Электронные билеты: плюсы, минусы и подводные камни — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Электронные билеты: плюсы, минусы и подводные камни

Казна и Политика
5058
В Интернете встречается несколько разновидностей ресурсов, на которых можно купить электронный авиабилет. Информационные технологии все увереннее искореняют привычные проездные документы из нашего обихода. Причем не только в продвинутых городах-миллионниках. Даже довольно консервативная "Укрзалізниця" пару недель назад объявила, что намерена обеспечить украинских селян электронными билетами на поезда через почтовые отделения. А вот авиакомпании уже несколько лет массово переходят на "е-тикеты" и отказываются от традиционных бумажек. Тем не менее, для многих из нас процедура приобретения (впрочем, и последующего использования) остается немного китайской грамотой. Поэтому редакция предлагает краткое руководство пользования электронным билетом для начинающих.
Кассы, ларьки и супермаркеты
Разберемся с продавцами. В Интернете встречается несколько разновидностей ресурсов, на которых можно купить электронный авиабилет. Первая - сайты авиакомпаний. В принципе это те же билетные кассы, только эпохи электронного документооборота. Впрочем, в "обычной" авиакомпании у вас есть выбор между электронным и бумажным билетом. А вот в бюджетных авиакомпаниях проездные документы продаются исключительно через Интернет. Так "бюджетники" экономят на содержании персонала, продающего билеты и на печати билетных бланков.
Вторая разновидность - сайты-посредники, они же специализированные сайты по продаже туристических услуг в Интернете. Объясним вкратце принцип их работы в части, касающейся авиабилетов. В мире существует несколько так называемых систем глобальной дистрибуции (GDS), где авиакомпании размещают сведения о своих рейсах и наличии мест. Компьютеры фирмы, занимающейся онлайн продажей билетов, получают данные GDS и подбирают вариант перелета по запросу клиента. Чем больше GDS отслеживается, тем больше шансов у клиента найти подходящий рейс.
Этот торговцев туристическими услугами в Интернете выглядят примерно так, как и их собратья в реальной жизни - рядом с мелкими ларьками с минимальным ассортиментом сосуществуют огромные торговые центры, где можно купить все и за один раз.
Самым известным представителем "супермаркетов" является Expedia. Это настоящий монстр - крупнейшее мировое туристическое онлайн-агентство (и четвертая по величине турфирма в мире). На сайте "Экспедии" можно купить не только авиабилеты, но бронировать отели, круизы, заказывать экскурсии, арендовать авто. А вот пример маленького, только что появившегося "ларька" с неясным будущим - недавно появившаяся услуга бронирования авиабилетов на украинском сайте автопутешественников doroga.ua.
Однако не делайте из "Экспедии" культа. Главный ее недостаток - ресурс не слишком учитывает реалии нашей жизни. Достаточно сказать, что интерфейс на ней только англоязычный. Даже если вы немного владеете языком, но никогда прежде не сталкивались с бронированием через Сеть, вам будет поначалу сложно разобраться, как вся эта штука работает. Новичкам лучше тренироваться на русскоязычных сайтах, которых в сети предостаточно.
Так где же покупать? Сайт авиакомпании вполне подходит в случае хорошо знакомого пассажиру маршрута. Например, нужно лететь в Прагу. Прямых рейсов из Киева туда немного. Вот и стоит искать и покупать билеты на сайтах тех двух-трех компаний, которые обслуживают направление. Тем более, что здесь можно найти билеты по более дешевым тарифам за счет спецпредложений, которые далеко не всегда видны на сайтах-посредниках.
Но вполне возможен случай, когда нужный маршрут не обслуживается одним авиаперевозчиком или возможны различные варианты перелета. Иногда вы вообще не представляете - как в нужную точку на глобусе можно добраться. Так, моему коллеге как-то понадобилось добраться из Украины в Сан-Сальвадор, что в Центральной Америке (в "обычной" авиакассе нам сказали, что за десять лет работы впервые подбирают подобный маршрут). Именно в таком случае пригодятся сайты, которые автор окрестил туристическими интернет-супермаркетами. После задания дат полета, начальной и конечной точек маршрута на экране появляется несколько комбинаций из авиакомпаний, аэропортов стыковок и цен. Дальше остается только выбрать наиболее подходящий вариант и провести оплату.
Опытные путешественники поступают еще и вот как - они изучают общую ситуацию с авиакомпаниями, стыковками, временем перелета по нужному направлению через один из сайтов посредников. А потом, сориентировавшись, переходят на сайты авиакомпаний в поисках билетов. Такая "индейская хитрость" вполне оправдана. Нередко из-за определенной инертности всех этих мудреных компьютерных систем сайт-посредник сообщает о наличии билетов, которые на самом деле уже раскупили.
И еще одно наблюдение сформировалось в ходе общения со многими опытными путешественниками. Многие из них рекомендуют на сайтах подобных "Экспедии" покупать только авиабилеты. А вот отели лучше бронировать либо на специализированых сайтах, либо вообще напрямую общаться с отелем через его сайт.
Осталось прояснить последний вопрос - где дешевле покупать? На этот вопрос нет четкого ответа. Очевидно, что сайты-посредники снимают какую-то комиссию. Но за счет сложного механизма формирования цены билета, спецпредложений авиакомпаний и т.д. невозможно заранее сказать - на каком сайте ожидает вас именно ваш билет.
Подводные камни и как их обойти
Редакция сразу оговаривается - все страхи и ужасы, о которых речь пойдет ниже случаются довольно редко. Но вероятность того, что недоразумение возникнет, все равно остается.
Разблокируйте карту. Сплошь и рядом люди забывают (а то и не догадываются) о различных ограничениях на платежи в Интернете. Это может быть лимит на размер платежа, количество транзакций в сутки, да и просто запрет на оплату через Интернет. Вспоминают об этом, как правило, тогда когда система отказывает им в проведении покупки.
Метод решения. Телефонный звонок в банк. Заранее выясните особенности платежей с вашей карты. Если нужно - перезвоните в банк заранее и попросите разблокировать карточку для проведения платежа.
За того парня. Никто не помешает вам при покупке оформить билет на одного человека, а заплатить с карты, владельцем которой является другой человек. В большинстве случаев никаких проблем не возникает. Но не исключена ситуация, когда вас попросят предъявить карту, с которой была проведена оплата. Такой запрос, хоть и редко, может прийти от продавца билетов на ваш мейл. Например, когда имя пассажира отличается от имени держателя карты или системе идентификации мошенничества транзакция показалась подозрительной. Но хуже всего, если инцидент случится в аэропорту, на стойке регистрации, когда до вылета остается мало времени.
Метод решения. Запрос по телефону или электронной почте продавцу билетов и авиакомпанию. Перестрахуйтесь, и уточните эти нюансы в случае, если пассажир и владелец пластиковой карты - разные люди. Вы получите консультацию по поводу того как вам поступить чтобы избежать проблем в поездке.
Без бумажки ты… Эра бумажных билетов кончилась с приходом "е-тикетов"! Так заявляет реклама. Но эту мысль эта, кажется, не всегда доходит до пограничников в самых разных уголках планеты. Вас могут задержать, дабы прояснить цель вашего пребывания в стране и в слаборазвитом государстве третьего мира и во вполне цивилизованной Европе (вы же знаете, как там любят наш украинский паспорт). В конце концов, отпустят, но нервы попортят, да и самолет может улететь без вас.
Метод решения. Распечатайте электронный билет, который пришел к вам по электронной почте. И держите его при себе на регистрации и при прохождении паспортного контроля.
Авансовый отчет. Вниманию командировочных - украинское государство до сих пор не внесло в ясности, как отчитываться перед бухгалтерией за поездку в случае использования электронного билета (например, вы купили авиаперелет за свои деньги чтобы потом вам компенсировали затраты). Чиновники создали ряд писем, инструкций, но воз и ныне там.
Метод решения. Посоветуйтесь с бухгалтерией предприятия, где вы работаете. Один из возможных вариантов - отчитаться распечаткой билета, присланной вам по электронной почте. Хороший способ ухода от проблем (причем рекомендованный специалистом) - заказ билетов через агентство. От агентства можно получить получаем акт выполненных работ, включающий стоимость билетов. Такой акт с печатью и реквизитами сторон является первичным документом и удовлетворит бухгалтерию.
Жизненный опыт
Кшиштоф, сотрудник одной из польских организаций в Украине, силу должностых обязанностей постоянно покупает электронные билеты. Он поделился своим опытом приобретения "е-тикетов" у бюджетной авиакомпании. "В этой системе много всевозможных уловок, которые они называют "правилами". - рассказывает Кшиштоф - Например, я сталкивался с такими, малопонятными обычному человеку явлениями. При покупке двух билетов их цена получалась дороже, чем цена одного билета, умноженная на два. Или еще пример - один человек не может заказать с одного электронного адреса больше двух билетов. Понятно, что систему легко обойти и заказать нужное количество билетов с нескольких адресов. Но такой подход сводит на нет всю эффективность продажи через Интернет".
Дизайнер Василий Биленко рассказывает о ситуации, свидетелем которой он был несколько раз: "Сейчас, когда в ходу одновременно и бумажные билеты и электронные, люди не всегда могут разобраться что к чему. Иногда билеты на чартеры не печатаются в виде привычных книжечек на глянцевой бумаге, то есть выглядят довольно скромно. Так вот, при мне туристы получали проездной документ на чартерный рейс и, решив, что это просто распечатка электронного билета, не удосуживались иметь при себе билет на посадке (а однажды отправили "ненужную" бумажку прямиком в мусорную урну). Если бы их не остановили попутчики, то горе-туристы никуда не улетели бы".
Журналист Владимир Царук летел на Мальдивские острова через Шри Ланку. Ланкийская авиакомпания требовала предъявить на регистрации кредитку, с которой оплачивался билет. Или в случае, когда пассажир и держатель карты - разные лица, нужно было предъявить ксерокопию кредитной карточки и ксерокопию паспорта держателя карты. "К счастью, авиакомпания вовремя нас прониформировала - еще на этапе оформления билетов и мы пришли на регистрацию подготовленными". - вспоминает Владимир.
Киевлянка Леся Изюменко предупреждает читателей еще об одной уловке бюджетных авиакомпаний связанной с электронными билетами: "Мы летели одной известной бюджетной авиакомпанией из Барселоны в Севилю. Как обычно забронировали билеты, оплатили билеты через сайт компании. Записали номер резервации и отправились в аэропорт. На регистрации вдруг нам заявили, что мы должны доплатить еще по 70 евро с человека, так как у нас нет при себе распечаток билетов. На наши возражения ("а нигде такого не написано!") нам сунули под нос указание, набранное микроскопическим шрифтом в самом низу билета. Так что читайте детально все, что присылает вам продавец билета".
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас