Пределы совершенства — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пределы совершенства

Казна и Политика
2159
Неделю назад БИЗНЕС писал о регистрации в Верховной Раде 21 сентября под №7101-1 второго официального (и энного по счету неофициального) правительственного проекта Налогового кодекса. Этот проект (в качестве альтернативного) вместе с проектом Налогового кодекса народного депутата Николая Катеринчука (Сергей Терехин отозвал свою подпись под ним) значится в повестке дня уже следующей пленарной недели (а точнее, 7 октября) Верховной Рады.
До пленарного рассмотрения проект должен получить одобрение (или неодобрение, но это, конечно, лишь тео­ретический вариант) Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики - соответствующее заседание Комитета запланировано на вторник, 5 октября.
Дежавю
Однако, как и предсказывал БИЗНЕС, доработка проекта не прекратилась и после его регистрации в Раде. В течение всей минувшей недели в Кабмине и профильном Комитете ВР проходили встречи, совещания, собирались рабочие группы с участием представителей исполнительной власти и бизнес-ассоциаций, народных депутатов, сотрудников МВФ и т.д.
А к концу недели, в четверг, 30 сентября, Комитет ВР по вопросам налоговой и таможенной политики организовал еще и общественные слушания относительно проекта Налогового кодекса, на которые были приглашены народные депутаты, члены общественной коллегии при Комитете и представители СМИ.
Разница между тем, что происходило на минувшей неделе, и тем, как дорабатывался проект на ранней стадии, заключается в том, что документ перестал видоизменяться каждую минуту - в официально зарегистрированный текст так просто правки не внесешь.
Поэтому договаривающиеся стороны сходятся на том, что вопросы, по которым будет достигнут компромисс, найдут соответствующее отражение в тексте, который будет готовиться уже ко второму чтению (это своеобразное дежавю - таким же образом и с такими же планами на будущее проект Кодекса принимался в первом чтении летом).
Или… не найдут, если уступки представителей исполнительной власти не будут подтверждены вице-премьером Борисом Колесниковым, на откуп которому в значительной степени оставлена окончательная доработка проекта. Что же касается вопроса принятия проекта в первом чтении, то его можно считать решенным почти на 100%. Причем успешного голосования следует ожидать уже в течение текущей недели.
Косметические правки
Пока нет оснований полагать, что поправки, которые появятся в проекте после его принятия в первом чтении, будут принципиальными. Об изменении духа документа речь не идет. А вот о некоторых возможных уступках со стороны правительства в отношении его буквы БИЗНЕСу сообщил новый глава Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.
Возложенная на банки обязанность предоставлять налоговым органам полную информацию обо всех счетах всех граждан Украины действительно (и не напрасно!) беспокоит многих. Поэтому если члены профильного Комитета сумеют отстоять позицию относительно обезличивания такой информации, они заработают определенные очки у электората.
То же касается и механизма безусловного принятия налоговиками налоговых деклараций. Отказ в принятии декларации налоговым органом всегда был немалой проблемой для налогоплательщиков. В текущем же году от таких действий налоговиков стонет вся страна.
И хотя механизм отказа законодательством не предусмотрен, отсутствие обратного механизма - безусловного их принятия, а также ответственности налоговиков за отказ в принятии отчетности и приводит к существующему беспределу.
Кроме того, вице-премьер Сергей Тигипко на минувшей неделе заявил, что в очередной раз подвергнутся корректировке условия, предусмотренные для упрощенной системы налогообложения.
Впрочем, тем, кто считает, что эти слова касаются предельного оборота (сейчас в проекте - 300 тыс.грн.), отражения юрлицами расходов при операциях с “единоналожниками” (сейчас - отнесение в состав расходов запрещено) или, скажем, возврата юридическим лицам права платить единый налог, не стоит обольщаться.
По сути, все описанные нами ограничения - это требования МВФ. Причем требования жесткие. Поэтому слова Тигипко, вероятнее всего, относятся к очередной перетасовке перечня запретных для “упрощенки” видов бизнеса.
Также ходят слухи, что во избежание чрезмерного ажиотажа среди базарных торговцев (которым, согласно проекту, уже с 1 января “светит” массовый переход на единый налог) на некоторое время (скажем, на квартал) может быть продлено действие рыночного сбора и фиксированного налога.
Правда, не совсем понятно, чем такое послабление поможет в вопросе ликвидации столпотворений в налоговых инспекциях. С учетом разницы в размерах “нового” единого налога и “старого” фиксированного вряд ли найдется много желающих переходить на единый налог с января. Поэтому ажиотаж просто отложится на конец марта. Впрочем, это послабление в случае грамотной подачи может быть использовано в качестве кости, которую бросят избирателям перед выборами.
Возможно, будет пересмотрен и так называемый механизм автоматического возмещения НДС. В нынешней редакции документа критерии попадания налогоплательщиков в перечень имеющих право на автоматическое возмещение НДС выписаны так, что, по сути, предусматривают ручной отбор плательщиков на уровне ГНАУ.
Соответственно, “автоматическое возмещение НДС” в таких условиях - это миф. В данном вопросе народные избранники вполне могут стать союзниками обычных налогоплательщиков, руководствуясь инстинктом самосохранения, ведь в противном случае их бизнес тоже попадает в зависимость от руководства ГНАУ.
Туман
По-прежнему неопределенны возможные сроки окончательного принятия Кодекса. С мая прогнозы относительно этих сроков успели дать большинство высокопоставленных должностных лиц государства. Однако большинство из них не оправдалось.
Но даже в случае принятия Кодекса Верховной Радой в планируемые ныне сроки (т.е. не позднее середины ноября) не совсем понятной остается позиция Президента. Летом его представители (в частности, первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова) не стеснялись критиковать первый правительственный проект. Зато теперь молчат, будто в рот воды набрали.
Конечно, они могут не видеть недостатков проекта. Как, например, не слышит “критических замечаний” к нему Сергей Тигипко, претендующий на звание одного из отцов проекта. Однако даже если окружение Виктора Януковича пребывает в такой же эйфории, то огромного количества претензий и предложений к проекту, которые поступают на имя Президента, оно не замечать не может.
Один из экспертов, принимающий участие в разработке Кодекса и пожелавший остаться неназванным, в этой связи не исключает даже возможности применения Президентом права вето с последующим внесением предложений в документ главой государства (читай - его окружением). Причем при определенных раскладах вето не остановит даже угроза несвоевременного принятия Бюджета-2011.
Виталий Хомутынник, председатель Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики
- Поступивший в Комитет новый вариант правительственного проекта Налогового кодекса, безусловно, значительно выигрывает у своего июньского предшественника. Чувствуется, что за это время была проведена работа с экспертами, представителями общественности, учтены многие замечания народных депутатов.
Но, к сожалению, документ все равно сложно назвать идеальным. Он содержит некоторые ляпы и перекосы, которые, видимо, придется исправлять членам Комитета. Скажем, многих справедливо возмущает предусмотренное проектом массовое раскрытие банковской тайны при передаче банками налоговым органам информации о процентных начислениях по депозитам физлиц и удержанном с них НДФЛ.
Мы будем выходить с предложением и настаивать на том, чтобы банки, выступая налоговыми агентами по удержанию НДФЛ с процентных начислений по депозитам, передавали в налоговые органы информацию только об общей сумме начислений и удержанного НДФЛ, не предоставляя информации по отдельным физлицам.
В части администрирования к проекту есть и другие претензии, и мы обязательно выскажем их. Кроме того, авторы проекта оставили без внимания некоторые существующие проблемы. Мы их тоже постараемся снять. Например, всем известно, с какими проблемами зачастую сталкиваются налогоплательщики при сдаче отчетности.
Мне бы хотелось, чтобы в проекте появилась четкая норма, обязывающая принимать любые декларации, механизм, исключающий возможность субъективного подхода со стороны налоговиков, а также предусматривающий их ответственность за непринятие отчетности. Что же касается собственно утверждения Налогового кодекса уже в этом году, то я уверен, что это необходимо сделать.
Иначе процесс принятия документа растянется на месяцы и годы и так и не будет доведен до конца. Так было уже не раз. Если прогнозировать сроки, в которые Налоговый кодекс может быть принят в целом, то, на мой взгляд, можно говорить о конце октября - начале ноября.
Николай Катеринчук , член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики
- Налоговый кодекс - это прежде всего идеологический документ, нормы которого будут определять облик экономики страны на многие годы. Если мы хотим видеть Украину лидером по экспорту сырья и полуфабрикатов, то нужно устанавливать низкие рентные платежи и сохранять действующую систему НДС, как это предлагает правительство.
Если мы хотим создать в стране инновационную экономику, то инвестиции в основной капитал нужно освободить от НДС, а ставки амортизации - резко увеличить, как это предлагается во внесенном мною проекте. Если мы хотим увеличить размер теневого сектора экономики, то нужно уничтожить “упрощенку”, как это предлагает Николай Азаров.
Если мы хотим провести детенизацию экономики, то малому и среднему бизнесу следует предоставить стимулы для перехода в легальный сектор экономики, к примеру, провести налоговую амнистию, как это предложено в нашем проекте. Несложно предположить, какие последствия будет иметь принятие правительственного варианта Кодекса.
Ужесточение налогообложения роялти приведет к снижению интереса к украинскому рынку со стороны иностранных производителей потребительских товаров - у нас будет меньше компьютеров Apple, косметики, бытовой химии и т.д. В результате отмены налогообложения дивидендов вместе с сохранением соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром крупный бизнес практически перестанет платить налоги в Украине.
Предприятия украинских олигархов уже сейчас не отчисляют НДС, поскольку являются экспортоориентированными. После принятия Кодекса они перестанут платить и налог на прибыль. Потребности бюджета не уменьшатся, и возникшие “дыры” правительство попытается залатать путем усиления давления на малый и средний бизнес.
Особенно тяжко придется импортерам. Николай Азаров искренне считает, что, манипулируя таможенной стоимостью импортных товаров и блокируя ввоз того же секонд-хенда, таможня помогает отечественным производителям. Результатом принятия правительственного варианта Кодекса станет резкий всплеск цен, особенно на одежду и импортные продукты питания.
PS
Кстати, состоявшиеся в четверг, 30 сентября, общественные слушания относительно проекта Налогового кодекса, организованные Комитетом ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, можно назвать первым действительно общественным мероприятием подобного рода.
В отличие от подобных посиделок, которые Минфин организовывал ранее, участники слушаний явно не проходили специальной “фильтрации”, поэтому на заседании можно было услышать массу нелестных отзывов о проекте Кодекса (жаль, что на нем не присутствовал упоминавшийся Сергей Тигипко, который почему-то критики не слышит).
Проводивший заседание глава Комитета Виталий Хомутынник пообещал часть замечаний учесть уже при голосовании в первом чтении, а остальные принять во внимание при его доработке ко второму. Что из этого получится на самом деле, скоро узнаем.
НДС
Страшная возместь
Николай Азаров озвучил новую версию информации о задолженности по возмещению НДС
На минувшей неделе премьер-министр Николай Азаров продолжил радовать общественность откровениями относительно сокращения задолженности по возмещению НДС. Если 17 сентября Азаров прихвастнул планами по сокращению ее с 35 млрд грн. в марте до 3 млрд грн. к 1 октября, то на минувшей неделе он пошел гораздо дальше.
Так, задолженность, доставшаяся в наследство его правительству, увеличилась почти вдвое (!) - до 60 млрд грн. А вместо планов по ее 10-кратному сокращению Николай Янович удивил озвучиванием “фактов” о том, что ее уже удалось уменьшить в 15 раз - с 60 млрд грн. до 4 млрд грн. К сожалению, приходится констатировать, что сказанное премьером, мягко говоря, не соответствует реалиям.
Во-первых, задолженность по возмещению никогда не достигала 60 млрд грн. Максимальной ее сумма была летом, когда она (с учетом той ее части, которая была предметом судебных разбирательств) превышала 35 млрд грн.
Возможно, для достижения пущего эффекта премьер решил прибавить к ней данные, зафиксированные в стр.26 декларации по НДС (остаток отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в налоговый кредит следующего налогового периода и в будущем будет заявлен к возмещению), и сумму переплат по НДС.
Но получившаяся сумма - отнюдь не задолженность по возмещению НДС! Вторая часть утверждения (о свершившемся сокращении задолженности до 4 млрд грн.) также является неправдивой.
По состоянию на 29 сентября общая сумма бюджетной задолженности составляла 19 млрд грн. И даже официально признанная цифра была вдвое больше названной премьером (реальная же составляла никак не меньше 12 млрд грн.). Если же оценивать объемы той же “сборной солянки” (т.е. задолженности по возмещению вместе с данными стр.26 декларации по НДС и переплатами), то они к тому же моменту превышали 38 млрд грн.
Таким образом, нет никаких шансов на выполнение в очередной раз озвученного обещания сократить задолженность по возмещению к 1 октября до 3 млрд грн., как зафиксировано в Меморандуме об экономической и финансовой политике, направленном Украиной МВФ 16 июля.
Неужели в Кабмине рассчитывают столь незамысловатым способом обвести вокруг пальца не только собственных сограждан, но и представителей МВФ?
Александр Марков
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас