Азаров не заметил войны СБУ и таможни — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Азаров не заметил войны СБУ и таможни

Казна и Политика
957
После визита Николая Азарова на прошлой неделе в Одессу остались непонятными два момента. Первое, это опоздание на три часа, которое официально объясняется якобы неисправностью самолета, из-за чего пришлось отменить самое главное мероприятие в рамках этой поездки - совещание с руководителями портов и других морских предприятий. Поэтому график пришлось ужать, а премьеру посетить следующий по плану объект - оперный театр. Остается лишь догадываться о критериях предпочтений главы правительства. Хотя в порту его ждали до последнего, а накануне Константин Ефименко даже провел своеобразную репетицию этой встречи
Во многих одесских СМИ была высказана версия, что поломка самолета не случайна, так как на входе в Одесский порт Азарова ожидало несколько десятков пикетчиков, чтобы выяснить, почему таможенные органы не оформляют контейнеры в Одесском и Ильичевском портах. По поводу этого второго и главного непонятного момента Николай Янович так и не высказался. До сих пор никто не услышал ответа на вопрос, почему без объяснения причин на десять дней задерживалось таможенное оформление грузов в контейнерах, чем нанесен ущерб в десятки миллионов долларов портам и другим участникам транспортировки.
Первая мысль, которую высказали участники рынка, когда в двух крупнейших портах остановили растаможку контейнеров, - грядет новый передел сфер влияния в бизнесе, причастном к таможенному оформлению. Однако таких масштабов никто не ожидал. За две недели простоя в двух портах скопилось около 12 тыс. контейнеров, а дополнительные расходы за каждый контейнер в таком случае составляют около $150–200 в сутки. И только 25 сентября, через день после визита Азарова, их начали выпускать из портов. В Ильичевске - по 300 в сутки, Одессе - по 320. Для сравнения: когда таможня работала нормально, ежесуточно в двух портах оформлялось около 1,5 тыс., а в период с 16 по 24 сентября -в среднем около 50.
Узнав о происходящем, Николай Янович дал поручение Гостаможслужбе установить нормативное время таможенного осмотра контейнеров в портах, которое не должно превышать два часа. "Я спросил у специалистов, какое время будет обоснованным и оптимально достаточным. Они сказали: "Два часа". Тогда я поручил, чтобы это стало нормативным временем... А через месяц мы проверим, как выполняется этот норматив. Если выполняется, мы поблагодарим руководителя таможни и поставим новые повышенные задачи. Если не выполняется, будет работать другой руководитель", - процитировала премьера пресс-служба Кабмина.
Гостаможслужба не стала ждать месяц. Уже в этот понедельник глава ведомства Игорь Калетник, комментируя ситуацию в Одесском порту, заявил: "Бизнес, который готов работать прозрачно, проходит оформление без проблем. А тот, кто стремится создать проблемы таможенникам, как видим, создает их лишь себе. Сообщаю, что таможенники руководствуются временными нормативами, которые мы недавно пересмотрели. По новым правилам, каждый контейнер должен оформляться за 1,5 часа и не больше".
Подобные заявления обеих сторон можно толковать двояко. Так, Игорю Калетнику вроде бы поручили просто выполнить норматив, однако явно дали понять, что если даже он справится, то его ожидают новые "повышенные" задачи. В свою очередь глава Гостаможслужбы вроде как обвинил в происходящем непрозрачную работу участников ВЭД и явно дал понять, что таможня работает в обычном режиме, а проблемы создает кто-то другой.
Анализируя события, предшествующие полной остановке таможенного оформления, нетрудно догадаться кто. Как стало известно "k:", с 1 сентября к контролю за выпуском грузов в портах приступили сотрудники СБУ. По их распоряжению все грузы проходят дополнительный контроль. В частности досмотр грузов в контейнерах разной сложности: с полной или частичной выгрузкой, пересчетом мест, рентгеноскопический контроль, взвешивание и др. А уже с 16 сентября в Одесском и Ильичевском портах начала работу специальная комиссия Гостаможслужбы с целью проверки таможни на всех этапах.
В итоге работа портов была парализована. Таможенное оформление не производилось, не допускался транспорт для погрузки оформленных контейнеров, выпуск уже погруженных не разрешался. В отдельных случаях контейнеры выпускали только после рассмотрения документов комиссией и ее окончательных выводов. Что интересно: после приезда комиссии Гостаможслужбы грузы, уже досмотренные сотрудниками СБУ и погруженные, отправлялись на новые осмотры.
В этой связи опрошенные участники рынка предполагают, что основной причиной ситуации в портах стали противоречия между СБУ и таможенным ведомством в борьбе за сферу влияния. Традиционно всегда действовала практика, что без проблем таможенное оформление происходило через определенные фирмы. Работа с другими была чревата задержками в оформлении и дополнительными расходами. Можно предположить, что такое положение дел не является секретом ни для нынешнего главы таможенного ведомства, ни для бывшего.
Примечательно, что ни Гостаможня, ни СБУ, устроив тотальный контроль, до сих пор не сообщили о его результатах и объемах выявленной контрабанды. В то же время опрошенные участники рынка оценивают совокупные потери Одесского, Ильичевского портов и смежных компаний из-за блокады контейнеров в 500 млн. грн.
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас