Непопулярные реформы: Сейчас нельзя потом — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Непопулярные реформы: Сейчас нельзя потом

Казна и Политика
1656
Ситуация в украинской экономике контролируется действующей властью, однако о полной стабилизации говорить не придется до тех пор, пока свои первые результаты не дадут реформы, запущенные правительством. Такой общий лейтмотив дискуссии, разгоревшейся на этой неделе в среде экспертов.
Поставил перед фактом
Тон дебатам задал вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко, изложивший на пресс-конференции в Кабмине свое видение экономических проблем, стоящих сегодня перед государством, и пути их решения. По сути, вице-премьер попытался объяснить стране, почему необходимы непопулярные реформы и есть ли способ их избежать.
При этом Тигипко не стеснялся оперировать цифрами, в общем, известными экономистам, однако до сих пор скромно не упоминаемыми представителями власти. Более того, пожалуй, впервые со времени смены властной команды прозвучала констатация, что без радикальных экономических реформ Украине придется не просто туго, а чрезвычайно туго. "Внешний долг еще в 2007 году составлял 12% ВВП, а уже в начале 2010 года - 36% ВВП. Это критическая цифра для Украины, нам будет трудно обслуживать такую задолженность, ничего не меняя в экономике", - отметил, в частности Сергей Тигипко
Не менее сложная ситуация, по его словам, сложилась и в Пенсионном фонде. Так, в 2009 году дотации Фонда из госбюджета составляли 17 млрд грн, в этом году они составят более 26 млрд грн, а в следующем, если ничего не делать, - 37 млрд грн. "Если мы ничего не будем менять в Пенсионном фонде, у нас просто не хватит денег, чтобы его финансировать. То есть, мы должны будем заморозить пенсии на ближайшие годы. Цены все равно будут расти, а это значит, что наши пенсионеры с каждым годом будут становиться все беднее", - констатировал вице-премьер-министр.
Коснулся Тигипко и вопроса повышения цен на газ для населения - пожалуй, на сегодняшний день наиболее болезненного. "Мы поднимаем цены на газ для выхода на экономически обоснованный уровень. Сейчас государство субсидирует газ для всех - и для малообеспеченных, и для богатых. Это неправильно. По рыночным ценам будут платить те, кто получает соответствующие доходы, а государство будет защищать только тех, кто нуждается в поддержке", - акцентировал вице-премьер.
"Дешевый сыр"
Очевидно, что "популяризация" непопулярных реформ руководителем экономического блока правительства была предназначена, в первую очередь, рядовому обывателю. В среде экономистов уже давно не существует альтернативных мнений относительно необходимости как повышения цен на газ, так и пенсионной, налоговой реформ, реформ здравоохранения и ЖКХ. В общем, того, что называют "советским наследием" и до чего не доходили руки предыдущих властей.
"Думаю, никто из аналитиков сегодня не будет спорить с тем, что решение выровнять цену и убрать сложившийся дисбаланс в цене на газ, было правильным. Естественно, при учете адресной помощи наиболее незащищенным слоям населения", - считает политолог Анатолий Луценко. "В России делают то же самое, то есть переводят внутренний газовый рынок на мировые цены. А мы до недавнего времени оставались архаичной страной, где в одной из важнейших отраслей - энергетике - не действовали законы экономики", - соглашается Владимир Фесенко, акцентируя, что, поднимая цены, необходимо параллельно проводить эффективные меры социальной компенсации.
Интересно, что оппозиция, критикующая сегодня власть в вопросе либерализации цен на газ, ранее придерживалась противоположного мнения. Напомним, после подписания украино-российских газовых соглашений весной нынешнего года оппозиция критиковала власть за то, что дешевый газ законсервирует ситуацию в Украине, окончательно подсадит ее на газовую иглу и не позволит развиваться энергосберегающим технологиям. Сегодня оппоненты власти об энергосбережении и опасности для страны "дешевого сыра", то бишь газа, стараются не упоминать... С другой стороны, нельзя не вспомнить, что и власть, комментируя подписанные соглашения, обещала цены на газ для населения до конца 2010 года не поднимать…
Кто будет работать в Украине?
Впрочем, вернемся к экономике. Экономический блок правительства абсолютно верно оценивает ситуацию - с этим согласны все эксперты. О необходимости той же пенсионной реформы говорят уже лет десять. Причем несколько лет назад практически на государственном уровне и совершенно серьезно рассматривались перспективы "открытия границ" Украины для иностранной рабочей силы уже в недалеком будущем. Так, по мнению отдельных экспертов и советников в предыдущей власти, можно было бы решить вопрос обеспечения государства рабочей силой и соответственно, вопрос наполнения Пенсионного фонда.
Действительно, если сегодня на одного работающего в нашей стране приходится один пенсионер, то уже через десять лет с учетом демографической ситуации эта пропорция составляла бы один к двум и стремилась к ухудшению. И наплыв эмигрантов из Африки и Азии - то, на что пошли когда-то некоторые европейские страны, мог бы улучшить ситуацию. Но, во-первых, сегодня и Германия, и Франция, и другие государства, открывшие в свое время границы, вынуждены принимать меры для того, чтобы эмигранты не стали полноправными хозяевами в этих странах. Во-вторых, как показывают соцопросы, украинцы психологически не готовы делить страну с, допустим, пакистанцами или кенийцами. А потому выходов из положения немного, а по сути два: оставить все как есть и медленно "катить" страну в пропасть критического дисбаланса рабочей силы и тех, кого они содержат. Или же поднять пенсионный возраст и сгладить диспропорцию, что и предлагает экономический блок правительства.
Есть, правда, еще один вариант, о котором трезвомыслящие люди стараются даже не думать. "Необходимо понять, что в этих вопросах, как в лечении больного, откладывать болезненную терапию нельзя, потому что дальше будет только хуже. Дальше нужна будет шоковая терапия, а еще дальше и она уже не поможет. То, что предлагает нынешнее правительство украинцам, не идет в сравнение с тем, на что ради преодоления кризиса, например, пошли Литва или Венгрия. Там меры гораздо жестче и тоже потому, что в свое время политики просто побоялись решиться на ограничительные реформы", - констатирует замдиректора Украинского центра независимых экономических исследований Александр Горянчик. "Нужно понимать, что в будущем улучшение в экономике невозможно без ограничения сейчас. В большой экономике в этом смысле как в быту: планируете, например, отпуск - и ради него отказываете себе в сиюминутных радостях. А если не будете отказывать, растратите деньги, то никакого отпуска, никакого улучшения не произойдет", - отметил Александр Горянчик в комментарии газете "Комсомольская правда в Украине".
Действительно, опыт Венгрии и даже Греции, с которой в последнее время все чаще проводят параллели эксперты, мягко говоря, пугает. Жесткое урезание зарплат, расходов буквально во всех сферах, в первую очередь социальной, стало для этих стран единственным выходом из сверхкритической ситуации именно потому, что власти этих стран в свое время недооценили угрозы, стоящие перед экономиками государств. У украинских руководителей, по крайней мере, некоторых, похоже, взгляд на ситуацию в стране реалистичный. Но, как показывает практика, это совсем не гарантия того, что радикальные перемены наступят. Страна на пороге местных выборов, а это значит, что желание власти понравиться народу уже сейчас может оказаться сильнее разумных доводов в пользу необходимости незамедлительных решительных реформ.
Владимир Кречетов
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас