло на себя ряд неприятных с рейтинговой точки зрения обязательств, следить за тем, как они будут воплощаться в жизнь, стало особенно интересно. Как и можно было ожидать, в преддверие местных выборов реформационного бума а-ля МВФ так и не случилось. К "отчетному периоду" официальный Киев пришел с непринятым Налоговым кодексом, с намерением и дальше поднимать соцстандарты, с убежденностью в том, что от повышения пенсионного возраста для женщин нужно отказаться в пользу неназванных компенсаторов, а заодно - с так и невозобновленным действием закона, позволяющего взимать пеню за просрочку коммунальных платежей. При этом избегать первого этапа повышение цены на газ власти не стали, хотя вечные оппоненты этого процесса - профсоюзы - взялись кредиторов в том, что запланированное на весну подорожание не так уж и необходимо.
К моменту приезда миссии в Украину Кабмин в лице вице-премьера Сергея Тигипко более прочего опасался разговоров на тему не только пенсионной реформы и судьбы НК, но и дефицита бюджетов (страны в целом и "Нафтогаза" в частности), а также затруднений с возмещением НДС.
Дальнейшее обсуждение обеими сторонами неоднократно называлось "конструктивными дискуссиями", и на протяжении всего времени пребывания экспертов в Украине правительство время от времени отчитывалось: компромисс найден, "маяки" согласованы. В результате властям все-таки удалось отыскать ключ к сердцу представителей МВФ или, что более вероятно, весомые аргументы в поддержку своей позиции. Принципиальная договоренность достигнута, в Фонде ждут от Украины согласованное письмо о намерениях, а затем - можно рассчитывать и на свежие поступления.
"Ожидается, что после выполнения украинской стороной предварительных мер, совет директоров до конца года рассмотрит вопрос о завершения пересмотра программы", - обнадежил Киев глава миссии фонда Танос Арванитис. В обозримом "до конца года" (а оптимисты рассчитывают уже на конец ноября - начало декабря) Украина сможет получить второй транш в размере порядка 1,6 миллиарда долларов, из которых миллиард планируется направить на поддержку бюджета. Главная смета страны в этом действительно нуждается.
В пределах возможного
Уехавшая, но обещавшая вернуться, миссия Международного валютного фонда, судя по всему, была лояльно настроена по отношению к Киеву. "Все количественные показатели, являющиеся критериями эффективности по состоянию на конец сентября, были выполнены, также обеспечено неуклонное продвижение во внедрении структурных реформ", - убежден Танос Арванитис. При этом абсолютно благополучным положение Украины назвать крайне затруднительно. Не странно, что вице-премьер "по реформам" опасался бесед "бюджетного" характера. По данным Министерства финансов "недостача" государственного бюджета за январь-сентябрь 2010 года составляет свыше 52 миллиардов гривен, а по прогнозам, с учетом всех "ловушек" (включая выпуск разноцелевых облигаций внутреннего государственного займа) реальный дефицит может превысить стомиллиардный рубеж. Также далеки от выхода на ноль и Пенсионный фонд, который по-прежнему критично зависим от бюджета, и "Нафтогаз", чей дефицит по сентябрьским оценкам правительства может составить более 7 миллиардов гривен, зато на следующий год, надеются в Кабмине, госкорпорация получит прибыль - за счет повышения тарифов. С долгами по возмещению НДС премьер со товарищи пока тоже не разобрался. Правда, здесь цифры разнятся: по мнению Николая Азарова, "речь уже идет о 2 миллиардах -1,5 миллиарда - вот такой параметр, такой порядок цифр", а вот Минфин позже рапортовал о девятимиллиардной задолженности… Тем не менее, макроэкономические показатели остаются в пределах нормы, и обе стороны кредитных отношений продолжают надеяться на лучшее.
При всей демонстрируемой снисходительности совсем уж пускать украинскую ситуацию на самотек кредиторы, похоже, не намерены. Представители МВФ, хоть и смотрят на многие "шалости" украинских властей сквозь пальцы, не устают ненавязчиво напоминать Киеву о том, какого поведения они от него ждут: независимый Национальный банк Украины, гибкий валютный курс... Да и тратить деньги на рекапитализованные банки МВФ рекомендует с оглядкой. "Теперь вопрос для правительства - какой самый эффективный путь минимизировать эти издержки для налогоплательщиков. Но нет единого рецепта: сливать (рекапитализированные при участии государства банки), приватизировать более крупные банки, закрывать какие-то из них или проводить операцию слияния между ними. То, что мы обсуждали с правительством - будут наняты советники, и они дадут оценку, какой лучший путь решения этих проблем", - пояснил постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер.
Стабильность банковской системы - предмет особого интереса Международного валютного фонда. Но не менее внимательно "источник благ" следит и за платежеспособностью страны в целом. Так, Украине уже успели напомнить о необходимости аккуратно раздавать госгарантии с тем, чтобы долг страны не устремился в заоблачные дали. А вот к мечтам правительства спасать бюджет за счет налогов в МВФ относятся с некоторым скепсисом. Кроме прочего, представители Фонда рекомендовали пересмотреть Кабмину отношение к налогу на прибыль: во-первых, не снижать его так резко, во-вторых, уточнить право на освобождение от него в рамках предполагаемых "налоговых каникул".
С учетом того, что Налоговый кодекс уже рассматривают во втором чтении, то насколько чутко украинская сторона прислушивается к мнению кредитора, станет ясно в ближайшие дни. К тому же, стоит отметить, что до того момента, как очередное письмо о намерениях будет обнародовано, предметно говорить о сути достигнутого между Украиной и МВФ компромисса сложно. Несмотря на то, что обе стороны показывали, что остались довольны сотрудничеством, делиться подробностями, на которых это сотрудничество стоит, они не спешили. Так, например, известно, что не менее "конструктивным", чем беседы с правительством, было названо общение участников миссии с представителями профсоюзных объединений. В итоге собеседники "подробно обсудили необходимость принятия мер для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы", но что стоит за этой формулировкой - пока неясно.
Значительная часть реформ, лоббируемых МВФ в Украине, относятся к числу хоть и неприятных, но давно назревших. И все же украинская власть традиционно не спешит решаться на радикальные меры. На первых порах оправданием промедлению мог служить предвыборный рост заботы о благе населения. Но неизвестно, как надолго может снизиться влияние этого фактора. С одной стороны, в Кабмине уверяют: к непопулярным решениям там уже готовы. С другой - дальнейшее развитие темы повышения социальных выплат, которой так увлеклись представители правящей партии (а вот спикер, напротив, считает, что сначала надо разобраться с выполнением нынешних обязательств, а уж потом брать на себя новые), не дает забыть о том, что судьба следующих парламентских выборов еще не решена. В любом случае, опыт предыдущего Кабмина подсказывает, что снисхождение кредитора может иметь свои границы. Да и уточнение по поводу того, что за решение о выделении следующего транша совет директоров Фонда возьмется "после выполнения украинской стороной предварительных мер", тоже заслуживает внимания.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас