Киев вывернет карманы к лету 2011 года — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Киев вывернет карманы к лету 2011 года

Казна и Политика
1634
С марта по июль следующего года Киев должен выплатить миллиардные суммы по кредитам. Любой вариант развития событий грозит киевлянам крупными социальными потрясениями
В августе текущего года первый замглавы КГГА Александр Попов заявил, что Киеву больше нельзя привлекать новых займов в связи со значительной внешней и внутренней задолженностью. При этом чиновник заметил, что еще один кредит все-таки придется взять. А именно - для погашения задолженности города перед АЭК "Киевэнерго" по разнице в тарифах на тепловую энергию. В свою очередь это должно дать компании средства для расчетов с ДК "Газ Украины" за потребленный газ, а значит позволить без долгов войти в отопительный сезон 2010-2011 годов.
Уже в начале сентября Александр Попов отчитался, что договоренности о кредите достигнуты: "Ощадбанк" согласился выделить 1 млрд грн, "Укрэксимбанк" - 500 млн грн. Заем взят на три года под 12,75% годовых. При этом задолженность "Киевэнерго" перед "Газ Украины" только за прошлый отопительный сезон в начале текущей недели превышала 600 млн грн. В связи с этим руководство города сейчас размышляет о дополнительном привлечении 500 млн грн на вышеуказанные цели. В противном случае придется существенно поднимать тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, что не входит в планы властей как минимум до ноября.
Однако на этом городские власти не остановились. Не смотря на катастрофическую задолженность, практически каждую неделю появляется информация о новых договоренностях о планах привлечения новых кредитов. Так, у ВБ или ЕБРР на реконструкцию Бортнической станции аэрации планируется привлечь до 600 млн грн сроком на 20-25 лет. Дополнительно у ВБ хотят попросить 200 млн долл. на 20 лет для проекта модернизации системы городского водоснабжения. На строительство линии метрополитена или скоростного трамвая на Троещину предполагается взять 30-летний кредит у японского инвестфонда.
Кроме того, заявлены планы на привлечение средств международных и отечественных финансовых учреждений для строительства в Деснянском районе столицы ТЭЦ, вырабатывающей тепло из переработки мусора; для прокладки автомобильного подземного туннеля; для достройки Подольско-Воскресенского мостового перехода (кстати, именно по нему должно пройти метро на Троещину за японский кредит); для сооружения эстакады на Набережной.
Киев также намерен в краткосрочной перспективе привлечь 350 млн грн для закупки новых автобусов и троллейбусов к чемпионату Евро-2012. Привлечение предполагается осуществить по лизинговой схеме с привлечением госбанка. Частично оплату должно взять на себя государство. Любопытно, что летом по аналогичной схеме с участием "Укрэксимбанка" провалился тендер "Киевпастранса" на закупку нового подвижного состава. По "автобусному" лоту поступило предложение только от одного производителя, а по лоту на закупку троллейбусов все поступившие предложения были отклонены.
На этом "транспортные" займы не закончились. В начале октября депутаты Киевсовета озаботились проблемами по кредитам столичной "подземки". Так, КП "Киевский метрополитен" было разрешено привлечь годовой кредит на 125 млн грн в "Альфа-Банке" (Украина). Кредит пойдет на реструктуризацию долга метрополитена по кредитному соглашению 2006 года с тем же банком на сумму 100 млн грн. Кредит брался для строительства метро под 15,9% годовых. Однако чуть позже банк поднял ставку до (!) 39% годовых. Все тот же "Альфа-Банк" выдал ранее "Киевпастрансу" кредит на сумму 40 млн грн приблизительно под такие же "драконовские" проценты (более 35%).
Самое интересное, что все эти займы столичные коммунальные предприятия могли бы и не привлекать. Еще в 2007-2008 годах ЕБРР согласился дать льготные кредиты "Киевпастрансу" (60 млн. евро на закупку до 225 троллейбусов и 125 автобусов и развития соответствующей инфраструктуры), "Киевскому метрополитену" (40 млн. евро на закупку 15 составов) и "Киевдорсервису" (15 млн евро на создание Автоматизированной системы управления дорожным движением). Эти средства до сих пор не получены из-за невыполнения предприятиями ряда условий ЕБРР по кредитным договорам (проведение независимого аудита и тендерных процедур, предоставление гарантий по проекту).
Согласно данным Международного рейтингового агентства Standard & Poor’s, по состоянию на июль 2010 года внешняя и внутренняя задолженность Киева (без учета займов Коммунальных предприятий) составляла 705,2 млн долл. и 1,51 млрд грн соответственно. С учетом недавнего займа на разницу в тарифах и при пересчете общей задолженности в гривню, можно предположить, что столица на сегодня должна 8,58 млрд грн. И это при допустимом максимальном объеме долга на 31 декабря 2010 года (согласно прогнозу городского бюджета) в размере 6,75 млрд грн.
При этом только в марте-июне 2011 года Киев должен рассчитаться по долгам перед "Альфа Банком" и банком "Крещатик" на общую сумму 1,2 млрд грн, которые были взяты в 2009 году на покрытие разницы в тарифах "Киевэнерго". Кроме того, в июле следующего года наступает срок погашения еврооблигаций на общую сумму 200 млн долл. И если по внутренним кредитам у города остается возможность реструктуризации, то погашение еврооблигаций сулит значительные сложности и чиновникам, и киевлянам.
По мнению экспертов Standard & Poor’s, сегодня КГГА рассматривает несколько вариантов погашения внешней задолженности: через размещение облигаций внутреннего займа в начале следующего года, либо за счет высвобождение средств за счет увеличения текущей поддержки центрального правительства. И третий вариант - уменьшение перечислений из бюджета города в государственный бюджет.
Причем если первый вариант вряд ли возможен (внутренний рынок сегодня полностью обеспечил свои потребности в гарантированных ценных бумагах благодаря возмещению НДС через выпуск гособлигаций), то второй и третий будут иметь серьезные последствия для финансового состояния столицы. В случае увеличения господдержки почти наверняка резко сократятся расходы госбюджета на крупные инфраструктурные проекты столицы.
Тогда метро на Троещину не заменят даже скоростным трамваем - о проекте в принципе могут забыть, указав киевлянам на удобства городской электрички с Левого берега на Петровку. В случае же сокращения перечислений города в госбюджет, Киевсовет будет вынужден практически полностью урезать финансировании многих городских программ. Вероятнее всего городу придется отказаться и от выплат разницы в тарифах, за чем автоматически последует поднятие коммунальных тарифов. Скорее всего, будут резко увеличены ставки на аренду коммунального имущества и на размещение наружной рекламы. НЕ исключено, что будет активизирована приватизация.
В противном случае Киев ожидает худшее, что может случиться на рынке кредитования: проблемы с выплатами по еврооблигациям и, как следствие, снижение кредитных рейтингов как столицы, так и Украины. В этом случае о каких-либо кредитах можно будет просто забыть.
Кому и сколько должен Киев
Данные: S&P, открытые источники
По материалам:
Proua.com
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас