В Раде открыли "ящик Пандоры" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

В Раде открыли "ящик Пандоры"

Казна и Политика
3626
Верховная Рада достаточно оперативно и без лишних сантиментов приняла новый вариант своего Регламента. Под благим намерением привести законодательство в соответствие с Конституцией 1996 года скрывается настоящий "ящик Пандоры".
Казалось бы, в правила функционирования Верховной Рады внесены не слишком большие изменения. К примеру, больше нет понятий "коалиция" и "оппозиция", что не понравилось некоторым оппонентам Януковича. Зато нардепам разрешили формировать не только парламентские фракции, но и депутатские группы. Для этого необходимо собрать только 15 желающих депутатов, подать заявление – и новый субъект парламентской жизни может появиться на свет.
По предварительным прикидкам, ближе всех к автономному политическому плаванию находятся Давид Жвания с его "Правом выбора" (15 парламентариев) и Игорь Рыбаков, возглавляющий "Реформы ради будущего", объединившие 17 бютовцев, изгнанных из фракции. Обе неформальные на момент внесения изменений в Регламент группы, по всей видимости, попытаются заявить о себе.
Жвания, который в последнее время демонстрирует приверженность ценностям христианской демократии, может создать собственную фракцию Христианско-демократического союза, но этот шаг вряд ли будет сделан до местных выборов. После 31 октября НУНС вообще рискует разлететься на мелкие кусочки, среди которых шанс удержаться на плаву имеют "За Украину!" Вячеслава Кириленко и "Единый центр" под управлением Виктора Балоги. Остальным компонентам третьей на сегодняшний день по численности парламентской фракции предстоит либо бороться за сохранение оболочки НУНС, либо искать место в уже существующих проектах. Одни нунсовцы попытаются войти в БЮТ, лидер которого Юлия Тимошенко пообещала не разорять фракции союзников, другие будут искать общий язык с вербовщиками из других проектов.
У Игоря Рыбакова пока не просматриваются партийные амбиции, зато он вхож в кабинет первого вице-премьера Андрея Клюева. Так что Игорь Александрович может стать самым выгодным "вербовщиком" среди других потенциальных лидеров депутатских групп. Не секрет, что подобные объединения создаются преимущественно для реализации лоббистских задач, поэтому Рыбаков может рассчитывать на скорую формализацию депутатской группы.
Ему определенно на руку центробежные процессы, проходящие в некогда материнской фракции. Не исключено, что компанию Рыбакову в той или иной степени составит Богдан Губский, лишенный не только места во фракции БЮТ, но и партийного билета. "Регионалам" Богдан Владимирович вряд ли нужен в качестве члена фракции, зато многим нардепам могут пригодиться его связи во власти. В этом аспекте стоит упомянуть и "группу Портнова", небольшую, но сплоченную, располагающую связями на Банковой (ее лидер - замглавы АП) и опытом юридических воен. Если Андрей Владимирович захочет снова играть в политику, у него есть неплохая основа для старта.
Однако главные события под куполом развернутся после определения даты проведения будущих парламентских выборов. Поскольку полностью перейти к мажоритарке стране вряд ли удастся, а закрытые списки себя давно изжили, то не представленные в парламенте политические партии попытаются обзавестись фракциями, чтобы напоминать будущим избирателям о себе с трибуны Верховной Рады. Хотя "Сильная Украина" официально отказывается от идеи создания своей фракции, расставание Тигипко с креслом вице-премьера может изменить партийную позицию. То же касается "Единого центра" Виктора Балоги. В любом случае недостатка во внефракционных депутатах в ближайшее время наблюдаться не будет, поскольку БЮТ продолжает "очищать грязь с каблуков", практически добравшись до ранта, а Партия регионов не собирается продавать индульгенции всем "тушкам" без исключения.
Спикер же, с одной стороны, должен быть доволен, что и в новом Регламенте для его увольнения бюллетени должны взять две трети от депутатского корпуса (для увольнения достаточно 226 голосов). С другой - Владимир Михайлович проиграл борьбу против создания депутатских групп. Сегодня в ведомой им фракции 21 парламентарий, но в случае изменения политической конъюнктуры ее численность может резко сократиться. Для Литвина принудительно стать внефракционным депутатом означает получить болезненный удар по остаткам авторитета, поэтому он будет пытаться маневрировать и искать союзников. Коммунистам подобный сценарий грозит меньше по причине их большей численности и зависимости от партийно-фракционного руководства.
Заслуживает внимания еще одно изменение в Регламенте – отныне по квотному принципу будут распределяться только посты глав профильных комитетов: должности первых заместителей и секретарей из квотного оборота выведены. Некоторые комитеты могут вскоре стать партийными синекурами, в которых чужаки будут исключительно для массовки. Не исключено, что новые депутатские группы попытаются получить для себя пару-тройку комитетов, чтобы продемонстрировать собственное влияние на ситуацию под куполом.
Откровенно говоря, изменения в Регламенте усложнили эффективную работу законодателей: "большевикам" придется идти на компромиссы и торговаться за принятие решений, ведь на Банковой не захотят выслушивать оправдания в случае провальных голосований. Так что "регионалы" могут сопротивляться созданию новых депутатских групп и фракций.
Потеряв возможность влиять на кадровый состав правительства, депутатский корпус рискует погрузиться в парламентскую "гражданскую войну", жертвами которой могут стать и спикер, и его заместители, и главы самых "жирных" профильных комитетов. Это означает, что авторитет Верховной Рады (и без того не впечатляющий) будет продолжать падать, и к ней все меньше будут прислушиваться и в обществе, и в коридорах власти.
Евгений Магда
По материалам:
Главред
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас