По местам! — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

По местам!

Казна и Политика
673
Несмотря на сокращение сроков кампании, она уже не первый месяц определяет политический климат в стране. Местные выборы определенно не пройдут незамеченными. И изменение правил игры - еще одна тому причина.
Долгожданные выборы, долгожданный закон
Титул главного политического события 2010 года, по всей видимости, заслуженно завоюют миновавшие президентские выборы. Февральский приход к власти Виктора Януковича существенно повлиял и продолжает влиять на украинские реалии. Но и на фоне всех перемен, которые сопровождают воцарение на Банковой нового главы государства (от нового принципа формирования парламентской коалиции до заявленного курса на "структурные реформы"), местные выборы едва ли будут выглядеть бледно. Недооценить значимость стартующей 11 сентября кампании сложно - она послужит серьезной проверкой.
Проверкой способности власти "зацементировать" выстраиваемую вертикаль лояльностью новоизбранных органов местного самоуправления; проверкой степени поддержки оппозиции народом и готовности той к жесткому противостоянию генеральной линии партии; наконец, реальной проверкой перспектив "молодых" проектов, альтернативных давно привычным, намек на приятное будущее которых сделал успех некоторых политиков на президентских выборах. Кроме того, на предстоящих выборах предстоит еще и опробовать на практике нормы нового законодательства, что тоже немаловажно.
На протяжении довольно длительного времени судьба местных выборов-2010 была под вопросом. В первой половине года главным "виновником" того, что избиратели не смогли волеизъявиться в мае, как это предполагалось, считался не принятый вовремя государственный бюджет. Но и некоторое время после утверждения главной сметы страны предвыборную ситуацию окутывала неопределенность. И все же, несмотря на то, что в некоторых политических кругах популярностью пользовалась идея о перенесении кампании на 2011 год, в конечном итоге парламент с президентского благословения определился со сравнительно нейтральной датой 31 октября. При этом подчеркивалось, что до этого срока избирательное законодательство должно быть обновлено.
Изначально среди главных причин необходимости спешно переписывать правила игры назывались стремление к экономии (что послужило одним из поводов сокращения продолжительности кампании до 50 дней) и к демократизации системы в целом. По мнению представителей партии власти, пропорциональная система на местных выборах приживалась плохо, посему ее нужно было заменить другой - смешанной пропорционально-мажоритарной, как оказалось.
Принятый 10 июля закон не только отредактировал законодательные нормы, но и существенно повлиял на предвыборные реалии. Запрет на участие в кампании блоков политических сил, ограничение самовыдвижения, позже отмененная "Норма 365", внедряющая календарный принцип допуска местных ячеек партий к участию в выборах, нивелирование императивного мандата, не считая прочих "мелочей", вроде принципов формирования территориальных комиссий, - все это привело к заметной коррекции "поведения" потенциальных участников гонки. В конечном итоге (снова-таки - под эгидой президента) некоторые спорные новации были изъяты из текста закона. Но и оставшиеся нововведения сыграют важную роль в готовой начаться, а фактически - уже начавшейся, кампании.
Ничто не проходит бесследно…
Появление нового закона серьезно повлияло на бытие украинского политикума. Так, например, запрет на блоковое участие резко обострил давно назревшую необходимость развивать существующую партийную систему. До недавних пор практика блокирования помогала партийным "ассорти" демонстрировать неплохие результаты, в первую очередь, благодаря имени лидера или брендовому названию. Но редактирование законодательства привело к тому, что каждая партия должна будет проверять свои силы самостоятельно. С одной стороны, такое нововведение, возможно, во-первых, поможет хоть немного избежать традиционного политического вождизма, во-вторых, избавит избирателей от необходимости голосовать за потенциально неустойчивые образования, дальнейшее объединенное существование которых порой довольно сложно спрогнозировать. С другой стороны, запрет на блоки, что логично, все-таки уменьшает шансы на попадание в местные органы власти небольших партий, что, безусловно, ущемит интересы некоторого числа избирателей. С третьей стороны, расслоение существующих парламентских блоков заметно увеличит конкуренцию на национально-демократической ниве. Теоретически, такой сценарий может поспособствовать своего рода партийной селекции - электоральные возможности сторонников одного и того же комплекта базовых идей не безграничны. На практике же такая норма не в последнюю очередь сыграет на руку прямым конкурентам "посторанжевых" политических сил - Партии регионов и левому флангу.
Возможно, даже более весомым нововведением некоторое время оставалась пресловутая "Норма 365". В случае ее сохранения политические расклады могли трансформироваться едва ли до неузнаваемости, ведь часть партийных проектов рисковали автоматически выбыть из игры. Последствия полуторамесячного существования нормы еще только предстоит оценить, во всяком случае, уже сейчас можно говорить о том, что партии, над которыми не зависал дамоклов меч календаря, стартовали раньше и заметно бодрее своих "молодых" соперников.
С отменой ограничения на участие в выборах новозарегистрированных ячеек, роль едва ли не важнейшего новшества, вероятнее всего, может сыграть фирменный смешанный принцип ("пропорционалка" плюс партийно обусловленная "мажоритарка") участия в кампании. Правило "Ячейки прежде всего", похоже, рискует вылиться в интересные конфликты практически рейдерского характера. Во всяком случае, ширятся слухи о возникновении подобных конфликтов на местах, а фракция БЮТ-Б по подозрению в регистрации "липовых" местных организаций уже успела исключить трех нардепов (включая и одиозного Богдана Губского) и допускает вероятность своего неучастия в выборах. Тем временем, после того, как возможность самовыдвижения в одномандатных округах была предоставлена только кандидатам сельского и поселкового масштабов, партостроительные работы в стране закипели всерьез. Наибольших успехов здесь, судя по всему, может добиться ПР, чьи ряды становятся все плотнее за счет, например, действующих мэров (городской голова Днепропетровска - Иван Куличенко - стал только одной из первых ласточек), так и претендентов на эту роль. "Региональные" круги неуклонно расширяются за счет, с одной стороны, желающих поучаствовать в избирательной гонке под эгидой властной поддержки, с другой - демонстрации способностей к убеждению уже представителей Партии регионов, для которых вербовка кандидатов, которые могут показать неплохой результат, в тягость вряд ли будет. Главное, не увлечься и избежать конфликтов между старыми кадрами и рейтинговыми новобранцами. "Впрочем, смотром ресурсов заняты не только в партии власти. Только другие политические силы порой делают это затейливее.
Отвлекаясь на подстройку к зыбкому закону, политические силы практически не радовали оригинальностью подходов. А главным новшеством внезаконодательного характера, пожалуй, может считаться идея "А давайте проведем праймериз!". Закоокеанское веяние покорило по меньшей мере три политические силы. Из них "Батьківщина" заранее декларировала тягу к чистке рядов, а "Сильная Украина" Сергея Тигипко больше концентрировалась на знакомстве избирателей со своим активом, а "Единый центр" Виктора Балоги, преследуя схожие цели, похоже, готовился к замеру популярности и некоторых нейтральных кандидатов. Как бы то ни было, результаты "праймериз" экс-премьерской силы практически не афишируются, а вот двух других политсил - были презентованы с помпой и снискали обещание использовать при выстраивании списков и выдвижении мэров, выполнив, заодно и важную рекламную роль привлечения внимания.
Помимо новых затруднений, обеспеченных обновлением законодательных норм, стартующая избирательная кампания рискует столкнуться и с давно знакомыми проблемами. Среди них - возвращение практики стремительного наращивания потенциала партии власти (оппоненты ПР обвиняют "регионалов" в том, что те добровольно-принудительно распространяют партбилеты среди работников бюджетной сферы), активизация административного ресурса, бороться с которыми пообещали и президент, и премьер, ограничение деятельности оппозиционных партий (то крымское представительство "Батьківщини" заявляет о визите СБУ, а в Черкассах готовятся арестовать главу местной областной организации, то Николай Катеринчук жалуется на невозможность пообщаться с избирателями)… Кроме необходимости следовать новым правилам игры и "обезблоченного" расширения числа участников забега на грядущую кампанию влияет и обстановка в стране. С одной стороны, реформационные новшества власти могут заметно снизить ее шансы на успех. С другой - рост протестных настроений будет на руку оппозиции, вернее, той ее части, которая сможет грамотно их направить. Пока же социологи уверяют, что ПР лидирует с заметным отрывом: почти 30 процентов против почти 8 у "Батьківщини", занимающей второе место. Но то, какими будут рейтинги через неполных два месяца, зависит от многих факторов. Тем более что выборы только-только начинаются.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас