Денег.net — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Денег.net

Казна и Политика
2629
В Украине принято не любить налоги. Предприниматели считают зазорным платить их бюджету. Чиновники считают неприличным возвращать "лишние" налоги предприятиям. Как это обычно бывает в комедии положений, в гротескной борьбе двух нечистых на руку героев успех попеременно сопутствует им обоим.
Сейчас на коне правительство, которому удалось вместо положенных к возмещению реальных 16,4 млрд. грн. всучить экспортерам бумажки под названием НДС-облигации. Но не пройдет и полугода, как бизнес получит реванш: предприниматели используют любые возможности, чтобы минимизировать НДСные платежи в бюджет. Пострадавшими в этой борьбе, по традиции, останутся самые бедные украинцы, для которых игры предпринимателей и чиновников вначале выльются в инфляцию, а затем - и в сокращение доходов.
О схеме компенсации своевременно не возвращенного НДС посредством специальных облигаций, знакомой украинцам по опыту правительства Януковича-Азарова 2004 года, столько писано-переписано, что повторяться излишне. Мы посчитали, что куда интереснее будет для читателя попытка разобраться в последствиях этого выпуска для отечественной экономики и финансовой системы.
А последствия, в отличие от 2004 года, будут куда серьезнее, ведь эмиссия НДС-облигаций образца 2010-го почти в десять раз больше, чем шесть лет назад. При этом экономика находится отнюдь не на подъеме, чтобы безболезненно переварить "бумажную схему" возврата налоговых долгов государства. К тому же правительство, похоже, не намерено останавливаться на достигнутом и собирается уговорить МВФ увеличить квоту по выпуску НДСок еще на 10-12 млрд. грн.
Тем самым государство признает долг перед экспортерами по НДС на сумму около 26,5-28 млрд. грн., что вдвое меньше невозмещенного налога на добавленную стоимость по оценкам экспертов. Бизнесмены утверждают, что, по негласному указанию Государственной налоговой администрации, фискалы на местах не принимают у экспортеров декларации, в которых приведены значительные (от 1 млн. грн.) суммы НДС к возмещению из бюджета.
Фактически, не возмещая экспортерам НДС, Кабмин Николая Азарова построил систему принудительных займов у экономики, вернув ее во времена СССР, когда зарплату рабочим выдавали лотерейными билетами, а деньги направлялись оборонным предприятиям. Схему просто развернули: сейчас деньги достаются пенсионерам и бюджетникам, а бумажки - производителям. Правда, если в советскую лотерею хоть и с невысокой вероятностью, но можно было выиграть, то в азаровской ценно-бумажной схеме - только проиграть.
Сейчас экспортеры вынуждены продавать НДС-облигации банкам, у которых много свободных денег, теряя на этой операции до 15-20% от номинала облигаций. По сведениям "ЗН", еще 5-10% от номинала бумаг составляет "поощрительный" платеж в Минфин, где составляются списки компаний, которым бумаги положены в первую очередь. При этом, говорят знающие люди, там же экспортерам "подсказывают", каким банкам должны быть проданы ЦБ впоследствии.
В принципе, общая сумма затрат предприятий на превращение НДС-облигаций в живые деньги сегодня сопоставима со средней величиной отката, которую всегда нужно было давать за возмещение НДС, - 30%. Просто, если раньше механизм получения денег для экспортера был чистой воды криминалом, то сейчас у предприятий отбирают деньги с помощью "рыночных механизмов".
При этом надо понимать, что правительством создана не просто красивая схема очищения карманов предпринимателей. Существующий сегодня подход к "администрированию" НДС создает условия для кардинального перераспределения денежных потоков в экономике.
Основным покупателем НДС-облигаций сегодня выступают коммерческие банки, которые накопили на своих счетах очень большое количество денег. По сути, кроме депозитов населения, это средства тех же экспортеров, а также других заемщиков, которые погашают свои кредиты. Так как кредитовать банкирам некого (залоги ничего не стоят, ставки высоки, а перспективы рынков - туманны), а платить проценты по депозитам приходится, финучреждения вынуждены покупать гособлигации (НДСные или просто ОВГЗ) как единственный актив с более-менее высокой гарантией вернуть вложенные средства.
При этом пациенту, т.е. экономике, подсовывают плацебо: вместо собственных денег предприятия получают банковский кредит, который уходит не на производственные нужды, а на новые налоговые платежи. Одновременно банки, увлеченные покупкой НДС-облигаций, откладывают работу по возобновлению реального кредитования в долгий ящик. Ведь Нацбанк вряд ли будет массово рефинансировать комбанки под залог ОВГЗ: растущая инфляция будет, наоборот, стимулировать НБУ к изъятию денег из банковской системы.
К тому же у центробанка снова открылся канал "золотой эмиссии" - и все новые деньги будут попадать в экономику за счет скупки валюты в резервы Нацбанка.
В результате экономика еще как минимум полгода не получает толчок для выхода из рецессии. А значит, не решает, а только накапливает проблемы. И следствие этих проблем не заставит себя долго ждать: первые признаки ухудшения состояния здоровья пациента мы наблюдаем уже сегодня.
Лишившись части оборотных средств, предприниматели вынуждены искать пути для увеличения прибыли, за счет которой замещаются утекающие в бюджет деньги. Самым простым и наиболее эффективным способом повышения доходности бизнеса является рост цен, за счет которого бизнес перекладывает решение своих проблем с бюджетом на плечи покупателей.
Одновременно предприниматели вынуждены возвращаться к схемам налогового бартера, когда экспортер с большим налоговым кредитом вынужден искать импортера или производителя с большим объемом налоговых обязательств, чтобы избавиться от необходимости контактировать с ГНАУ. Пока эта задача решается сложно, но если фискалы вернут практику использования налоговых векселей, то схема станет весьма популярной.
Что в итоге? Сокращение налоговых поступлений в бюджет. Причем как из-за общего ухудшения состояния экономики (сужение налогооблагаемой базы), так и вследствие применяемых государством схем, которые заставляют предпринимателей искать любые пути, чтобы не платить налоги.
Кто пострадает? Как обычно, простые граждане, для которых игры Предпринимателя и Чиновника вначале выльются в инфляцию, а затем - и в сокращение доходов.
Основное отличие сегодняшних НДС-облигаций от выпуска 2004 года заключается в определении ставки доходности. Если шесть лет назад она определялась более-менее рыночным способом и составляла 120% от учетной ставки НБУ (индикатора стоимости кредитов в экономике), то сейчас доходность бумаг установлена с потолка и равняется 5,5% годовых (65% от учетной ставки Нацбанка). Доходность размещаемых Минфином обычных облигаций внутреннего государственного займа составляет 9-12% годовых.
Погашение долга и выплата доходности по облигациям производятся раз в полгода. Номинал облигаций - 1000 грн.
Александр Дубинский
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас