Венгрия - вторая Греция? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Венгрия - вторая Греция?

Казна и Политика
5063
Откровения новой власти Венгрии обвалили рынки. И хотя угроза "эффекта домино" сильно преувеличена, Евросоюз с тревогой смотрит на свои государства в Восточной Европе. И вопрос не столько в том, падут ли они, сколько в том, кто их будет спасать.
Ипотечный кризис в США, национализация почти обанкротившихся европейских банков и страховых компаний и даже угроза дефолта Греции - ничто не имело такого эффекта, как известие о том, что суверенный дефолт может объявить Венгрия. За один день евро обвалился ниже 1,21 за доллар - до четырехлетнего минимума - и продолжает падать все глубже. Курс форинта, национальной валюты Венгрии, также полетел вниз - на 3%, до годового минимума, а за ним европейские и даже американские фондовые индексы.
В этот день, 4 июня, заместитель председателя правоцентристской партии Fidesz Лайош Коза заявил, что бюджет страны находится в намного более плачевном состоянии, чем считалось ранее. Подобными высказываниями со стороны оппозиции мало кого можно удивить. Но не со стороны правящей партии. Масла в огонь подлил Петер Сийярто, представитель премьер-министра Виктора Орбана: "Еще премьер-министр Ференц Дюрчань (от социалистической партии, возглавлял правительство в сентябре 2004 - апреле 2009 года) говорил о дефолте. Более того, он заявлял, что Венгрия была на пороге дефолта еще полтора года назад, и он смог спасти страну от дефолта только при помощи кредитов МВФ".
Как оказалось, язва, которая разъедала венгерскую экономику, была известна - о ней просто умалчивали. По крайней мере, так утверждают венгерские политики, вернувшиеся в этом году к власти из оппозиции. "Предыдущее правительство фальсифицировало данные о бюджете. В Греции тоже фальсифицировали данные. В Греции момент истины наступил. Венгрии это еще предстоит", - заявил Сийярто. Именно эти слова, напугав инвесторов, и послужили катализатором для обвала на рынках. Однако после первого приступа паники пришло время задуматься - так ли страшен черт, как его малюют? И сколько их в Европе на самом деле?
Много шума из ничего?
В целом эксперты полагают, что опасения относительно дефолта Венгрии беспочвенны. По словам Энди Бирча, старшего экономиста Global Insight, в худшем случае шансы Венгрии стать суверенным Lehman Brothers - менее 50%. Сравнить хотя бы ее показатели с показателями Греции, после проблем которой все повально стали дуть на воду. Так, размер госдолга Венгрии составляет, по данным 2009 года, 78,3% ВВП - намного меньше, чем 115,1% Греции, и не так далеко от общеевропейского уровня (73,6%).
Вдобавок, по словам экономиста ОЭСР Джереми Лоусона, большая часть венгерского госдолга - долгосрочная, поэтому в ближайшие 12 месяцев Будапешту не придется существенно раскошеливаться на его погашение. Бюджетный дефицит хотя и оставляет желать лучшего (4,0% ВВП), также далек от греческого (13,6% ВВП). И прогнозы на текущий год не так уж плохи. По мнению Еврокомиссии, в 2010 году он не превысит 4,1%. Правда, есть проблемы с наполнением бюджета вследствие слабого внутреннего спроса и сокращения налоговых поступлений. Поэтому местные прогнозы более пессимистичны: по мнению министра экономики Венгрии Дьердя Матольчи - 4,5-6,5%.
Тем не менее многие инвесторы оценивают платежеспособность Венгрии практически наравне с платежеспособностью Греции. В июне доходность по 10-летним гособлигациям Венгрии достигла 8,08%, в то время как Греции - 8,14%. Для сравнения: доходность по "эталонным" немецким гособлигациям составляет 2,58%. Причина таких низких оценок венгерской задолженности состоит во все же существующем, хотя и не столь значительном, как казалось неделей ранее, риске дефолта. Источник этого риска - большой внешний долг страны, который в сочетании с немаленьким госдолгом делает Венгрию одной из наиболее уязвимых в регионе. А по оценкам Матольчи - одной из десяти наиболее уязвимых экономик в мире. Ведь достаточно усиления неопределенности относительно "выкупа" Греции, и инфекция быстро распространится на Венгрию. Точно так же рынки может напугать любая непоследовательность венгерского правительства в проведении укрепляющих фискальных мер. Наконец, как показали прошедшие несколько недель, достаточно одного такого "откровения" о том, что долговые проблемы еще страшнее, чем говорилось до этого, и это столкнет Венгрию с края пропасти в самую ее глубь.
Выход найден
Стремясь унять панику, венгерские власти быстро "нашли" свет в конце тоннеля. Уже 8 июня они обнародовали план, состоящий из 29 пунктов, общая цель которого - вести сдерживающую, экономную фискальную политику. Среди прочего - установить планку для бюджетного дефицита в 3,8%, урезать на 15% заработные платы бюджетникам и заморозить некоторые госрасходы (в целом обе меры обеспечат бюджету экономию в около 430,5 млн. евро). А введение налога на банки должно обеспечить государственной казне порядка 717,5 млн. евро доходов с банковского сектора взамен поступающих сегодня 46,6 млн. евро.
Также правительство хочет снизить налог на прибыль малых и средних предприятий с 19 до 10% и ввести плоскую шкалу подоходного налога на уровне 16% вместо действующей прогрессивной со ставками от 17 до 32%. Кроме того, будут заморожены цены на коммунальные услуги и запрещена выдача кредитов в инвалюте. Правда, по мнению Энди Бирча, "в бюджетном плане не хватает деталей, и в целом он слишком оптимистичен в том, что касается потенциальной экономии и привлечения новых доходов в бюджет".
Поэтому правительство должно оставаться таким же активным и не потерять свой запал, продолжая сокращать государственные расходы на социальные нужды, госзакупки и т.д., чтобы все же удержать дефицит бюджета в пределах обещанных 3,8%.
Если ему это удастся, частично будет решена и проблема с финансированием долга - за счет кредита МВФ. Этот кредит в размере 12 млрд. евро (как часть 20-миллиардного пакета международной помощи Венгрии, предоставленной ей в ноябре 2008 года) рассчитан на 17 месяцев. Его срок истекает в октябре этого года. Но он будет пролонгирован при условии, что правительство будет придерживаться режима экономии и обещанных показателей. По словам главы миссии МВФ в Венгрии Кристофера Розенберга, принятые Будапештом меры будут официально обсуждаться во время нового визита миссии в начале июля.
Кто еще
Едва начались финансовые проблемы у Греции, мрачные пророчества посыпались на множество членов еврозоны - Испанию, Португалию, Италию. Однако теперь, когда всеобщее внимание сконцентрировалось на Венгрии, в группу риска сразу стали записывать и других членов Евросоюза с Центральной и Восточной Европы.
Так, в очередь на процедуру банкротства прямо за Венгрией уже поставили Румынию, где население как раз вовсю протестует против "драконовских" мер, которые хочет принять президент Траян Бэсеску, утверждая, что "затянув пояса, румыны смогут избежать катастрофы, постигшей Грецию". А некоторые еще и вспомнили о "щедрости" британского правительства, которая вот уже который год доводит Туманный Альбион до дыр в бюджете, а в этом году - еще и до осознания того, что аскетизм иногда может быть залогом успешной фискальной политики. Однако на самом деле все эти страхи преувеличены. Как отмечает Энди Бирч, на данный момент среди государств, не входящих в еврозону, нет ни одного со значительными рисками суверенного дефолта.
Между тем все эти опасения связаны не только и не столько с тем, какие страны падут, сколько с тем, кто их будет выручать и будет ли этот "кто-то" вообще. Когда речь шла о Греции, Португалии и остальных "свиньях", всегда было понятно, что их будет централизованно спасть ЕЦБ. Да и другие соседи по зоне евро "скинутся", поскольку их дефолт опасен для всех. Одним словом, было очевидно, что их падение будет остановлено. Совсем другое дело - новые члены ЕС, не вводившие у себя евро. Если вспомнить, с каким скрипом Германия и остальные члены еврозоны согласились протянуть руку денежной помощи Афинам, то неудивительно, что закрадываются сомнения в помощи Евросоюза и таким странам, как Венгрия. Или максимум, на что она и ей подобные могут рассчитывать, это помощь МВФ?
Так или иначе, а Европе придется помогать государствам вроде Венгрии. Хотя дефолт этой страны и не несет в себе такой угрозы политической целостности Евросоюза, какую несет дефолт Греции, с экономической точки зрения он не менее опасен. Ведь независимо от того, какая страна окажется неспособной погашать свои долги, за этим последует эффект домино. "Государства ЕС сильно "переплетены" между собой через инвестиции и финансовые системы, - объясняет старший экономист Global Insight. - Масштабный дефолт, к примеру, Венгрии будет иметь особенно разрушительный эффект на такого члена еврозоны, как Австрия, у которой имеются значительные инвестиционные интересы в этой стране, в частности в финансовом секторе". Таким образом, дефолт любой из европейских стран приведет к существенным негативным последствиям для всего Евросоюза. Если одна страна начнет списывать долг, то государства, которые держат этот долг или имеют крупные интересы в списывающей стране, потеряют деньги и сами, в свою очередь, столкнутся с проблемами с выполнением собственных обязательств. Разница в эффекте, которые будет иметь дефолт Греции - члена еврозоны, и Венгрии - не члена еврозоны, лишь в том, что результаты от краха первой будут незамедлительными, в отличие от краха второй. Но эффект домино в итоге все равно пронесется по континенту независимо от членства в зоне евро. Яркий пример тому - 4 июня, когда заявление даже не лидера страны заставило обвалиться многие европейские рынки. И это лишь начало. Если, конечно, правы политики, а не экономисты.
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас