4578
Каждый второй литр бензина будет фальсификатом
— Энергетика
Созданный РФ, Казахстаном и Беларусью 5 июля Таможенный союз представляет для Украины существенную угрозу - беспошлинный импорт российской нефти на белорусские и казахстанские НПЗ похоронит украинскую нефтепереработку, на которую действие пошлин распространяется, особенно если учесть, что Киев решил передвинуть переход рынка нефтепродуктов на новые стандарты с 2011 на 2012 год.
Это значит, что увеличение поставок нефти в соседнюю Беларусь приведет к росту доли некачественных нефтепродуктов в Украине: отечественные трейдеры станут закупать в Беларуси больше дешевых полуфабрикатов для увеличения производства некачественных смесевых бензинов на украинских нефтебазах
Это обстоятельство больно ударит по планам проведения в Украине футбольного чемпионата Евро-2012. В рамках данного проекта в страну запланировано привлечь несколько миллионов автотуристов из стран ЕС. Вряд ли они рискнут ехать на собственных машинах в страну, где доля фальсификата на рынке нефтепродуктов грозит вырасти с нынешних 20–30 до 50%.
До обнуления пошлин импорт российской нефти в Беларусь по итогам 2009 года достиг 21,4 млн. т. Большая часть нефти, переработанной на НПЗ этой страны, была экспортирована. Страны ЕС потребили более 12 млн. т продукции белорусских НПЗ, давно модернизированных под выпуск нефтепродуктов европейского качества. Поставки готовых белорусских нефтепродуктов в Украину превысили 1 млн. т. Также было ввезено 0,9 млн. т нефтяных полуфабрикатов, из которых уже на местах (с помощью октаноповышающих присадок) производились смесевые автомобильные топлива.
В целом до обнуления российских пошлин доля белорусов на украинском рынке в 2006–2009 годах уверенно возрастала с 4–5 до 15% (от всего потребления, объем которого - около 14 млн. т в год). Появление на белорусском рынке дешевой беспошлинной нефти из РФ еще больше активизирует этот процесс. По самым осторожным прогнозам, доля белорусов увеличится до 20–22%.
Что касается украинского рынка, тут доля импорта вырастет не столько за счет увеличения импорта готовых товарных бензинов, сколько за счет увеличения объемов ввоза полуфабрикатов, чему способствуют наши устаревшие стандарты.
Сегодня в Украине действуют два стандарта качества нефтепродуктов - ДСТУ 4063–2001 (аналог Евро-2) и ДСТУ 4839:2007 (отвечает Евро-4, -5). В 2007 году был принят график перехода на новые стандарты качества с параллельным отказом от Евро-2 с 1 января 2011 года. Но 16 июня 2010 года Минтопэнерго, идя навстречу заводам группы "Приват" - "Укртатнафте", "Нафтохимику Прикарпатья" и "Галичине", а также Шебелинскому ГПЗ ДК "Укргаздобыча" НАК "Нафтогаз Украины", - в очередной раз перенес сроки перехода рынка на европейские стандарты.
По всей видимости, прокол, допущенный Минтопэнерго на этом направлении, в ближайшее время может стать предметом отдельного рассмотрения на заседании Кабинета министров со всеми вытекающими отсюда кадровыми решениями. Перенос даты перехода рынка на Евро-3 и Евро-4 упирается уже в 2012 год - время проведения в Украине Евро-2012. Между тем многие видные деятели ПР уже вложили немало сил и средств в строительство отелей, но их старания могут оказаться напрасными из-за постоянной суеты некоторых чиновников Минтопэнерго вокруг весьма "хлебной" проблемы повышения стандартов качества украинского и импортного бензина.
Понятно, что компании, не успевающие перейти на новые стандарты, готовы щедро благодарить чиновников за "услуги торможения". Но пострадать от этого могут инвесторы строительства гостиниц и стадионов, а вместе с ними и миллионы автомобилистов.
Иван Петров
По материалам: Коментарі
Поделиться новостью
Также по теме
Для отопительного сезона Украине нужно еще до 1 млрд долларов на газ — Reuters
Украина уже закачала в хранилища больше газа, чем на те же даты 2024 года
США ввели санкции против международной сети, которая помогает Ирану продавать нефть
США планируют увеличить стратегические запасы урана для развития ядерной энергетики
Хранилища газа в ЕС заполнены рекордно низко за последние 3,5 года
Украина с 1 октября ограничит импорт индийского топлива