Враги - последняя надежда "регионалов"


Враги - последняя надежда "регионалов"

Партия регионов нацелилась на концентрацию в своих руках всей власти. Но чтобы удержать эту власть, не имея позитивной идеологии, способной вдохновить страну, она обречена заниматься поиском врагов.

К концу первого года президентства Виктора Януковича Украина вполне может оказаться страной с полуторапартийной системой. Этим термином принято называть такое политическое устройство, при котором в стране хоть и действует много партий, но одна из них настолько доминирует, что все остальные, даже вместе взятые, на порядок уступают ей по влиятельности.

Очевидно, что главным достижением Партии регионов весной этого года стало формирование пропрезидентского большинства в Верховной Раде и, как следствие, создание правительства, полностью лояльного к Януковичу. За лето "регионалы" сумели не только развить свой успех в увеличении численности провластной коалиции, но и получить от парламента новый закон о местных выборах, который оказал деморализующее воздействие почти на всех возможных конкурентов ПР, причем не только на соперников, но и на союзников. 31 октября, когда должны состояться местные выборы, "регионалы" намерены собрать максимальный, по сравнению с любыми предыдущими кампаниями, электоральный урожай во всех административно-территориальных единицах Украины.

Губернаторам доводятся соответствующие плановые показатели, не обеспечить которые чревато потерей кресла. И даже там, где ПР не получит большинства, она рассчитывает уже зимой так переформатировать местные советы, чтобы не позднее февраля получить над ними контроль. Это означает, что пост председателя совета получит выдвиженец "регионалов", а его заместителями станут представители партий, которые будут позиционировать себя как "третьи силы" между ПР и БЮТ, - такие как "Сильная Украина" Сергея Тигипко, "Фронт перемен" Арсения Яценюка или же местные политсилы, которые подставят плечо "регионалам". Переговоры на эту тему уже ведутся.

Можно не сомневаться: "регионалы" сделают все возможное, не стесняясь в средствах, чтобы партия "Батькивщина" Юлии Тимошенко нигде не вошла в состав правящих коалиций на местах. Такая политическая карта страны будет разительно отличаться от той, которая наблюдалась предыдущие четыре с половиной года, когда "регионалы", проигравшие президентские выборы, сумели тем не менее на местных получить большинство во всех облсоветах восточных и южных областей, а также в парламенте АРК и горсовете Севастополя и поставить там своих руководителей (причем пост председателя облсовета достался ПР еще и на Полтавщине). Именно это позволило ПР сохранить и даже накопить силы и влияние в своих базовых регионах и в конце концов вырвать победу на президентских выборах.

И именно поэтому ПР крайне важно лишить "Батькивщину" Тимошенко влияния в центральных и западных регионах (ситуация упрощается еще и тем, что "бютовцы" и сами готовы проиграть выборы). До очередных парламентских выборов еще два года, и за это время по расчетам ПР "Батькивщина" должна опуститься до уровня партий, для которых будет проблематичным даже преодоление 4%-ного барьера. Кстати, в среде "регионалов" обсуждается вопрос о повышении барьера до 7%, по примеру России и Казахстана.

Однако не факт, что эта идея будет реализована. С одной стороны, можно переборщить и получить вообще однопартийный парламент, как это случилось в Казахстане, где в 2007 году партия "Нур Отан", возглавляемая президентом Нурсултаном Назарбаевым, набрала свыше 88% голосов, а остальные партии не смогли преодолеть барьер. Назарбаеву было очень трудно объяснять лидерам западных стран особенности "демократии по-казахски", а Януковичу как руководителю европейского государства тем более важно сохранять "демократическое лицо".

С другой стороны, российские аналитики сходятся на том, что партия "Единая Россия" свои 70% мест в Госдуме РФ получила бы и без повышения барьера. К тому же поднятие процента проходимости стимулирует объединительные процессы в партийной среде, что в украинских условиях может привести к консолидации оппозиционных сил вокруг "Батькивщины". А "регионалам" это ни к чему: им нужно, чтобы в следующей Верховной Раде абсолютное большинство голосов имела ПР и при этом существовало несколько приблизительно одинаковых по размеру мелких фракций, враждующих главным образом между собой, а не с партией власти. "Батькивщина" будет лишь одной из этих мелких фракций и не сможет стать ядром для их консолидации, поскольку все остальные будут связаны с ПР союзническими обязательствами в рамках тех или иных местных советов.

Этот сценарий позволяет "регионалам", сохраняя лицо перед Западом, сконцентрировать в своих руках всю власть и быть абсолютно уверенными в победе Януковича и на следующих президентских выборах. Единственный изъян - к этому сценарию плохо подходит Украина. Она может просто не справиться со своей ролью. Чтобы общество согласилось на полу- или недодемократию (а именно это подразумевает полуторапартийная система), оно должно быть прельщено какой-то грандиозной (не обязательно высокой) целью, ради которой было бы готово пойти на жертвы.

Для россиян Кремль сформулировал такую сверхзадачу в виде "возрождения Великой России". Но географическая экспансия Украины не занимает умы ни донетчан, ни крымчан, ни киевлян, ни львовян. А такие темы, как союз с Россией и государственный статус русского языка, которые когда-то использовал в Белоруссии Александр Лукашенко, способны лишь усугубить раскол общества и тем самым стать питательной средой для укрепления и консолидации оппозиции (что и произошло в 2004 г.). Что же касается федеративного устройства Украины, то оно сейчас "регионалам" абсолютно не нужно, ведь именно унитарная модель позволяет лишить Тимошенко и любого другого вольнодумного политика влияния в базовых регионах.

Правда, еще есть темы экономического роста, экономических реформ, борьбы с бедностью и борьбы с коррупцией. Но как раз в этих сферах общество наиболее склонно ждать от власти скорых положительных результатов. Причем чем больше власти будет сконцентрировано в руках ПР, тем более серьезных достижений будет ждать общество. Прежде у всех руководителей государства и правительства, от Кравчука и Кучмы до Ющенко и Тимошенко, имелся аргумент о том, что им мешает кто-то внутри властной системы. Но когда вся власть - президентская, исполнительная, законодательная, местная (и даже судебная) - в одних руках, этот аргумент уже не сработает.

Поэтому "регионалам" остается искать врагов, в борьбе с которыми можно было бы объединить страну. Однако за рубежом врагов не предвидится (перейти к антироссийской риторике а-ля Лукашенко они до парламентских выборов вряд ли решатся). Какое-то время можно будет разоблачать "злодеяния правительства Тимошенко", но как раз чем меньше влияния будет у БЮТ, тем меньшим будет и интерес общества к этой теме. А дела типа тех, которые открыты против экс-председателя Гостаможслужбы Анатолия Макаренко и бывшего первого заместителя председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Игоря Диденко, способны только добавить очков Юлии Владимировне.

Это означает, что ПР стоит перед необходимостью поиска врагов в собственной среде. Собственно, этот поиск идет с первых же месяцев президентства Виктора Федоровича, о чем свидетельствуют регулярные отставки членов правительства, руководителей центральных органов исполнительной власти и губернаторов, назначенных уже новой властью. В последние недели начал разворачиваться новый, более масштабный сюжет: конфликт внутри группы Дмитрия Фирташа - Сергея Левочкина, которая до сих пор считалась одной из наиболее влиятельных в нынешней властной иерархии. А ведь еще даже не прошли местные выборы.

В целом сегодня власть требует от своей вертикали выполнения главного тактического задания - создания полуторапартийной системы. Что делать после того, как эта система будет построена, то есть уже к концу года, не знает никто. В том числе и идеологи усиления власти Президента.

Юрий Вишневский

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы