Коломойский рвется торговать билетами
ПриватБанк предложил "Укрзалiзницi" использовать собственную ритейл-инфраструктуру для продажи железнодорожных билетов. Однако только при наличии финансовых стимулов в виде скидок и кредитных программ эта инициатива может заинтересовать монополиста, считают эксперты.
Предложение об использовании собственных отделений для продажи услуг "Укрзалiзницi" ПриватБанк направил в Министерство транспорта и связи. В письме банка говорится о том, что для реализации железнодорожных билетов финучреждение готово предоставить свою развитую инфраструктуру: 3,5 тыс. отделений банка, 6,5 тыс. банкоматов, 3 тыс. интернет-киосков, веб-сайт, WAP, IVR, мобильный банк и интернет-банк Приват 24.
Описывая преимущества такой услуги, в финучреждении добавляют, что в дополнение к разветвленной ритейл-сети покупатели билетов получат бонус в виде круглосуточных консультаций на разных языках в контакт-центре банка. Расширение сети продаж билетов за счет отделений ПриватБанка не приведет к повышению конечной стоимости билетов, уверяют авторы этой идеи. Таким образом предлагается несколько иная схема, чем та, которая сейчас используется, к примеру, при продаже через инфраструктуру банка авиабилетов: подобно турагентствам, банк зарабатывает на комиссии с каждого проданного билета.
В "Укрзалiзницi" пока не готовы комментировать поступившее предложение со ссылкой на то, что оно требует предварительного изучения. Опрошенные эксперты считают, что всерьез заинтересовать монополиста такой инициативой будет нелегко. По их мнению, яснее при таком сотрудничестве прорисовывается интерес банка, частично - интерес потребителей железнодорожных услуг и в последнюю очередь - "Укрзалiзницi".
"Очевидно, за счет привлечения клиентов железных дорог банк рассчитывает расширить собственную клиентскую базу. Например, при использовании для продажи билета он-лайн сервис "Приват 24", система привлечет больше пользователей, которые смогут параллельно ознакомиться с другими сервисами банка и потенциально стать его клиентами",- считает аналитик Института экономических исследований и политических консультаций, курирующая сферу инфраструктуры, Наталья Сысенко.
Директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава полагает, что банк в данном случае интересует доход от взимания кассового сбора, который сейчас включен в билет и отчисляется в пользу "Укрзалiзницi". "Это фиксированный сбор, который не зависит от стоимости билета, но включен в него как оплата трудозатрат на работу железнодорожных касс",- объясняет специалист.
Размер кассового сбора может отличаться в зависимости от места, где был приобретен билет, - скажем, в кассе Одесского либо Донецкого вокзалов. Средний его размер сейчас - около 10 грн. Учитывая, что железная дорога перевозит в год более 500 млн. пассажиров, то оборот на кассовом сборе составляет не менее 5 млрд. грн. ежегодно.
В консалтинговом консорциуме "Менеджмент консалтинг групп", консультирующем "Укрзалiзницю" в том числе по вопросам маркетинга, считают, что предложение банка идет вразрез с ритейл-стратегией железнодорожной администрации. По словам руководителя экспертной группы консорциума Дмитрия Подтуркина, эта стратегия заключается в формировании продаж внутри структуры железных дорог и сокращении количества касс партнеров. "Во-первых, это связано с ориентацией железнодорожной администрации на интернет-технологии и электронный билет, что не требует дополнительных касс. Во-вторых, со сложностями интеграции сторонних систем в структуру как он-лайн, так и розничных продаж.
Например, в каждой ж/д кассе, даже если она частная, работает специалист железной дороги на технике железной дороги",- отмечает Подтуркин. А в случае с электронной системой, говорит эксперт, все еще сложнее. Ее пришлось бы интегрировать в уже существующую под патронатом Минтранса систему "Экспресс-УЗ", чего последняя может просто не выдержать, ведь она ориентирована на определенное количество отдаленных центров. "Совсем другое дело, если банк как-то финансово заинтересует железную дорогу. Например, в рамках своих кредитных программ предложит возможность покупки билета в кредит. Либо по аналогии сотрудничества с супермаркетами будет предоставлять скидки держателям карт",- заключает Подтуркин. Все опрошенные эксперты подчеркивают, что ввиду монопольного статуса "Укрзалiзницi" апеллировать к аргументу повышения качества услуг и привлечения дополнительных клиентов в данной ситуации просто бессмысленно.
По материалам: Экономические Известия
Поделиться новостью