Касса на камень — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Касса на камень

Казна и Политика
3713
В последнее время отечественная банковская система располагает колоссальным избытком ликвидности, попросту говоря, лишними деньгами. БИЗНЕС решил выяснить, у каких банков больше всего денег, а какие - еле сводят концы с концами.
Много не бывает
Совокупную ликвидность финучреждений условно можно разбить на три составляющие: наличные деньги в кассах банков, остатки на корсчетах в НБУ и в других банках .
Суммарно к началу второго полугодия отечественные банки сумели накопить почти 106 млрд грн., что на 16 млрд грн. больше, чем на начало года. Больше всего свободных денег в распоряжении крупнейших фин­учреждений. Лидируют ПриватБанк (10,7 млрд грн.) и Укрэксимбанк (10,5 млрд грн.). ПриватБанк обеспечил себе первенство главным образом за счет колоссальных запасов в кассах своих подразделений. Остатки наличности этого банка на 1 июля достигли 4,2 млрд грн.
Для сравнения: всего в кассах отечественных банков на эту дату находилось 22,2 млрд грн. “живых” денег. Это больше, нежели на начало года.
При этом остатки валютной “налички” по системе составили около $1 млрд (. На втором месте по запасам наличных - “Райффайзен Банк Аваль” (2 млрд грн.). Любопытно, что Ощадбанк, располагающий самой крупной сетью отделений, хранил в них наличными только 1,3 млрд грн. По состоянию на 01.07.10 г. из крупнейших банков наименьшими остатками “живых” денег располагают “Альфа-Банк” (всего 267 млн грн.), “Надра Банк” (196 млн грн.), Сведбанк (142 млн грн.) и “Родовід-Банк” (45 млн грн.).
Почти пустые кассы у Диалогбанка (недавно выведена временная администрация НБУ), банка “Конкорд” и Украинского банка реконструкции и развития (УБРР). Следует отметить, что, с одной стороны, большие остатки “кэша” в кассе свидетельствуют о том, что через банк проходят внушительные денежные потоки и что он может в любой момент вернуть депозиты большому количеству вкладчиков.
С другой стороны, “наличка” - это неработающий актив, обслуживание которого сопряжено для банка с дополнительными расходами, а также с рисками ограблений. Неслучайно чаще других от разбойных нападений страдают отделения ПриватБанка.
Именно поэтому три четверти своей ликвидности, или примерно 83,5 млрд грн., банки все же держат в безналичной форме на своих корреспондентских счетах. Основное предназначение этих средств - обеспечение бесперебойных расчетов (платежей). При этом на 1 июля текущего года 28,6 млрд грн. находились на корсчетах банков в НБУ. Таким образом, с начала года остатки выросли на 64%.
Больше всего денег в Нацбанке держит ПриватБанк - 3,9 млрд грн.
Напомним: финучреждения обязаны поддерживать минимальный остаток на корсчете в НБУ, который формируется за счет обязательных резервов.
По данным регулятора, к началу июля текущего года сумма таких резервов составила 7,7 млрд грн. Любопытно, что еще в начале нынешнего года этот показатель колебался в диапазоне 10-12 млрд грн.
Его уменьшение можно объяснить тем, что весной Нацбанк разрешил учитывать в счет обязательных резервов специальные целевые ОВГЗ, средства от размещения которых идут на финансирование объектов Евро-2012. В любом случае, можно констатировать, что банки держат на счетах регулятора более 20 млрд грн. “лишних” денег. В то же время практически отсутствуют на корсчетах в НБУ средства Соцкомбанка, “Західінкомбанка” и Диалогбанка.
Еще больше денег, а именно эквивалент 55 млрд грн., украинские банки хранят на корреспондентских счетах в других банках, в том числе иностранных. Причем с начала года этот показатель также вырос.
При этом в валюте деноминировано примерно $5 млрд. По величине таких запасов безоговорочным лидером является государственный Укрэксимбанк, который доверил другим банкам 8,2 млрд грн..
Отметим, что для банка, который активно обслуживает внешнеэкономические операции своих клиентов, большие остатки на корсчетах партнеров - объективная необходимость. Достаточно много денег, как для среднего банка, в других фин­учреждениях держит “Дельта Банк” (2,1 млрд грн., т.е. 25% чистых активов).
“Это ситуативное явление. Просто к концу полугодия к нам зашли средства суб­ординированного займа от компании Cargill. В дальнейшем эти деньги будут направлены на кредитование”, - говорит Виталий Масюра, первый заместитель председателя совета директоров “Дельта Банка”.
Кроме того, можно отметить незначительные остатки на корсчетах “ОТП Банка” (212 млн грн.), “ИНГ Банка” (70 млн грн.), Сведбанка (26 млн грн.). Почти ничего в других финучреждениях не держат банки “Столичный” и “Синтез”, а также “ТММ-Банк”.
Квазиликвидные
Следует отметить, что помимо наличных денег высоколиквидными можно считать такие активы, как депозитные сертификаты НБУ и ОВГЗ, в которые банки активно вкладывают свободные средства. Напомним: под эти бумаги можно в любой момент получить рефинансирование от регулятора, по крайней мере, теоретически.
Однако не все финучреждения склонны доверять госбумагам. Например, ПриватБанк предпочитает не покупать много ОВГЗ и депозитных сертификатов. По состоянию на 1 июля этого года в его балансе на такие ценные бумаги приходилось всего 350 млн грн.
Ранее генеральный заместитель председателя правления ПриватБанка (г.Днепропетровск; с 1992 г.; 30 тыс. чел.) Юрий Пикуш объяснл такую позицию тем, что депозитные сертификаты НБУ “не самый хороший инструмент” .
Для сравнения: “Райффайзен Банк Аваль” вложил в эти инструменты около 7,5 млрд грн. Кроме ПриватБанка не жалуют государственные бумаги такие крупнейшие финучреждения, как Проминвестбанк (311,5 млн грн.) и Альфа-Банк (253,4 млн грн.). По словам директора казначейства Альфа-Банка (г.Киев; с 2001 г.; 5 тыс.чел.) Вячеслава Молодкина, банк нарастил портфель госбумаг примерно до 400 млн грн.
“А вообще, мы предпочитаем направлять ресурсы на кредитование”, - отметил банкир. “Нацбанк не продает свои депозитные сертификаты банкам, у которых есть рефинансирование. Таким образом, регулятор подталкивает должников рассчитаться по таким кредитам”, - объясняет директор казначейства крупного банка, пожелавший остаться неназванным. Многие банки вовсе не покупают государственные ценные бумаги, так как кредитуют клиентов.
“Пока у нас получается находить альтернативные и более доходные варианты размещения избыточной ликвидности”, - отмечает Сергей Алексеенко, заместитель председателя правления банка “Контракт”.
Анализируя ликвидность банков, следует понимать, что это активы, которые приносят минимальный доход, его недостаточно даже для покрытия стоимости привлекаемых ресурсов.
Поэтому завышенная доля ликвидных активов на балансе того или иного банка повышает его надежность в краткосрочной перспективе, но при этом приводит к снижению доходности, а следовательно, к финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе.
К началу второго полугодия 2010 г. доля ликвидных средств (“наличка” плюс средства на корсчетах) в активах банковского сектора достигла 12%. При этом разброс этого показателя от банка к банку очень велик. Так, в активах небольшого Финэксбанка удельный вес ликвидных средств составил 45,6%.
То есть почти половина активов этого финучреждения - нерабочие. Из более-менее крупных банков аналогичная ситуация наблюдается в Донгорбанке, Экспресс-Банке и Морском транспортном банке.
В то же время в активах половины фин­учреждений доля ликвидных средств ниже среднего показателя по банковской системе. Из крупных банков такая ситуация наблюдается в проблемном “Надра Банке” (3,9%). Ниже среднего показатели ликвидности также у ряда банков с иностранным капиталом.
Так, на 1 июля доля ликвидных средств Укрсоцбанка составила 6,4% чистых активов, “ОТП Банка” - 6,2%. Еще ниже данный показатель у Сведбанка (2,9%) и “Платинум Банка” (3,2%). Грег Краснов, генеральный директор “Платинум Банка”, говорит, что в целом, с учетом государственных ценных бумаг, казначейство банка оперирует ликвидными инструментами в размере 20-25% от суммы активов.
“Государственные облигации - это ценные бумаги, которые по уровню своей ликвидности сравнимы с наличными”, - напомнил банкир. На 1 июля текущего года, по данным банка, портфель государственных ценных бумаг составил 104 млн грн. и портфель преимущественно краткосрочного межбанковского кредитования - 87 млн грн.
Хуже всего дела с ликвидностью обстоят у Соцкомбанка (г.Одесса). Удельный вес его ликвидных средств составляет всего 0,13% чистых активов. В этом списке фигурируют также проблемные банки: “Земельный Банк” (в июле отправлен на ликвидацию), “Столица” (недавно выведена временная администрация), “Західінкомбанк” (был санирован частным инвестором) и национализированный “Родовід-Банк”. 
Владимир Кравченко, директор казначейства “Райффайзен Банка Аваль”
- Просто держать избыточную ликвидность на корсчетах неинтересно, так как по остаткам практически ничего не платят. Например, иностранные банки готовы платить по валютным остаткам наших финучреждений не более 0,1% годовых.
Кроме корсчетов есть три инструмента: межбанковский кредитный рынок, ОВГЗ и депозитные сертификаты НБУ. Межбанк отпадает, так как у большинства банков хватает своих денег, а тем, кто нуждается в ресурсах, предоставлять их рискованно.
Мы пытаемся находить оптимальный баланс между ОВГЗ и сертификатами как по суммам, так и по срокам вложений.
Ростислав Когон, заместитель председателя правления Экспобанка
- При принятии решения об инвестировании избыточной ликвидности в конкретные инструменты необходимо учитывать срочность ресурса.
К примеру, значительный объем наших средств находится на корсчетах в других банках, но все это - клиентские деньги, которые могут быть востребованы ими в любой момент. Поэтому мы не может размещать их в активы.
Тем более что покупка депозитных сертификатов НБУ на один день практически не принесет дохода. Вообще, избыточная ликвидность чревата убытками для банков. На мой взгляд, в нынешних условиях оптимальная доля ликвидных активов в совокупных активах банка - 10-15%.
Феликс Инденбаум, независимый банковский консультант
- Один из факторов роста ликвидности банковского сектора в последнее время объясняется ожиданием участниками рынка выпуска НДС-облигаций.
Для их покупки и накапливаются ресурсы. Вместе с тем я не понимаю поведения тех банков, которые держат избыточную ликвидность преимущественно на корсчетах, игнорируя такие инструменты, как ОВГЗ и депозитные сертификаты.
По моему мнению, оптимальная доля ликвидных средств (корсчета плюс касса) в активах банка сейчас, когда ситуация стабилизировалась и нет предпосылок для возникновения паники среди вкладчиков, не должна превышать 5%. Если данный показатель выше, это говорит о неэффективном управлении ресурсами.
При этом следует учитывать специфику работы того или иного банка. Финучреждения, активно работающие в рознице, должны держать в кассе больше денег.
Банкам, которые специализируются на обслуживании корпоративных клиентов, нужно больше внимания уделять состоянию корсчетов.
Дмитрий Гриньков
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас