Коллизии. Хочет ли Рада (не)понравиться Президенту? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Коллизии. Хочет ли Рада (не)понравиться Президенту?

Казна и Политика
1013
Конечно, после "танцев с Конституцией" Верховную Раду ожидают серьезные пертурбации, а возможно - дробление и усекание. Но исторические аналогии подсказывают: умом парламент не понять, аршином общим не измерить. Остается верить, что грядущие противостояния законодательной и исполнительной власти приведут к конструктивным переменам… Если в таковые еще верится.
Будем жить теперь по-новому…
Чудесное возвращение Конституции 1996 года ликвидировало сам институт фракционного большинства. "Старым" фракциям теперь не позавидуешь: депутат нынче может запросто переходить из одной фракции в другую, чем уже воспользовались пять бютовцев, пополнивших ряды регионалов, и один нунсовец, вписавшийся во фракцию к Литвину. Равно как и неоднородный блок имени спикера ВР теперь способен не только принимать новых членов, но и терять прежних. Все бы ничего, но юридическое переоформление автоматически означает и потерю столь желанных для ведомых фракций кадровых квот.
"Регионы" теперь запросто могут вести себя по-скупердяйски, не растрачиваясь на особые кадровые реверансы для соратников. Очевидно, именно такая сентенция была основополагающей, когда инициаторы "политреформы наоборот" убеждали Президента, что в новой старой реальности он будет чувствовать себя увереннее. Ну, по крайней мере, в торгах с парламентом.
Подписанное на днях предыдущими участниками коалиции соглашение о парламентском большинстве не имеет никакой юридической силы и служит, скорее, временной попыткой "Регионов", со всех сторон ощущающих давление и упреки за конституционную революцию, успокоить проверенных партнеров. Тем не менее литвиновцы и коммунисты опасаются не на шутку - сомнений нет, что после того, как центр тяжести показательно сместился на Банковую, регионалы попытаются максимально зачистить от чужаков ведомства вроде Госрезерва, Фонда госимущества, Гостаможслужбы, Гослесхоза... Не говоря уже о министерствах и прочих госкомитетах, а заодно и о креслах на местах...
Логика регионалов (экспортный вариант) звучит в таком диапазоне: дескать, как же можно проводить реформы и брать полноту ответственности на себя, если члены Блока Литвина и коммунисты рассадили на многих постах своих, которые непонятно чем там занимаются!..
В общем-то и незрячему видно, что пополнение большинства "тушками" ставило целью не столько взять рубеж в 300 голосов, сколько унять амбиции ведомых фракций. К тому же сам процесс позволял регионалам иногда успокаивать недоумевающий Запад: дескать, коммунистов скоро попросят из власти - и вот она, чистая дорога к светлому капиталистическому завтра... Коммунисты хмурили брови, усиливали антибуржуазную риторику и даже грозили выходом из коалиции, но все оставалось на своих местах. Теперь же парламентские реалии изменились.
Кто подастся в "директора парламента"?
Но не изменилась (пока, во всяком случае) действительность вокруг ВР. А она диктует свою логику: Президенту (читай - и правительству) в любом случае придется проводить через парламент целую массу законопроектов. А бои предстоят нешуточные: бюджет (!), целая группа кодексов (включая самый спорный - Налоговый!), мораторий на продажу земли и прочее, и прочее. Торги неизбежны, это понятно!
С одной стороны, ничего существенно в раскладах вроде и не изменилось. На табло в Раде по-прежнему около 240 голосов "коалиции" поддерживают инициативы "Регионов". Но будет ли так в самое ближайшее время?..
С другой стороны, на память приходят времена того же Леонида Кучмы (его имя сейчас, наверное, сопоставимо с именами самых рейтинговых современных политиков).
Общепризнано, что тогда противостояние Президента и парламента переживало свой пик. Леонид Данилович постоянно накладывал вето на множество законопроектов, не подписывал законы, пытался с помощью собственных распоряжений и указов свести на нет даже те законодательные инициативы депутатов, которые проползали, пролезали, прорастали сквозь "асфальтовый каток" Банковой. А сколько депутатских следственных комиссий возникало тогда - чуть ли не каждый день в парламенте голосовали за создание очередной, в пику Президенту! Парламент брыкался, сопротивлялся… И, несмотря на сверхцентрализацию власти и общественное мнение, которое, в принципе, было тогда на стороне Леонида Кучмы, депутатам удавалось тогда, как образно сказал один из них, "литрами пить кровь из Президента"…
Не случайно ведь депутата Александра Волкова называли тогда "директором парламента": будучи ярым сторонником Леонида Кучмы (и его внештатным советником со своим кабинетом на Банковой), он стоически боролся за каждую пядь парламентской земли, пытаясь застолбить ее в пользу Главы государства. Чаще, конечно, выигрывал, но ведь в скольких кровопролитных боях приходилось и отступать!..
Кто-то возразит: мол, тогда "литрами пили кровь" в том числе и мажоритарные депутаты (за две каденции Леонида Кучмы их было в ВР достаточно!). Но ведь и сейчас "вольноопределяющихся" депутатов по Раде ходит преогромное количество: будем откровенны, многие уже да-а-авно утратили "родственные корни" в прежних фракциях и осуществляют броуновское движение по ВР. И не исключено, что это броуновское движение теперь, в новых реалиях, усилится. А также не исключено, что со временем законодательство трансформирует высший законодательный орган снова в вариант смешанный, мажоритарно-пропорциональный. Но это перспектива неблизкая и требующая отдельного разговора.
"Когда все говорят, что Янукович получил полномочия Кучмы, - это неправильно, поскольку у Кучмы был оппозиционный парламент с конкурентом Морозом во главе, - подтверждает директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко. - Сейчас же парламент добровольно отдает свои полномочия руководителю Администрации Президента. И пока не ослабла власть, от этого парламента не стоит ожидать фронды, потому что никто не хочет терять бизнес, ходить на допросы в СБУ, в прокуратуру… Но как только власть столкнется с международными, криминальными проблемами, "делом Гонгадзе - 2", необходимостью отдавать МВФ в марте 2011-го колоссальные суммы, настроение парламентариев резко поменяется, они вспомнят про демократию и примут неожиданные решения. Но в текущем году это будет "женский парламент", который при сильном Президенте будет выполнять нелицеприятные функции…"
Резко, но похоже на правду. Как похоже на правду и то, что из нынешнего состава Верховной Рады вообще трудно выделить даже претендента на звание "директор парламент"… И эти функции пока что предстоит выполнять обезличенной команде президентской Администрации, если, конечно, время не выдвинет на эту роль какого-нибудь харизматичного героя… Но и здесь могут быть разве что "игры" отдельных депутатов. Предпосылок для уменьшения большинства пока еще нет, и Виктору Януковичу еще не нужен "свой Волков". У него достаточно отдельных рычагов воздействия - и на партийно-групповом, и на индивидуальном уровне, и на уровне высшего звена "АП - Кабмин - силовые структуры - ВР"… Помните, как Николай Азаров сказал о том, что будет работать институт страха? Он имел в виду чиновников VIP, но кто же сказал, что похожим образом нельзя держать в узде и депутатский корпус!
Ледокол на запасном пути
Правда, ситуация таит в себе немало подводных течений. В новом регламенте ВР "нижняя планка" для создания фракций вроде бы несущественно, но все же будет повышена. Теперь это могут сделать не 14, а 20 депутатов. Это в определенной мере стимулирует дробление больших фракций. И если, например, внутри тех же "Регионов" вдруг обострятся отношения между крупными финансово-промышленными группами (а об этом постоянно напоминают многочисленные мелкие скандальчики), то кто даст гарантию, что сей "ледокол" не спровоцирует расколы? Это не такая уж и фантастика, если принять во внимание, что сегодня в тех же "Регионах" насчитывается немало людей, амбиции и возможности которых вполне потянут на самостоятельную фракцию. Все мы помним, что в истории украинского парламентаризма именно за небольшими фракциями всегда почему-то оставалась "золотая карточка".
Впрочем, до расколов и дроблений еще далеко. И даже если мелкие перебежки и то самое броуновское движение отдельных депутатов в результате выльются в создание какой-то новой фракции, то она вряд ли начнет дрейф в сторону оппозиции. Нет, напротив, будет искать симпатии Банковой, будет следовать в фарватере новых реалий и стараться занять место "золотой" фракции. И не исключено, что она, эта виртуальная, пока еще не возникшая фракция сможет устроить Президента куда больше, чем коммунисты с их вечным ворчанием или литвиновцы с их неугомонными аппетитами… К тому же у комми нет яркого парламентского игрока, способного на компромиссы, а роль Литвина сегодня, увы, сведена именно к спикерской: да, в сессионном зале он еще хозяин, но вот за его пределами…
Не будем забывать, что удержание парламента "на коротком поводке" - роль для очень сильного и опытного актера. Возможно, уже в ближайшее время мы увидим, как Виктор Янукович поручит ее совершенно неожиданному человеку. Возможно, даже наделенному немалыми полномочиями - не меньшими, чем у "директора парламента" в прошлом. Но, скорее всего, он начнет репетировать сам…
Владимир Кацман, "CN-Столичные новости"
По материалам:
mignews.com.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас