Жители Киева и Жмеринки заплатят одинаково — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Жители Киева и Жмеринки заплатят одинаково

Казна и Политика
2079
Кабмин намерен основательно пересмотреть систему тарифообразования в ЖКХ. Среди анонсированных новаций введение единой платы за коммуналку. Мотивация такого подхода проста: поскольку для всех регионов страны действуют единые правила начисления зарплат, то и платить за услуги население должно одинаково. Впрочем, идея коммунального равенства - всего лишь прикрытие для грядущего повышения тарифов и завуалированной смены собственников облгазов и облэнерго.
Впервые идею уравнять коммунальные тарифы озвучил Президент. "Я обращаюсь к министру ЖКХ и руководству областей: нужно создать такую систему, при которой, где бы ни жил человек, он платил бы за воду, электроэнергию и газ одинаковые деньги", - заявил глава государства в конце мая во Львове на заседании Совета регионов. После этого депутаты утвердили закон, согласно которому все вопросы тарифообразования были переданы в ведение нового органа - Нацкомиссии регулирования коммунальных услуг, которая с 1 января начнет функционировать в составе МинЖКХ. До этого времени ее функции возложены на Национальную комиссию по регулированию электроэнергетики.
Накануне начала отопительного сезона идею единых коммунальных тарифов озвучил уже премьер, не став, правда, вдаваться в детали, как именно будут рассчитаны единые тарифы. Очевидно, что главным ориентиром для правительства, задекларировавшего необходимость решить вопрос убыточности отрасли, должна стать себестоимость услуг.
По данным МинЖКХ, по состоянию на 1 августа действующие тарифы полностью покрывали себестоимость всех основных коммунальных услуг только в одном крупном городе - Запорожье. В некоторых областных центрах уровень тарифов покрывает себестоимость лишь одного вида услуг. Например, жители Николаева, Харькова и Черкасс сполна платят за теплоснабжение и содержание домов. Жители Черновцов, Одессы, Симферополя - только за тепло, Луцка, Днепропетровска, Ужгорода, Ровно, Сум, Херсона, Хмельницкого, Севастополя - за содержание домов. В остальных регионах тариф покрывает в среднем на 85,7% себестоимость услуг водоканалов, ТКЭ и жэков.
Стоимость услуг по содержанию домов придется увеличивать в первую очередь в Донецке (действующие сейчас тарифы покрывают там лишь 67,7% себестоимости этой услуги), Симферополе (62,3%), Луганске (74,6%), Ивано-Франковске (72,4%). За холодную воду существенно больше придется платить жителям Харькова (61,3%), Одессы (62,6%), Николаева (63,5%), Луганска (61,4%), Полтавы (62%), Черкасс (67,7%). Хотя повышение платы за услуги ЖКХ неминуемо приведет к увеличению числа неплательщиков. Только в четырех восточных областях - Донецкой, Луганской, Днепропетровской и Харьковской - долги по оплате коммунальных услуг по состоянию на 1 июля и без того совокупно составили 5,6 млрд. грн. из 10,5 млрд. в целом по стране.
Впрочем, довести тарифы до экономически обоснованного уровня вовсе не означает их выравнивания. Установить единый тариф, например, на горячее водоснабжение во Львове, который составляет 17,77 грн. за кубометр и покрывает только 51,2% себестоимости услуги, и в Симферополе, где 14,72 грн. за кубометр - это 100% себестоимости, просто невозможно.
"Речь идет о создании единой методики формирования тарифов. Перед государством стоит основная задача: выработать прозрачную линию формирования тарифа газ-электроэнергия. Потом четко зафиксировать составляющие тарифа эксплуатирующих организаций - водоканала, теплосети, жэка и т.д., куда войдут газ, энергия, заработная плата и другие необходимые компоненты, в частности, инвестиционная составляющая, дающая возможность предприятию за счет денег, получаемых за услуги, обновлять инфраструктуру", - прокомментировал глава комитета ВР по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Владимир Рыбак.
Интересно другое, изначально планировалось принять отдельный закон, регламентирующий порядок ценообразования в сфере ЖКХ. Однако эта идея быстро забылась: создав единого регулятора, который под присмотром Кабмина будет определять стоимость коммунальных услуг, депутаты решили отдать на откуп правительству и подготовку методики их расчетов.
"Государство должно спускать на места только те цифры, на которые оно влияет. Это стоимость газа, стоимость электроэнергии и уровень минимальной заработной платы. И с повышением цены на эти компоненты по всей стране коммунальные тарифы, в которых сидят эти составляющие, должны пропорционально расти. Причем автоматически. А вот к местной половине тарифа нужно подходить только индивидуально. Например, у каждого города разная система водоснабжения: Кременчуг берет воду из водохранилища, Полтава - из подземных источников, а в Крыму вода поступает по каналам из Днепра. Естественно, себестоимость разная, и ее не уравнять", - сказал мэр Кременчуга Николай Глухов.
Главной сложностью для Нацкомиссии при формировании унифицированной методологии может стать нежелание коммунальных предприятий демонстрировать реальные показатели себестоимости своих услуг. До сих пор, намеренно завышая ее, руководители таких предприятий могли осваивать либо завышенные компенсации, направлявшиеся из бюджета на покрытие разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами, либо получать дополнительные прибыли за счет переплат от завышенных тарифов. Один из наиболее распространенных приемов - махинации с нормами потребления и потерь на теплотрассах, в водопроводах и прочих сетях. По данным МинЖКХ, например, нормы потребления холодной воды в Хмельницком и Симферополе отличаются более чем втрое. В Хмельницком каждый житель имеет право использовать 3,69 м3 в месяц, Симферополе - 12,17 м3. Аналогичная ситуация и с нормами потерь. По данным мониторинга Национального агентства по эффективному использованию энергоресурсов за первое полугодие 2009 года, потери тепла и воды могут составлять 50-70% всех поставляемых объемов. И эти потери также закладываются в тариф.
Поскольку формирование методики расчета тарифов отдано на откуп киевским чиновникам, вполне может случиться, что в отношении одних компаний на такие вещи будут просто закрывать глаза, другим создадут условия, при которых работать рентабельно будет просто невозможно. Дальнейшее развитие событий спрогнозировать несложно: те же облэнерго могут быть переданы в концессию под видом поиска эффективного собственника. А в числе наиболее вероятных концессионеров будут значиться компании, уже управляющие облэнерго, облгазами и прочими объектами инфраструктуры в городах.
Юрий Щербина
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас