Как защитить легальный бизнес? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как защитить легальный бизнес?

Казна и Политика
4034
2010 год имеет все шансы надолго запомниться отечественным предпринимателям. Чего только стоит намеренье власти наконец-то утвердить главную налоговую библию для бизнеса. А если удастся еще и сократить до минимума перечень всех лицензий и разрешительной документации... В общем, поводов для оптимизма у предпринимателей достаточно. Однако вместе с тем они затмеваются множеством негативных моментов. В частности, как утверждают в Совете предпринимателей при Кабинете Министров, 50% всех поступающих жалоб от небольшого бизнеса касаются усиления давления со стороны налоговиков и таможенников. Так чего же предпринимателям среди инициатив новой власти следует ожидать больше: позитива или негатива?
О проблемах малого и среднего бизнеса и законодательных инициативах, направленных на улучшение условий его работы, рассказал глава Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаил Бродский.
- Какие изменения Госкомпредпринимательства предлагает внести в проект Налогового кодекса, утверждение которого отложили на осень?
- Кто-то должен честно заявить: никогда ни один налоговый кодекс не будет хорошим для бизнеса, ведь главная его задача - заставить всех работать легально по единым правилам игры. Многим это не нравится.
Вообще-то, Налоговый кодекс нужно принимать после сокращения количества разрешений, лицензий, ликвидации системы поборов в государственных органах и так далее. Однако в Украине ждать уже дальше некуда: 95% бизнеса не платит налоги. При этом нужно понимать, что от внедрения кодекса выиграют все. Государство получит мощную базу для реализации многих бюджетных проектов. А оплаченные бизнесом налоги вернутся к нему, но только в виде государственных заказов, выплаты зарплат и пенсий его родственникам и близким.
Теперь относительно предложенных Госкомпредпринимательством новшеств. Концепция изменений в Налоговый кодекс основана на лозунге, с которым я пришел работать в комитет: "Создадим рабочий класс, защитим легальный бизнес". То есть предложения касаются улучшения условий работы предпринимателей, желающих работать открыто и прозрачно.
В связи с этим предлагаю стимулировать желание бизнеса инвестировать. Вот, например, иностранцы сегодня мучаются от того, что не могут открыто получить доход от вложенного капитала. Чтобы получить чистую прибыль в Украине, они должны сначала уплатить налог на прибыль, а потом еще и налог на дивиденды. Получается, что государству необходимо отдать около 50% дохода. Предлагаю в рамках Налогового кодекса отменить для крупных предприятий уплату налога на дивиденды, но оставить налог на прибыль в размере 19% (с учетом ставки для областных и районных советов).
Однозначно необходимо снимать все ужесточения по администрированию налогов.
Сейчас из проекта кодекса изъяты все нормы о чрезмерных полномочиях налоговиков (право устанавливать огромные штрафы, пени, увеличивать сроки проверок, проводить дорегистрационную проверку предпринимателя). В Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) сегодня и так достаточно полномочий для нормального сбора налогов.
Кроме того, предлагаю бороться с "налоговыми ямами", с помощью которых "отмывается" фиктивный НДС. "Отмывание" налога на добавленную стоимость должно перестать быть видом деятельности.
- Ваша позиция: с Налогового кодекса необходимо убирать рыночный сбор или нет?
- Местные советы просят оставить налог. Для них - это хоть какой-то источник реального наполнения бюджетов, из которых финансируются больницы, выплачивается заработная плата бюджетникам. Однако, по моему мнению, рыночный сбор - это фиктивный заменитель нормальных налогов. Торговцы на рынке должны платить подоходный налог. Предприниматели, сдающие в аренду места на рынке, - налог на прибыль, а не заниматься обналичиванием денег.
Рынкам - новое лицо
- А какой видите новую модель рынков?
- Я противник рынков как таковых, потому что существующая на них так называемая конкуренция заставляет торговцев работать с очень маленькой наценкой. Это понижает их шансы вообще выжить в такой ситуации. Я не могу понять, почему так происходит. По большому счету, если человек хочет заниматься бизнесом, он должен идти и делать что-то своими руками, а большинство идет торговать. Это нонсенс!
Кроме того, рынки в нынешнем виде разрушают отечественную легкую, обувную, фарфоровую промышленность, целый ряд ремесел. На мой взгляд, в далекой перспективе нынешняя модель рынка с его массовой продажей контрабандного импорта должна исчезнуть. Но это должен быть не революционный, а эволюционный процесс.
Рынки должны превратиться в то место, где будет продаваться продукция, созданная руками наших людей. Импорта на них не должно быть. Но пока перед государством стоят другие задачи: легализировать поле налогообложения и создать равные условия работы для всех. Хотя отдельные решения относительно системы организации рынков следует ожидать уже с 2011 года в виде разных постановлений.
- А как же сейчас решать проблему неконтролированных продаж товарной контрабанды на рынках?
- Украина превратилась в страну-потребителя контрабандных товаров с Восточной Азии. Поэтому необходимо ужесточать работу на таможне, внедрять в торговле кассовые аппараты (поможет видеть происхождение товара и, соответственно, уплачено ли с него налоги). Кроме того, внедрение кассовых аппаратов поможет собственникам магазинов контролировать правильность действий своего работника, а государству - увидеть реальную массу денег в стране, что очень важно для принятия правильных решений относительно проведения эмиссионной политики. Мы должны перестать жить в постоянной инфляции. Постоянно повышают зарплаты и пенсии, а нам не хватает этих денег на жизнь.
"Мини-бизнес" должен давать в бюджет 10-15% поступлений
- Как считаете, действительно ли заложенный в проекте Налогового кодекса механизм упрощенной системы налогообложения поможет вырастить средний класс?
- Предложенный вариант "упрощенки" еще видоизменяется. Сейчас над новым лицом Налогового кодекса работает комиссия под руководством первого вице-премьера Андрея Клюева и вице-премьера по вопросам Евро-2012 Бориса Колесникова. Комиссия состоит из членов совета коалиции, представителей Госкомпредпринимательства, Минфина, ГНАУ. Радует, что позицию Госкомпредпринимательства поддерживает глава ГНАУ Александр Папаика, который понимает, что малый и средний бизнес, зарабатывающий в месяц тысячу долларов на жизнь, не надо облагать НДС и налогом на прибыль. Но в Пенсионный фонд и подоходный налог платить необходимо.
В рамках работы этой комиссии инициируем изменение условий для упрощенцев. Так, предлагаем увеличить годовой оборот для малого предпринимателя с 500 тысяч до 700 тысяч гривен. А средний бизнес освободить от налога на прибыль (на пять лет) и на дивиденды. Но при этом бизнесмены должны легально платить работнику зарплату и НДС в казну.
- Создается впечатление, что таким образом в Украине формируется оффшорная зона для малого и среднего бизнеса. Так ли это?
- Нынешняя модель "упрощенки" - это и есть оффшорная зона, но без уплаты каких-либо налогов. Мы же предлагаем создать оффшорную зону для малого и среднего бизнеса с минимальной уплатой налогов, необходимых для нормального развития экономики (взнос в Пенсионный фонд, подоходный налог, НДС). То есть малый и средний бизнес должен перестать использоваться как инструмент налоговой оптимизации крупными компаниями, что происходит сейчас. Его роль - поднять экономику. И мы к этому идем.
Малый и средний бизнес также получил сигналы от власти о готовности содействовать его развитию. Уже подготовлены законопроекты, сокращающие на 93% количество лицензий на виды работ, на 35% - разрешений. Сейчас комитет совместно с КРУ и СБУ начал поверку количества и законности установления административных услуг чиновниками на местах. Плюс парламент принял законопроект, благодаря которому мы начинаем мониторить регуляторную политику в регионах. У нас есть поручение вице-премьера по вопросам региональной политики Виктора Тихонова о проведении проверки сначала в четырех регионах - Киев, Киевская, Черкасская и Ивано-Франковская области. До конца 2010 года, думаю, удастся провести системную дерегуляцию.
- Вы говорите, что новый механизм "упрощенки" прибавит малых и средних предприятий. Но в Совете предпринимателей при Кабинете Министров сомневаются в этом, говорят о наличии "размытых" норм, которые позволяют с легкой руки налоговиков перевести на общую систему налогообложения много нынешних упрощенцев.
- Поверьте, богатые заплатят, а мелких предпринимателей не ущемят. Хочу еще добавить, что в этой рабочей группе сейчас рассматриваются еще одни серьезные предложения. В частности, ставится вопрос о запрете возмещения НДС зернотрейдерам и экспортерам леса, ведь какое отношение они имеют к его появлению? Если и возвращать этот налог, то аграриям, но они освобождены от его уплаты.
- Сколько сегодня в стране насчитывается малого и среднего бизнеса? Какова его доля в наполнении бюджета?
- Официально зарегистрировано 3 миллиона физических лиц предпринимателей и 1 миллион юридических лиц предпринимателей. Причем из малых и средних предпринимателей (то есть физических лиц) фиксированный налог платят всего 400 тысяч, а 1 миллион 100 тысяч сидят на "упрощенке". Но из месяца в месяц цифра плательщиков этих налогов меняется. Суммарно за год эти 3 миллиона минибизнесменов платят в бюджет только 2 миллиарда 500 миллионов гривен, что равно 0,5% ВВП. В Польше этот показатель достигает 50% ВВП.
- А насколько должны увеличиться бюджетные поступления от малых и средних предприятий после реформирования?
- Было бы хорошо, если бы малый и средний бизнес давал 10-15% бюджета. Достичь этого реально за два года. Но необходимо открыть доступное кредитование.
- Почему, по вашему мнению, за 10 лет существования упрощенной системы налогообложения у нас так мало появилось среднего класса?
- Все эти годы власть занималась популизмом. Плюс - пять лет страна, власть и бизнес жили по отдельности.
Хватит зарабатывать по 100% прибыли
- Прокомментируйте ситуацию с ростом налогового и таможенного давления, о чем заявляет бизнес.
- На мой взгляд, налоговики и таможенники сегодня начали выводить из "тени" оптимизаторов и переводить их в правовое поле. И теперь, когда, например, таможня ставит реальную цену на товар, предприниматель говорит, что на него начинается давление, и ему придется заложить все дополнительные расходы в стоимость товара. Может быть, и придется заложить? А может, просто придется "подвинуться" в марже, как это сейчас происходит на заправках? Может, хватит зарабатывать по 100% прибыли?
- Но ведь существуют факты, когда налоговики отказываются вовремя принимать налоговые декларации...
- Я не спорю: есть таможенники и налоговики-взяточники. Если бизнес "достают", пожалуйста, пишите нам заявление, мы передадим его в прокуратуру и СБУ. Уверен, что такие факты будут пресекаться. Но никто почему-то не хочет писать. Всем удобно пользоваться механизмом "дал деньги - и прошел".
- В контексте вашего тезиса о жалобах, пожалуйста, расскажите о результатах объявленной в бизнес-среде акции "Пожалуйся на неправомерные действия правоохранительных органов"?
- Ноль. Бизнес не обращается.
- Как думаете, почему?
- Первый вариант - всех все устраивает.
- А не думаете, что объяснение гораздо проще: может, все боятся ответной реакции?
- Это второй вариант. Но может быть и третий вариант: недоверие к власти. Недоверие относительно того, что их голос не будет услышан, а жалоба - справедливо рассмотрена. Вот поэтому необходимо работать в данном направлении. Но это скорее задание для правоохранительных органов.
- Как правительство планирует решать проблему с кредитованием бизнеса?
- Реальный механизм только один - снижать учетную ставку НБУ. Это решение обсуждается на каждом совещании в правительстве. Первые сдвиги есть. Думаю, что будут еще.
Кроме того, необходимо принять закон о банкротстве предприятий и физических лиц. Человек, взявший валютный кредит, должен получить право жить дальше, а не быть вечным должником у банка. Однако, воспользовавшись правом банкротства, он должен понимать, что в дальнейшем больше не сможет заниматься бизнесом или брать кредиты. Его перспектива - только наемный работник. Этим путем пошел весь мир. Кроме того, зная о такой норме, банк будет сговорчивее с клиентом: пролонгирует кредит, пойдет на дискаунт кредита.
Коррупционные аппетиты чиновников умерят ответственностью
- Может быть, у вас есть свой рецепт, как победить наибольшее зло в бизнесе - коррупцию?
- Надо внедрить ответственность чиновника за его действия. Людей, создающих незаконные подзаконные и регуляторные акты, которыми заставляют бизнес бегать по чиновницких кабинетах и за все подряд платить, необходимо наказывать - вплоть до лишения права работать чиновниками. Соответствующий законопроект есть. Надеюсь, парламент его утвердит в сентябре этого года.
- Подсчитывали, сколько платных услуг сегодня в сфере госорганов?
- Мы насчитали 2 268 видов работ, на которые нужно получать лицензии. Это ужас! Ведь на самом деле их должно быть не более 150. Наибольшие злоупотребления зафиксированы в сфере строительства: представляете, даже для клейки обоев необходимо получить лицензию!
- Сколько, по вашим подсчетам, денег от продажи госуслуг проходит мимо государственной казны?
- Речь идет еще об одном бюджете страны.
- Как вы считаете, засилье платных услуг - это легализованная коррупция или способ выживания госаппарата?
- Однозначно - коррупция. Более того, на законодательном уровне даже созданы специальные коррупционные механизмы. Например, у нас требуются специальные бланки налоговых доверенностей, когда во всем мире это делается на обычной бумаге. Мало того - половина документов, утверждаемых сегодня нотариусом, нигде и никем в мире не утверждается.
- Во власти заявили о борьбе с коррупцией. Лично вы в своем ведомстве много поймали коррупционеров?
- Ловить коррупционеров должна прокуратура. Мы привыкли, что коррупция - это взятка. А я считаю, что коррупция - это наплевательское отношение к государственным деньгам и их растрата. Мы нашли у себя несколько таких коррупционных схем. Например, скажите, зачем для Единого электронного реестра арендовать за 300 тысяч гривен в месяц помещение на Соломянке площадью полторы тысячи квадратных метров, если в Госкомпредпринимательстве полно свободных комнат? Или оплата услуг фирмы, которая ежемесячно проверяла отопительную систему Госкомпредпринимательства?
- Где, на ваш взгляд, следует искать корни украинской коррупции?
- В ментальности, отсутствии контроля и вседозволенности. На мой взгляд, необходимо создавать антикоррупционные законы, сокращать перечень лицензий, разрешений, платить нормальную заплату, давать социальные пакеты, чтобы чиновники не могли растранжирить государственные средства. Это просто смешно, когда пожарник работает за 1 200 гривен. Надо перестать смеяться над собой. Средняя заработная плата должна быть не меньше 3 тыс. гривен, тем более что в частном секторе она есть. Другой вопрос, что многие предприниматели не хотят ее легально показывать.
- Как считаете, стоит ли украинскому бизнесу бояться агрессивной экспансии российского капитала и новой волны неконтролированного рейдерства? Какие шаги, на ваш взгляд, могут если не ликвидировать, то хотя бы уменьшить это негативное явление?
- Страна ждет не 2-3 миллиарда долларов инвестиций с Кипра в год, а реального инвестора, способного создавать рабочие места, развивать отрасли. Откуда придет инвестор, мне, как главе Госкомпредпринимательства, одинаково. Рейдерства не стоит бояться. Парламент уже принял три антирейдерских закона, и, по нашим наблюдениям, сейчас не намечается никакого рейдерского всплеска. Да, ежемесячно Госкомпредпринимательство рассматривает три-четыре заявления о рейдерстве. Но волны рейдерства не ожидается.
Украинский капитализм до сих пор "дикий"
- Поддерживаете ли вы мысль, что в большой мере нынешние проблемы экономики и бизнеса возникли в связи с неправильной реализацией главных принципов капитализма?
- В Европе капитализм приобретает человеческое лицо. У нас же капитализм до сих пор какой-то "дикий". С одной стороны, на заре независимости наша страна исповедовала принципы первичного накопления капитала.
С другой стороны - после распада Советского Союза власть пообещала дать льготы не только участникам, но и детям войны. А где брать доходы для этого? Тогда об этом никто не думал. Была игра с закрытыми глазами: с одной стороны - власть, с другой - бизнес и народ, которые ничего не понимали. Плюс страна училась голосовать и выбирать лидеров. Помните эту электоральную демократию за гречку или за 20 гривен? Правда сейчас шаг за шагом страна идет к нормальному развитию. Но мы должны помнить: нормального капитализма с человеческим обликом не будет без социальной ответственности бизнеса. Я уже говорил о средней зарплате в 3 000 гривен. Также к этому государство должно прибавить наведения порядка с льготами, ввести удобный вид бухгалтерского учета, принять понятные налоги, при которых цивилизованный путь к деньгам будет коротким.
Наталия Билоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас