Кто сел на электронный ж/д билет?


Кто сел на электронный ж/д билет?

Украинским железным дорогам не нужно изобретать колесо, а стоит лишь изучить опыт соседей, убрать у себя "слабые звенья" и привлечь успешных партнеров.

"Укрзализныця" уже давно пасет задних по уровню сервиса, предлагаемому пассажирам. Даже "Российские железные дороги" (РЖД), не говоря уже о Евросоюзе, в этом вопросе ушли далеко вперед. Это касается, прежде всего, системы продажи билетов.

Отечественная железнодорожная монополия продолжает реализовывать билеты в основном по старинке - через свои кассы, под которыми людям приходится тратить свое время и нервы. Пожалуй, единственной выгодой пассажиру за терпение и потраченное время будет то, что билет все же удастся приобрести без лишних комиссий, если, конечно, он окажется в наличии.

Тем же, кто не хочет рисковать и стоять в очередях, УЗ предлагает возможность заказа проездных документов по телефону с доставкой на дом. Но эта услуга обойдется дополнительно в 25 грн. При этом дозвониться оператору не всегда удается даже с 10 раза. А если обратиться в туристические и билетные агентства, то стоимость вырастет еще на 20 грн. в связи с наличием комиссии.

На этом фоне показателен пример РЖД (ранее были единым комплексом с нашей Укрзалізницей), которые уже реально внедрили у себя возможность заказывать билеты через интернет. После оплаты через всемирную паутину пассажир может получить проездной документ как в кассе РЖД, так и на стойке регистрации "Электронного билета" или с помощью транзакционного терминала самообслуживания.

Более того, в РФ при использовании услуги электронной регистрации пассажиру достаточно предъявить проводнику вагона свой паспорт на фамилию, указанную в заказе на покупку билетов, т.е. наличие оформленного проездного билета не требуется. Таким образом, отпадает необходимость стоять в очереди.

Отметим, что у Украины есть все предпосылки организовать подобную систему продажи билетов "Укрзализныци", и даже лучше. В прошлом году отечественные железные дороги уже начали продажу билетов через интернет, но первый блин вышел как всегда комом. Оплатить заказ можно платежной карточкой Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП), с которой работает только один "Экспресс-Банк" (подконтрольный менеджменту УЗ), или международной картой (VISA, MasterCard). После оформления заказа и оплаты - пассажир может распечатать бланк заказа или запомнить уникальный цифровой код. А вот для получения билета чаще всего придется простоять энное количество времени в очереди в билетных кассах УЗ.

При этом комиссионные платежи растут пропорционально цене билета и иногда достигают 40%, что противоречит самой логике покупки через интернет (где как правило дешевле). Оплатить билет через интернет надо также карточкой "Экспресс-Банка" (отдельный вопрос – сколько будет стоить оформление такой карточки).

Покупка билетов с помощью VISA и MasterCard, которые распространены в Украине гораздо шире, обойдется еще дороже. И, конечно же, дополнительные сборы оседают во все том же "Экспресс-Банке", который и здесь снимает комиссию за обслуживание. Например, в той же России намного шире спектр таких услуг. В частности, оплата заказа осуществляется с помощью Visa, Visa Electron, MasterCard, Maestro международных платежных систем Visa International, MasterCard International.

Сформированная же УЗ и "Экспресс-банком" система сборов и комиссий сужает круг потребителей электронных билетов. Но самое главное: несмотря на всю свою прогрессивность, технология продажи билета через интернет в исполнении УЗ не избавляет пассажира от необходимости обращаться в железнодорожные кассы за получением проездного документа и вынуждает все равно стоять в очереди.

В июне у "Укрзалізниці" появилась возможность не только догнать, но и обогнать РЖД. ПриватБанк, услугами которого пользуется каждый четвертый взрослый житель страны, обратился к Министерству транспорта Украины и "Укрзалізнице" с предложением продавать билеты через свою инфраструктуру. При этом предлагается задействовать не только традиционные механизмы продаж, но и инновационные технологические решения. "Приватбанк" готов предложить жителям Украины покупать билеты через свои отделения, банкоматы, интернет-киоски, WAP, IVR, мобильный банк, интернет-банк "Приват24". Уже сейчас у активной части населения есть возможность оценить удобство данных сервисов - через систему "Приватбанка" ценящие свое время потребители приобретают авиабилеты авиакомпаний "Аэросвит", "Днипроавиа", Windrose, "Мотор Сич" и Wizzair.

Более того, кроме разветвленной и удобной для потребителя инфраструктуры ПриватБанк имеет так же необходимый опыт продажи жд-билетов. В феврале текущего года "Москомприватбанк" (дочерняя структура "Приватбанка") начал продавать в России железнодорожные билеты на все направления РЖД. Опыт продаж называют успешным.

В Украине же пока сотрудничество призрачно. Во всяком случае, в СМИ уже прозвучали отговорки о якобы неспособности действующей системы "Экспресс-УЗ" выдержать увеличение нагрузки в случае увеличения покупателей билетов через интернет.

Эксперты отмечают, что на пути к улучшению обслуживания пассажиров и развития стабильной системы продаж через интернет, скорее всего, опять станет коррупционная составляющая внутри УЗ. Примеров непрозрачности и закрытости - предостаточно.

Достаточно обратить внимание на то, какое колоссальное сопротивление оказывает монополия возвращению к практике именных билетов. А ведь реальное внедрение и доступность электронных билетов еще больше подорвет теневые денежные потоки – от вокзальных спекулянтов к "железнодорожным генералам". Надо ли это отдельным руководителям на "Укрзализныце"? Ответ на этот вопрос будет очевиден в ближайшее время, ведь рабочая группа по рассмотрению предложений о дальнейшем развитии интернет-продаж должна начать работу до конца июля.

Валерий Стасовец

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «Кто сел на электронный ж/д билет?» на Finance.ua - 2.0
В Контексте Finance.ua