Призрачный рост — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Призрачный рост

1520
Несмотря на сдержанно-оптимистические показатели, обнародованные Госкомстатом по итогам июня 2010 г., розничные торговцы пока отрицают позитивные изменения в потребительском спросе.
"Самый важный фактор развития ритейла - рост платежеспособного спроса потребителя,- говорит Анна Личман, начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации АТБ.- В случае его отсутствия говорить о росте товарооборота нельзя". Одновременно, по данным Государственного комитета статистики, в мае и июне розничный товарооборот вырос на 1,1 и 2,3 п.п. соответственно. По словам ритейлеров, рост потребления наблюдается только в тех категориях товаров, спрос на которые зависит от климатических факторов.
"Спрос вырос на безалкогольные напитки, пиво, продукты быстрого приготовления, мороженое,- утверждает эксперт.- Это связано с повышением температуры".
Аналогичные тенденции наблюдаются и в сегменте промтоваров. По словам Елены Разумовой, руководителя отдела по работе со СМИ АО "Новая Линия", оживление спроса наблюдается в сегментах сухих смесей, товаров для отдыха, сада и огорода. Очевидно, что все категории товаров скорее зависят от сезонных факторов. Таких, как стремление производить ремонты в летний период, а также отдыхать и работать на загородных участках.
Несколько отличается взгляд на вещи в сегменте магазинов у дома. По мнению одного из игроков, рынок восстанавливается достаточно быстро. "В первом полугодии наш оборот увеличился более чем на 30%, причем львиная доля этого роста пришлась на второй квартал,- говорит Ольга Шевченко, исполнительный директор ООО "Руш" (линия магазинов "Ева").- Учитывая, что уровень инфляции в первом полугодии оценивается в менее чем 4%, объяснить столь стремительный рост оборота только ростом цен - невозможно".
Хотя не все так однозначно. По мнению других участников рынка, вероятный рост рынка парфюмерно-косметической продукции и товаров для дома скорее связан с низкой сравнительной базой прошлого года, чем с реальным восстановлением спроса.
"В первом полугодии прошлого года многие операторы столкнулись с проблемой отсутствия товара на полках и низким потребительским спросом,- считает Денис Базылык, руководитель департамента маркетинга ТС "КОСМО".- Ряд операторов по итогам текущего года, вероятнее всего, покажут более впечатляющие цифры, и это связано как раз с "низким стартом" предыдущего периода. Поэтому говорить о докризисном восстановлении потребительского спроса еще рано, можно говорить о его стабилизации".
В других же сегментах ритейла видение изменений потребительского спроса в корне различается. Более того, похоже, что некоторые компании не только не ощутили прироста товарооборота, но и роста оптимизма потребителей.
"Мы не наблюдаем повышения платежеспособного спроса,- говорит Анна Личман.- Он не изменился существенно и сохраняет тенденции первой половины 2010 г.".
Отдельные ритейлеры склонны пояснять такую ситуацию низкой активностью потребителей, которые в августе стремятся уйти в отпуск. "Сейчас лето, сезон активных отпусков. Поэтому судить об изменениях в активности покупателей сложно,- утверждает Елена Разумова.- Покупательский спрос изменяется ежедневно". И именно с завершением отпусков многие связывают надежды на рост, готовя к сентябрю промоакции и ценовые предложения.
Пока же второе полугодие не сулит ритейлерам ничего хорошего. Международный центр перспективных исследований обнародовал данные исследования, согласно которому индекс потребительских настроений после десятимесячного роста в июне закончил рост с небольшой коррекцией. Среди негативных факторов фигурируют как замедление экономического роста, жесткая бюджетная политика, так и снижение доверия к институтам государственной власти.
Уже сейчас очевидно, что макроэкономические показатели не добавят украинцам оптимизма. Эксперты считают, что до конца года индекс потребительских настроений будет находиться в боковом тренде. Хотя население в целом негативно относится к повышению цен на газ, но существенного влияния на потребительские настроения этот фактор не окажет.
"Некоторое улучшение с начала года не будет иметь продолжательного тренда, но и падения тоже не будет,- утверждает Александр Жолудь, экономист международного Центра перспективных исследований.- Серьезного колебания индекса потребительских настроений не будет наблюдаться. Даже можно прогнозировать некоторое его повышение, если ситуация останется на том же уровне. Инфляция по итогам 2010 г. будет ниже, чем в предыдущем, и люди будут это видеть".
Даниил Нестеров
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас