Бензину предложили подорожать


Бензину предложили подорожать

16 июня вступил в силу Закон №6337 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в части налогообложения)", который предусматривает увеличение ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Возросшую налоговую нагрузку нефтетрейдеры уже заложили в розничные цены, тем самым переложив проблему на плечи потребителей. В ближайшей перспективе топливо продолжит дорожать под прессом мировых тенденций

Акциз всегда в цене

Согласно новому закону, акцизный сбор на марки бензина и их компоненты должен быть увеличен соответственно на 20 и 60% - 132 евро/т. Из пояснительной записки к этому документу следует, что увеличение налоговой нагрузки не отразится на розничных ценах. "Повышение акциза не спровоцирует рост цен на бензин. В любом случае резкого повышения цен мы не допустим", - так прокомментировал закон премьер-министр Николай Азаров. С этим заявлением сложно согласиться, если вспомнить результаты последнего повышения уровня акцизного сбора, произошедшего в декабре 2008 года.

Тогда Верховная Рада проголосовала за увеличение акциза на бензин с октановым числом от 76 до 98 на 83% - до 110 евро/т, после чего литр самого популярного топлива в стране А-95 подорожал на 11% - до 5,4 грн. Несмотря на этот опыт, пока прогноз Азарова сбывается. Так, в течение последней недели (начиная с 16 июня, когда вступил в силу закон) 95-й в рознице, наоборот, подешевел на 0,7% - до 7,75 грн./л. В то же время эксперты рынка утверждают, что отечественные автомобилисты стали свидетелями этой положительной динамики лишь благодаря тому, что в мае (когда нефть закупалась для переработки на НПЗ в июне) цена на черное золото на мировых рынках упала до наименьшей в этом году отметки - $68/баррель. "По нашим подсчетам, в конце мая 95-й должен был стоить около 7,6 грн./л (тогда как по факту он продавался по 8,06 грн./л.).

Снижения цены на АЗС до этого уровня не произошло потому, что новые акцизы были заложены в розничные цены задолго до вступления в силу Закона №6337. Кстати, в стоимости топлива были учтены акцизы не нынешние (132 евро/т), а изначально предусмотренные в законопроекте - 172 евро/т. Поэтому я не думаю, что вступление в силу Закона №6337 не спровоцирует рост цен", - сообщил замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. В то же время, по его словам, к середине июля бензин А-95 в рознице может подорожать (при условии сохранения курса гривни к доллару) примерно на 30 коп./л - до 8,05 грн. Основанием для этого, по мнению Рябцева, является подорожание нефти в первой половине июня.

Примерно такой же рост цен на топливо прогнозируют в "Консалтинговой группе А-95". "Сейчас мгновенной реакции розницы на повышение акцизов не будет. Хотя объективно за бензин все-таки придется платить дороже, поскольку мировой рынок нефти вновь устремился вверх, набрав в цене в первой половине июня 16% - до $77/баррель. По нашим прогнозам, к середине июля 95-й подорожает максимум на 20 коп./л - до 8 грн./л", - уверил директор группы "А-95" Сергей Куюн. В пользу этого прогноза говорят как минимум два факта.

Во-первых, недавно в Украине стал постепенно дорожать 95-й в крупном опте (за неделю цена выросла на 130 грн./т - до 8,25 тыс. грн./т). Во-вторых, сейчас на отечественных АЗС постепенно истощаются запасы нефтепродуктов, произведенных из дешевого майского сырья.

Кстати, как сообщили в Госкомстате, к началу лета в Украине были сформированы существенно меньшие резервы топлива, чем в прошлом году. Так, по состоянию на 1 июня 2010 года нефтетрейдеры накопили бензина в объеме 257,8 тыс. т (из которых топлива с октановым числом 95-98 - 116,4 тыс. т), а также 422,3 тыс. т дизтоплива. Тогда как на 1 июня 2009 года в запасе было 388,8 тыс. т бензина (из которых с октановым числом 95-98 - 202,7 тыс. т) и 438,7 тыс. т дизтоплива.

"Ранее резервов хватало более чем на месяц, но в последнее время многие трейдеры перешли на торговлю "с колес", из-за чего нынешние запасы меньше прошлогодних. Соответственно стоит ожидать, что уже к началу июля на рынке появится нефтепродукт, который был произведен из нефти, закупленной по более высоким ценам", - считает Рябцев.

Октановое давление

По мнению экспертов рынка, грядущие ценовые колебания вряд ли спровоцируют снижение объемов реализации топлива. Ведь отметку в 8 грн./л Украина уже проходила весной нынешнего года, да и рынок находится на пике сезонного потребления. Другое дело, что повышение уровня акцизных сборов - это хороший импульс для увеличения на рынке объема некачественных нефтепродуктов. "К примеру, в июне начали идти автопоезда контрабанды дизельного топлива (до 1,5 тыс. т/сутки, или около 150 бензовозов/сутки) через восточную границу Украины. Этот дизель на 50-60 коп. дешевле официального", - говорит Куюн.

При любых условиях нефтетрейдеры как и прежде смогут получать довольно неплохие доходы от розничных продаж. В качестве примера можно привести расчеты одного из мелких участников нефтепродуктового рынка - киевского ООО "Фирма "Грант". По данным "Комментарии:", пару месяцев назад эта компания была утверждена Хозяйственным судом Киева в роли инвестора ООО "Нафта ЛВ", которое эксплуатирует две АЗС в Полтавской области. По расчетам "Фирмы "Грант", она сможет погасить около 400 тыс. грн. долгов "Нафта ЛВ" в кратчайшие сроки благодаря тому, что рассчитывает получать доходы от одной АЗС в размере около 102 тыс. грн./месяц. "Наценка на бензине А-80 составляет 70 коп./л, на А-92 - 80 коп., на дизтопливе - 85 коп./л, а на А-95 - 1,05 грн. Таким образом, среднесуточная прибыль составит около 3,4 тыс. грн. При этом чистая прибыль АЗС за месяц работы (после вычета расходов на зарплату, налогов и т.д) планируется на уровне 16,8 тыс. грн.", - говорится в расчетах нефтетрейдера-инвестора.

Юрий Савченко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua