Господдержка спасает чужой автопром — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Господдержка спасает чужой автопром

Казна и Политика
1863
Но тем не менее фактом остается то обстоятельство, что преодолеть неприятности производителям помогли протекционистские меры государств и финансовая помощь.
Всего два года назад показатели продаж автомобилей в мире били рекорды. Среди наиболее динамично развивающихся называли и украинский автопром. Ежегодные темпы роста производства персональных транспортных средств превышали 30%, а к 2012 г. эксперты ожидали, что количество выпускаемых легковушек достигнет 1 млн. ед., что выведет Украину в число крупнейших автомобилестроительных государств.
Но статистическая информация Минпромполитики за I полугодие 2009 г. только подтвердила обвал отрасли: выпуск автомобилей в Украине сократился на 84%, украинский автопром выпустил всего 38 тыс. автотранспортных средств, падение экспорта продукции составило почти 72%. Однако первая положительная динамика роста продаж автомобилей в первом полугодии 2010 г. относительно показателей годичной давности заставляет обратить внимание не только на процесс развития отечественного автопрома, но и стран ближнего зарубежья.
Как все выживали
В условиях банковского кризиса, падения цен на нефть и замедления темпов строительства жилья и дорог основные потребители снизили инвестиционную активность, что, следовательно, отразилось и на продажах автомобилей.
Однако ранее взятый курс отечественного автопрома на сборку иномарок оправдал себя и в кризисной ситуации. Так, например, Запорожский автозавод, входящий в корпорацию "УкрАвто", продолжил снижать выпуск автомобилей семейства "Таврия", в то же время попутно наращивал производство седанов Sens. Кроме этого, в Запорожье не прекращали наращивать крупноузловую сборку автомобилей "Лада" и Opel, а филиал ЗАЗ в Ильичевске аналогичным способом собирал несколько моделей Chevrolet и Mercedes-Benz.
Как бы готовясь к кризису заранее, корпорация "Богдан" начала строительство нового завода в Черкассах, что позволило перевести выпуск легковых автомобилей на новое производство. В то же время в 2009 г. на производство полного цикла перевели автомобили Hyundai, "Лада" 2110 и 2111.
На сборку зарубежных автомобилей перешел и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ). Кроме ранее производимых крупноузловым методом автомобилей "Лада" и SsangYong, с 2007 г. предприятие уверенно начало наращивать сборку Geely (седаны CK и MK) и Great Wall (внедорожники Hover и пикапы Wingle).
Не обошлось без перепрофилирования производства и на Закарпатском заводе "Еврокар". Так, под воздействием мирового кризиса был временно приостановлен выпуск автомобилей Audi и Seat, в то же время больше внимания было уделено маркам Skoda и Volkswagen.
Что готовит будущее
В разгар кризиса звучало немало апокалипсических прогнозов экспертов о планах развития автопрома не только Украины, но и стран ближнего зарубежья. На сегодняшний день пик кризиса миновал, и рынок демонстрирует робкие признаки оживления - за первые шесть месяцев 2010 г. продажи автомобилей в годовом исчислении подросли практически во всех странах.
Более того, практически каждый автопроизводитель пытается отвоевать свою долю рынка, которая в предкризисные годы неуклонно съеживалась под натиском иностранных конкурентов.
Но реалии таковы, что большую роль в поддержании автопрома сыграли государственные меры по поддержке отечественных автопроизводителей. Примечательно, что новая для России программа утилизации авто позволила существенно поднять продажи автомобилей, собранных в РФ, только за первое полугодие 2010 г. продажи "АвтоВАЗа" выросли на 23%, ГАЗ - на 17%. А доля российских брендов на рынке превысила 30%.
Не менее важный документ последовал и от президента Республики Беларусь - "О мерах по развитию производства легковых автомобилей", №175 от 4 апреля 2009 г., он предоставляет иностранным инвесторам, которые пожелают выпускать автомобили в Беларуси, льготы - существенное снижение налоговой нагрузки на срок от трех до двадцати лет.
В перспективных планах белорусского автопрома - намерения расширить собственное производство в Иране и Сирии. Так, Минский автомобильный завод, который ежегодно инвестирует в развитие производства $150 млн., намерен открыть два новых завода по сборке автомобилей в Иране, а также создать там производство мини-грузовиков. А в Сирии - организовать сборочное производство городских автобусов МАЗ, автомобилей ОАО МЗКТ, оптических приборов.
Также примечательно, что в ближайшее время Россия и Беларусь создадут совместный автохолдинг с участием КамАЗа и БелАЗа. Автопроизводство Казахстана с момента вступления с 1 июля 2010 г. Таможенного союза получило неведомые ранее преимущества развития. Ведь теперь пошлина будет взиматься по льготной ставке - от 0% до 5%. Следовательно, казахстанский завод “Азия Авто”, который включен в данный список льготников, сможет ввозить в Россию свою продукцию без пошлины. Как известно, в Казахстане действует единственный сборочный конвейер легковых автомобилей завода "Азия Авто" в Усть-Каменогорске, который выпускает автомобили марки "Лада-Нива", "Шкода", "Шевроле", а с мая 2010 г. - KIA. Кроме этого, компания организовала летом 2008 г. сборку продукции GM-DAT.
В то же время в Украине автомобилестроение пока выходит из кризиса самостоятельно.
Однако украинское правительство должно определить вектор развития столь важной для страны отрасли, даже если придется предпринять шаги, одинаково непопулярные как в стране, так и за рубежом. Ведь именно так формировался автопром Японии, Южной Кореи и Китая. Наши восточные соседи не предлагали западным партнерам налаживать на своей территории "отверточную" сборку. Доступ на свои рынки они увязали с передачей технологий. Например, непременным условием создания совместного предприятия в Китае было паритетное участие местного и иностранного капитала и 80%-ная локализация производства в течение трех лет.
Лариса Антощук
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас