Почему в Украине нет и в ближайшее время не будет качественного бензина — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему в Украине нет и в ближайшее время не будет качественного бензина

Энергетика
3272
Уже через два месяца в Украине планируется ввести новые стандарты качества топлива. Но это вовсе не означает, что вскоре отечественные автолюбители смогут потреблять лишь добротный нефтепродукт. Скорее наоборот: за последние месяцы трейдеры научились легально ввозить в Украину "освобожденное от налогов" топливо, качество которого государство не контролирует вообще.
На прошлой неделе Госкомитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) подтвердил намерение Украины перейти с 1 января 2011 года на стандарты производства нефтепродуктов, соответствующие требованиям Евро-4 и Евро-5. "Для этого (перехода на новые стандарты. - Авт.) украинским нефтеперерабатывающим заводам было отведено три года.
Нужно понимать, что переходный период не может длиться бесконечно", - сообщил директор департамента стандартизации и метрологии Госпотребстандарта Украины Андрей Нелепов. За этот промежуток времени модернизировать свои мощности смогли лишь три из шести нефтеперерабатывающих завода страны: Кременчугский (принадлежит ПАО "Укртатнафта" Игоря Коломойского), Лисичанский (ЗАО "ЛИНИК" Виктора Вексельберга) и Одесский (ПАО "Лукойл-Одесский НПЗ" Вагита Алекперова).
Таким образом, переработчики, продукт которых не соответствует требованиям Евро-4 и Евро-5, будут вынуждены с 1 января 2011 года попросту остановиться. Такая судьба ожидает три остальных НПЗ: Дрогобычский и Надворнянский (контролируются вышеупомянутым "Приватом"), а также Херсонский, который входит в сферу влияния группы "Континиум" Игоря Еремеева.
По идее такой расклад должен сыграть на руку отечественным автомобилистам. В первую очередь потому, что ужесточение стандартов качества топлива по умолчанию означает сокращение низкокачественных нефтепродуктов на рынке. Но не в наших условиях. Тому есть несколько причин.
Во-первых, в Украине до сих пор не существует четкого переходного периода, в течение которого трейдеры обязаны реализовать нефтепродукты, произведенные по старым стандартам и регламентам. Де-факто это означает, что топливо, произведенное (по факту или "по бумагам") до конца текущего года можно продавать вплоть до окончания его гарантийного срока (для бензинов - это три года, для дизтоплива - пять лет).
Во-вторых, в нашей стране напрочь отсутствует государственный контроль за качеством топлива. Подтверждением является то, что в течение последних полутора лет Госпотребстандарт не провел ни одной проверки топлива на автозаправочных станциях. Официальной причиной стало отсутствие у комитета средств на соответствующие проверки. Несколько недель назад в комитете заявили, что намерены возобновить ревизию нефтетрейдеров в четвертом квартале 2010 года, но, судя по тому, что в госбюджете-2010 на эти меры предусмотрено аж 1,8 млн. грн., эти проверки не будут системными.
Безусловно, в следующем году государство может увеличить финансирование Госпотребстандарта. Но даже если комитет завалить бюджетными деньгами, фальсификата, который сейчас занимает около 40% на украинском рынке нефтепродуктов, не станет меньше. Прежде всего потому, что отечественное законодательство обязывает проверяющие органы (включая Госпортебстандарт) уведомлять трейдеров о проверках за десять дней до их проведения. Понятно, что этого времени более чем достаточно, чтобы контрафактное топливо исчезло с проверяемой АЗС.
Следует учитывать и то, что переход Украины на стандарты Евро-4 и Евро-5 касается в первую очередь отечественного нефтепродукта. Однако не следует забывать, что в нашей стране за последние пять лет переработка нефти снизилась в 2 раза - до 11 млн. т/год, в то время как доля импортного нефтепродукта выросла до более чем 3 млн. т/год.
По идее в этом нет ничего плохого, ведь импортируемое в страну литовское, румынское и белорусское топливо на несколько порядков качественнее нашего. Но даже в случае приобретения этого горючего у украинских автолюбителей нет гарантии покупки качественного продукта. Ведь нефтепродукт каждой марки необходимо хранить в отдельных резервуарах, а на заправках они очень часто смешиваются. И автомобильные бензины повышенного качества не исключение, ведь они получаются путем компаундирования импортного топлива с моющими присадками (например, Keropur DP-604 С, Keropur 3458 IV) и красителями (к примеру, Sudan Green 985L), меняющими цвет бензина.
Пару месяцев назад к этим проблемам добавилась еще одна: в Украину начало активно поставляться топливо по "оригинальным" схемам. Самый яркий пример - компания "Ливела", которая, пользуясь положениями Закона "Об иностранном инвестировании", завозит в страну нефтепродукты без оплаты акциза и НДС. Кстати, одна из последних таких поставок состоялась ннедавно - 19 октября Одесский порт принял для этой полтавской компании танкер с 20 тыс. т нефтепродуктов.
По оценкам экспертов, доля безналогового импорта в сентябре достигла 30% от общего объема ввезенного в страну топлива. Какого качества это топливо и когда государство намерено решать весь этот ворох проблем, остается только догадываться.28.10.2010
Юрий Савченко
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас