"Газпром" - "Нафтогаз": игра в подкидной покер — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Газпром" - "Нафтогаз": игра в подкидной покер

Энергетика
1283
При успешном развитии новых технологий добычи и транспорта газа "Газпром" может обанкротиться уже во второй половине 2010-х, прогнозирует президент консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Стоит ли учитывать такую перспективу при оформлении нового российско-украинского газо-брачного контракта?
Во время своего пребывания в Брюсселе на прошлой неделе Виктор Янукович заявил, что Украина выполнит решение Стокгольмского арбитража по урегулированию спора с "РосУкрЭнерго" (РУЭ). Напомним: 8 июня 2010 года Арбитражный суд Стокгольмской палаты обязал НАК "Нафтогаз Украины" вернуть "РосУкрЭнерго" 11 млрд кубометров газа и предоставить компании дополнительный объем газа в 1,1 млрд кубических метров в качестве неустойки за нарушение условий контракта.
Проблема урегулирования долга перед РУЭ, особенно если помнить, что 50 проц. акций этой компании принадлежат "Газпрому", подталкивает к версии, что ненавязчиво предлагаемая высшим руководством России сделка по созданию совместного предприятия между ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины" будет осуществлена по российскому сценарию, предусматривающему, не исключено, что взносом в уставной фонд СП должна стать украинская газотранспортная система.
Слияние или поглощение?
Напомним: 1 июля нынешнего года в Киеве представители Национального газового союза Украины и Российского газового общества провели рабочее совещание, посвященное вопросам надежности обеспечения природным газом. По результатам совещания было подписано совместное заявление, в котором, в частности, отмечается: "Стороны считают целесообразным объединить усилия ОАО "Газпром" и Национальной акционерной компании "Нафтогаз Украины" с целью создания условий для сотрудничества, выгодного для экономик обоих государств, которое бы содействовало созданию новых рабочих мест, наполнению бюджетов обеих стран за счет появления корпоративных преференций в энерго­снабжении, использования газотранспортных систем и подземных хранилищ газа в интересах потребителей природного газа".
Есть неплохой анекдот, который с определенной долей аллегории может иллюстрировать исходное положение потенциальных участников такого СП. Одного из покупателей заинтересовала высокая цена продаваемых пирожков. Продавец пояснил это уникальным составом начинки: конина с мясом рябчика. "Какова же пропорция?" - поинтересовался покупатель. "Пятьдесят на пятьдесят, - последовал ответ, - один конь и один рябчик".
Эта аналогия вполне уместна, если проанализировать капитализацию НАК "Нафтогаз" и "Газпрома" - по некоторым оценкам, они отличаются в 20 раз. Поэтому все заявления украинской стороны - и Константина Грищенко о том, что сделка будет возможна только в том случае, если Украина сохранит контроль над ГТС, и Виктора Януковича о паритетности при создании совместного предприятия - по сути, являлись попыткой вежливого отказа от жесткого предложения России. Однако вероятность того, что Украина получила от России предложение, от которого нельзя отказаться, растет.
С приближением осенне-зимнего отопительного сезона Украину опять могут попытаться сделать "крайней" в снабжении Европы голубым топливом. Напомним, совсем недавно глава "Газпрома" Алексей Миллер отметил: "Мы должны исходить из того, что НАК "Нафтогаз Украины" к началу осенне-зимнего периода 2010-2011 годов должен подойти, имея в подземных хранилищах необходимый объем газа, чтобы без проблем пройти осенне-зимний максимум". Но при условии выполнения обязательств перед РУЭ эта задача может стать невыполнимой.
Соглашаясь с тезисом, что история не имеет сослагательного наклонения, нельзя не признать: этюд, разыгранный с принадлежащим РУЭ газом в украинских хранилищах, очень похож на договорной футбольный матч. И "высокие договаривающиеся стороны" (в нашем случае это Дмитрий Фирташ и Владимир Путин), вероятно, очень надеялись, что Стокгольмский арбитраж заставит его "переиграть".
Второй "крючок", на который цепляют Украину, - строительство обходных трубопроводов "Южный" и "Северный поток". Совершено понятно, что при этом украинская труба останется в лучшем случае заполненной на треть, что приведет к потере транзитной выручки. Спасти ситуацию могла бы реализация договоренностей с Евросоюзом по модернизации нашей ГТС. Здесь, казалось бы, интересы Украины и ЕС должны совпадать: Украина закрепила бы за собой статус главного транзитера газа в Европу, а ЕС, при сохранении статус-кво, мог бы рассчитывать на продолжение реализации проекта "Набукко", не опасаясь конкуренции со стороны "Южного потока", строительство которого утратило бы экономический смысл.
В принципе, Европу вполне устраивает украинская труба для транспортировки российского газа, если Киев обеспечит надежность транзита. Но в Москве, похоже, так не считают и хотят измерять надежность украинского транзита степенью контроля над нашей газотранспортной системой. Отсюда и идея совместного предприятия "Газпрома" и "Нафтогаза" с внесением в него стратегических активов по добыче (со стороны России) и транспортировке (от Украины) газа.
Более того, по словам министра энергетики РФ Сергея Шматко, как реализация "Южного потока", так и модернизация газотранспортной системы Украины направлены на диверсификацию маршрутов поставок газа. "Я считаю, что нашим украинским коллегам нужно привыкнуть жить в условиях конкуренции, в постоянной рыночной среде", - цитируют его заявление информагентства.
Брачный контракт
Иной страховки от новых транзитных кризисов, кроме получения контроля над газопроводами, Москва для себя не представляет. И если его не будет, то ставка на дорогостоящий и на сегодня абсолютно бессмысленный с экономической точки зрения проект "Южный поток" будет только подниматься. Как ни парадоксально, но при внешнем единогласии новой украинской власти в вопросе сохранения транзита демонстрируются различные подходы. Что неизбежно позволяет россиянам играть на противоречиях, ослабляя позиции Украины.
Виктор Янукович говорит, что страна может остаться с ржавой пустой трубой и нужно обязательно возрождать международный консорциум по управлению и развитию ГТС. И в ходе визита в Германию озвучил соответствующее предложение Ангеле Меркель. "Германию мы видим как партнера в будущей реконструкции украинской ГТС. И такое предложение я внес", - сказал Янукович.
В то же время нелишне вспомнить заявление главы Украины, сделанное ранее в ходе совместной пресс-конференции с госсекретарем США Хиллари Клинтон. "Что касается газотранспортной системы, то у нас есть собственная, украинская концепция, которую мы предложили коллегам из ЕС и России. Эта концепция предусматривает создание совместной компании при участии стран ЕС, России и Украины".
Янукович уточнил, что имеет в виду строительство через территорию Украины газопроводов, которые обеспечат прокачку дополнительных объемов газа в Европу. Если речь идет о достройке участка Богородчаны - Ужгород - все логично. Однако если речь о новом транзитном трубопроводе, то вряд ли найдутся желающие в него вложиться. Особенно на фоне подготовки к практической реализации добычи более дешевого сланцевого газа и заявленных стратегий по сокращению потребления газа в Европе.
Николай Азаров придерживается иного мнения: "Мы должны получить гарантии транзита. В обмен на эти гарантии мы готовы рассмотреть вопросы участия ЕС и России в менеджменте и модернизации ГТС Украины", - сказал премьер, добавив, что ГТС останется в собственности Украины. - И я не думаю, что это удивит наших российских партнеров, ведь они понимают, что с таким ценным активом ни одно государство не хотело бы расстаться". От себя добавим - никто бы не отказался подобными активами завладеть.
С гарантиями же транзита ситуация непростая. Но это связано не с "неуступчивостью украинских партнеров", как это нередко подает Кремль, а с банальным дефицитом газа. Вспомним хотя бы нервную, близкую к истерической реакцию премьера Путина на подписание "брюссельских договоренностей" об участии ЕС в модернизации украинской "трубы". Говоря о декларации, Путин отметил: "Но кто с нами посоветовался, сможем ли мы транспортировать в будущем такие объемы, будем мы это делать или нет? Если это небольшой технический сбой в достаточно сложном треугольнике взаимоотношений Россия - Украина - Евросоюз, то это ничего. А если это начало попыток системного игнорирования интересов РФ, то это очень плохо", - добавил Путин.
Ключевым в прозвучавшем в марте прошлого года заявлении, на наш взгляд, является тезис о возможности России транспортировать необходимые объемы газа. Казалось бы, в интересах РФ добывать побольше и наращивать продажи. Но в том-то и дело, что эксплуатируемые месторождения иссякли наполовину, а о вложение средств в разработку новых пока что-то не слышно. "Газпром" затыкает экспортные дыры скупкой сырья у среднеазиатских республик. Вкладываться в новые месторождения рискованно - в затылок дышат низкие цены сланцевого газа, которого в избытке во многих европейских государствах. Да и контрагенты в Европе все более успешно склоняют ОАО "Газпром" к снижению цен.
В начале года один из крупнейших покупателей - немецкая компания E.On Ruhrgas уже добилась того, что часть газа она будет получать по спотовым ценам до конца 2012 года, сообщали ранее представители "Газпрома". Речь примерно о 15 проц. поставок. А это может стоить "Газпрому" около 200 млн долларов выручки, если сравнивать с прошлогодними объемами. "Газпром" продает едва ли не самый дорогой газ, тогда как на рынке достаточно более дешевого, предлагаемого конкурентами.
Снижение цен не сочетается с задачей обеспечения доходности. Объективно существуют пределы роста цен на газ для российских потребителей - нельзя спасти "Газпром" за счет всей остальной промышленности России (то есть перекладывания налогового бремени на другие предприятия и на граждан России), не говоря уже о политической составляющей в преддверии президентской кампании. В то же время остановившиеся цены при постоянном росте затрат означают скорое банкротство "Газпрома".
Теперь понятно, почему Москва прессингует с поглощением "Нафтогаза". Ведь получив контроль над украинской ГТС, можно не только "отбить" потери от реализации харьковских соглашений, но и продолжать удерживать на российской "игле" европейский рынок. А за это время украинцы, возможно, получив несколько месторождений, обеспечат новый базис "Газпрому".
Михаил Белецкий
По материалам:
mignews.com.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас