Украинские порты отдали в нужные руки — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украинские порты отдали в нужные руки

Казна и Политика
1357
Министр транспорта в начале июня сменил начальников Ильичевского и Феодосийского портов. В ближайшее время ожидается смена руководителей еще нескольких предприятий портовой отрасли.
В отличие от прошлых лет, когда при смене власти новыми руководителями ведущих госпортов становились люди, политически близкие к кураторам отрасли либо непосредственно министру транспорта (с вариантами смотрящих при Рудьковском), то сейчас прослеживается иная тенденция. Главами компаний становятся люди из частного портового бизнеса, подконтрольного крупным бизнес-группам. Правда, на порты второго эшелона еще могут претендовать местные элиты, что подтверждает ситуация в Феодосии, Евпатории и Белгород-Днестровском.
Коломойский, Клюев, Абрамович
При каждом переделе в портовой сфере в эпицентре борьбы за влияние всегда оказываются три порта Большой Одессы, на которые приходится почти 60% грузооборота всех МТП Украины. Традиционно первая смена начальника в этой тройке произошла в Южном. На его примере можно было понять подходы к кадровой политике нового министра транспорта. 8 апреля 2010 года был уволен начальник порта Юрий Крук, а исполняющим обязанности руководителя предприятия назначен Вадим Пархоменко, председатель правления ассоциации "Союз портовых операторов".
Эта структура была создана на пике конфронтации между частниками и госпортами. А теперь ведущая роль в ней принадлежит компаниям "Трансинвестсервис" (ТИС), "Нибулон" и "Укртрансконтейнер". После прошлогодних конфликтов с участием этих компаний и, соответственно, Южного, Николаевского и Ильичевского портов, назначение Пархоменко можно расценивать как своеобразный реванш частников. Уместно вспомнить и то, что Пархоменко возглавлял ООО "Причалы Коминтерна". Это предприятие значится в списках аффилированных лиц многих структур российского концерна "Евразхолдинг", в Украине компания реализует в порту Южный проект строительства комплекса по перевалке угля.
В таком контексте данное кадровое назначение можно расценивать как своеобразный выход к морю Романа Абрамовича. Есть у Вадима Пархоменко и опыт работы в госаппарате - с января 2008 года по июнь 2009-го он был советником премьер-министра Юлии Тимошенко. А в 2007 году нынешний глава Южного пытался занять кресло начальника Ильичевского порта на основании решения Червонозаводского районного суда Харькова, которое впоследствии было отменено.
На прошлой неделе Ильичевский МТП вновь оказался в центре внимания. 2 июня Минтранссвязи назначил и.о. начальника порта Константина Лавриненко. Он ранее возглавлял Ильичевский рыбный порт, который входит в структуру подконтрольной группе "Приват" акционерной компании "Антарктика". Таким образом в сферу влияния Игоря Коломойского попал уже пятый объект в сфере портового бизнеса. Кроме Ильичевского рыбного порта группа контролирует ЗАО "Синтез ойл" (нефтерайон Одесского порта), ЗАО "Ильичевский топливный терминал" и ООО "Бориваж" (зерновой терминал в акватории порта "Южный").
Нам так и не удалось выяснить, по какой причине начальник ИМТП Геннадий Скворцов сам написал заявление об уходе и перешел на должность первого заместителя начальника порта. Возможно, два года назад противостоять попыткам министра Иосифа Винского сместить его с поста было легче, чем нынешним аргументам Игоря Коломойского.
Пока непонятной остается ситуация с начальником Одесского порта. У Николая Павлюка действующий контракт, и уволить просто так Героя Украины как-то несолидно. Впрочем, в портовых кругах курсируют слухи о наиболее вероятном претенденте на эту должность - Сергее Шостаке. Он много лет проработал в Одесском порту на различных должностях. В 2007–2008 годах был заместителем гендиректора концерна "Укрморпорт". Шостак считается креатурой Андрея Клюева, как и нынешний глава "Укрморречфлота" Сергей Крыжановский.
У Ахметова отбирают Мариуполь?
На этой неделе произошла смена начальника Феодосийского порта. Владимир Очкуренко, как и его коллега из Ильичевска, ушел добровольно и остался первым заместителем. А новым руководителем порта 7 июня стал Анатолий Мунтян, который ранее занимал пост заместителя начальника Ренийского порта по общим вопросам. В Минтранссвязи поговаривают, что это назначение не обошлось без участия Бориса Дейча.
Самой же странной может стать смена власти в Мариупольском порту. Как стало известно, на начальника порта Алексея Росинского в последнее время оказывается давление. Наши источники в Минтранссвязи в качестве претендента на эту должность называют начальника Ялтинского порта Егора Иванова. Хотя не стоит забывать, что основной экспедитор, обеспечивающий грузопотоки Мариупольского порта, - компания "Скиф-Шипинг", которая входит в СКМ. Поэтому настойчивость министра в отношении этой ротации явно вызовет недовольство в Донецке.
Впрочем, самым парадоксальным кадровым решением стоит считать смену начальника Белгород-Днестровского порта. Александр Соборов в начале мая был уволен по причине "нетрудоспособности", а его место занял Олег Манитенко. Как сообщали местные СМИ, до этого он работал в ОАО "Белгород-Днестровский рыбокомбинат" и был гендиректором ЧП "Укрпроект-Строй-Сервис". А парадокс состоит в том, что рекомендовал эту кандидатуру Андрею Клюеву еще 30 марта народный депутат Виталий Барвиненко, возглавляющий одесскую облорганизацию партии "Народная Влада" (лидер Иосиф Винский). Как отмечено в письме депутата, "Манитенко О.К. является специалистом в сфере развития судоходства, организации морских перевозок и портовой инфраструктуры малых портов Юга Одесской области".
В целом уже состоявшиеся и ожидаемые кадровые решения подтверждают, что предпочтение отдается представителям частного бизнеса, а не возвращению портовиков из госсектора, которые были уволены при предыдущей власти.
Александр Арбузов
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас