Полгода с Януковичем — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Полгода с Януковичем

Казна и Политика
2220
Со дня инаугурации Виктора Януковича миновало 6 месяцев. И пусть это небольшой срок, немалая часть которого пришлась на летне-отпускной период, все равно минувшее полугодие было и интересным, и показательным. За это время стало ясно, чего именно можно ждать от нового президента, и какими путями он идет к своим целям.
Традиционно первым поводом высказаться по поводу успехов или промахов новой власти служит стодневный срок ее правления. И, как выяснилось, нынешнее руководство страны к этому негласному правилу отнеслось с большим вниманием. В начале июня президент отметил первую круглую дату своего правления посланием к народу и тематической пресс-конференцией. Спустя положенное время отчитался перед журналистами о проделанной работе и премьер. После чего, предположительно, стоило бы оставить власть имущих "в покое" и судить их не столько по календарю, сколько по деяниям. Тем не менее, если присмотреться, первое полугодие пребывания Виктора Януковича в должности в чем-то выглядит даже более показательным, чем фирменная "стодневка". Ведь за шесть месяцев можно было увидеть и не только как работает глава государства, но и как он отдыхает - что тоже немаловажно. Кроме того, за это время труды гаранта начали давать "всходы", обходить которые вниманием было бы несправедливо.
Деяния минувших дней
Главный вопрос, который интересовал неравнодушных избирателей после окончания предвыборной кампании: в каком направлении и к какому будущему поведет Украину новый президент. Ответ на него был получен достаточно быстро - в течение первых трех-четырех месяцев правления. За этот срок стало приблизительно ясно, что именно Виктор Янукович планирует сделать со страной.
После того, как еще предвыборная программа задекларировала, что будущий гарант собирается строить "Украину для людей", дополнительную конкретику внесла быстро созданная коалиция. Итак, основной курс новой власти теоретически можно описать двумя словами: "стабильность" и "реформы".
Результат, достигнуть которого планировалось главой государства изначально, судя по всему, все-таки не реформы, а стабильность. В исполнении руководства страны путь достижения оной определялся формированием четкой вертикали власти (лояльная коалиция, безропотное правительство, "смирные" областные администрации, серьезный отбор кадров среди "силовиков"), достижением некоторого экономического равновесия, особенно по тем пунктам, которые социальные выплаты, и отправкой на удобные и электорально оправданные "рельсы" тех проблем, которые "сошли" с них в эпоху правления Виктора Ющенко. Проявлением реализации последнего намерения можно считать возрождение максимально дружеских отношений с Россией (тем более что "Харьковский пакт" и последовавшее за ним волна "Объединим все, что можно" - решения не только экономического, но и идеологического характера), отказ от идеи НАТО-интеграции, пересмотр большей части историко-гуманитарных позиций, которые еще недавно служили во благо генеральной линии. Достигнуть этого (а во многих случаях - просто задекларировав планы на будущее) было сравнительно легко. С реформами получилось труднее.
Прошедшие со дня вступления Виктора Януковича в должность месяцы дают возможность оценить приблизительное направление, в котором при нем должна развиваться страна. Но выяснить этапы этого развития по-прежнему непросто. Несмотря на то, что к "стодневке" президент обещал презентовать всеобъемлющую программу реформ, на деле предельно конкретное будущее пока ожидает разве что судебную реформу. Остальные начинания большей частью выглядят так же аморфно, как и в начале июня. Включая и разрекламированный как готовый вот-вот вступить в действие, налоговый кодекс. Волна народного гнева, недоумение парламентариев, конкурентная борьба между разными группами потенциальных авторов документа в итоге привели к тому, что представить себе будущую систему налогообложения страны сложно даже по истечении полугодового срока правления нового главы государства, хотя именно эта реформа в программе числилась среди основополагающих. Новую версию кодекса обещают презентовать в сентябре - после обсуждения с заинтересованными кругами населения. Но, даже если он вступит в действие в ближайшие пару месяцев, он в любом случае уже послужил нелестной проверкой властной команды на готовность к реформам.
Другой "лакмусовой бумажкой" модернизаторских чаяний власть имущих служит многострадальная программа сотрудничества с МВФ. После утверждения новой кредитной линии руководству страны формально нельзя уже избежать проведения некоторых крайне неприятных в предвыборном отношении новшеств. Но нежелание рассмотреть варианты истребить сложно. "Реформы" в очередной раз вступили в противоречие со "стабильностью": правительство отстаивает необходимость претворять в жизнь непопулярные идеи, президентские однопартийцы ищут возможности этого избежать, а гарант хранит стоическое молчание. Впрочем, отношение власти к объективно необходимым реформам, которые принимать нужно, но очень не хочется, характеризует ее не с позиций "Что делать?", а с точки зрения "Как делать?".
Наш метод!
В таких, как Украина, странах с непростой историей демократизации власти, закономерный интерес нередко вызывают не только (а порой даже и не столько) конкретные планы руководства страны, сколько методы, которыми они пытаются достигать целей. Заря президентства Виктора Януковича - не исключение. Тем более что за полгода прояснились не только вехи будущего пути, но и "транспорт", на котором власть собирается в дорогу.
Хотя заметная часть примеров из категории "Как именно властвует свежеиспеченный президент" приходится большей частью на второй триместр его правления, своего рода анонс декларации о намерениях громко прозвучал в первые же недели после инаугурации. В таком качестве можно рассмотреть первый этап собирания вертикали власти в стране - формирование коалиции "тушечным" методом, против которого так ничего и не нашел Конституционный суд, ранее не одобрявший схожую концепцию. Таким образом, несмотря на то, что обретение властного единства - это действие из разряда "что", его специфические обстоятельства вполне заслуживают рассмотрения в разрезе "как".
"Подушной" коалицией и правительством, которое создавалось под президентским патронатом и действует настолько с оглядкой на него, что за реальную роль гаранта Основному закону парламентско-президентской республики могло бы стать неловко, оптовой заменой губернаторов (некоторых - по второму кругу), качественным "перетряхиванием" силовиков интересные особенности процесса стабилизации властной системы не ограничиваются. Следующий этап, которого власти не миновать, - грядущие в конце октября местные выборы. К ним с пресловутой точки зрения "как" парламентский филиал президентского лагеря подготовился на славу. Порицаемые Западом нововведения не только выглядят, как убедительная попытка вытеснить оппозицию на маргинес (тут к месту и запрет на блоки, и норма о не менее чем годичной регистрации ячеек), но и позволяет безболезненно вербовать местных политиков, стремящихся упрочить свое положение сотрудничеством с ныне главной партией в стране.
С учетом последних веяний избирательного законодательства, методов построения парламентского большинства (от которого ждут-дожидаются расширения до 300 голосов) и внимания к верноподданническим настроениям среди претендентов на те или иные должности, Партию регионов при желании можно заподозрить в желании монополизировать власть. Но, по всей видимости, программой-максимум для правящего лагеря является не одно только обеспечение удобного существования в актуальных на сегодня конституционных рамках, но и расширение границ оных. Яркой чертой, характеризующей вторую половину полугодового правления Виктора Януковича, служат попытки как-нибудь увеличить объем полномочий президента. Гипотетические пути достижения этой цели радуют глаз своим разнообразием - здесь и формирование лояльного большинства, могущего переписывать Основной закон в свое удовольствие, и не прошедший пока через парламентское горнило своеобразный законопроект о всеукраинском референдуме, и намерение доказать неконституционность политреформы 2004 года… Но, тем временем, президент, судя по всему, неплохо себя чувствует и при нынешних правах и обязанностях. Просто потому, что на деле они практически ничем не ограничены.
Скромно довольствоваться ролью слабого президента при сильном парламенте Виктор Янукович, по всей видимости, не собирался с самого начала. Иначе трудно было бы объяснить повсеместные оговорки, которые доказывают: сомнений по поводу того, кто что-либо решает в этой стране, возникать не должны. Как и другие украинские президенты, Виктор Федорович, похоже, не готов ограничивать себя статусом самого высокопоставленного чиновника в государстве. Ему и его экс-коллегам куда приятнее быть повелителем страны и, если получится, властителем дум. Возможно, отсюда растут корни любви нового главы государства к внешней атрибутике президентства. Да и мелькающие между делом признаки взращиваемого культа личности и тяги к модели "царь-батюшка" трудно не заметить. В последнем случае показательно выглядел прерванный из-за пожарной угрозы отпуск гаранта. Отдых глава государства успешно совмещал с работой, но последняя часто принимала формы поездок чиновников "на поклон". Да и между делами президент был готов встречаться только с приятными ему собеседниками: так, для патриарха Кирилла время нашлось, а для "Репортеров без границ"- нет…
Еще одной характерной особенностью первых шести месяцев президентского правления, пожалуй, можно счесть готовность главы государства и его сторонников следовать так критикуемым ими ранее путем популизма. Какой бы значимой ни была стабильность, какими бы важными ни выглядели реформы, в моментах, некритичных для функционирования властной системы и нынешнее руководство страны готово придерживаться модели "Не быть, но казаться". Непопулярные новшества, которые пытаются "заболтать", ситуация со свободой слова, которая как бы есть, но все больше - на экспорт, для международных организаций, двояко трактуемые изменения законодательства - видно, что власть готова заботиться о своем имидже. Но определенно не в ущерб реальным полномочиям и возможностям. А значит, наметившееся противоречие между формально новаторским "что" и специфически стабилизационным "как" в ближайшее время вряд ли куда-то исчезнет.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас