Белый код — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Белый код

Казна и Политика
1161
Пообещав в конце марта "оперативно и подробно информировать граждан о состоянии государственных финансов", Госказначейство остается верно традициям, заложенным при предыдущем правительстве. Оперативную информацию о выполнении доходной части госбюджета оно упорно не обнародует. А та информация, которая все же появляется на сайте Госказначейства или Минфина с опозданием в два месяца, является, если говорить очень мягко, неполной.
В ней, например, не содержатся никакие данные:
- об исполнении бюджета разными администрирующими органами;
- о поступлении отдельных платежей;
- о результатах выполнения плановых заданий;
- об отдельном (последнем в отчетном периоде) месяце.
Впрочем, порадовало то, что Минфин такую информацию предоставил. Это позволит нам в полной мере восполнить пробелы в получении "гражданами" общественно значимой информации "о состоянии государственных финансов". А главное - демонстрирует, что хотя бы на высшем уровне Минфина делать из информации о выполнении бюджета тайну как будто никто не собирается. Другое дело, что почему-то не получается организовать ее обнародование.
Майский результат
По всей видимости, в Кабмине и Минфине всерьез рассчитывали, что уже в мае вступят в силу переданные властями на рассмотрение Верховной Рады фискальные изменения. Однако процесс принятия законопроекта №6337 затянулся. В итоге, он не вступил в силу и 1 июня. А без этих изменений рассчитывать на поступление значительных доходов в мае было сложно, даже несмотря на то, что на этот месяц приходится срок уплаты налога на прибыль за первый квартал.
Невзирая на бравурные заявления властей о выходе из кризиса, финансовый результат украинских предприятий в этом году пока даже несколько хуже, чем в прошлом, увеличилась и доля убыточных предприятий. К тому же в мае правительство не могло рассчитывать на щедрые подношения Нацбанка. Они имели место всего месяц назад, в апреле. И именно благодаря участию НБУ в наполнении бюджета доля поступлений, обеспеченных в апреле не налоговиками и не таможенниками, достигла аномальных 24,1%, тогда как обычно составляет около 10%. Да и вообще, за четыре месяца НБУ выполнил план своих поступлений в бюджет почти наполовину.
В результате объем собранных в мае в Общий фонд госбюджета доходов значительно не дотянул до апрельского. А кроме того, май стал вторым после февраля месяцем, в котором поступления оказались меньше поступлений за аналогичный месяц 2008 г. Однако поступления в Общий фонд госбюджета за пять месяцев 2010 г. все же выше аналогичных показателей 2008-2009 гг.
Это "достижение" объясняется просто - сейчас почти полностью заблокировано возмещение НДС (в ожидании появления НДС-облигаций). Если же посмотреть на сбор доходов без учета возмещения НДС, то выяснится, что они на 3,5 млрд грн. меньше позапрошлогодних и лишь на 8,9% больше прошлогодних. Между тем Госбюджет-2010 предусматривает увеличение сбора на 17,9% по сравнению с 2009 г. А если отнять от прошлогоднего факта поступлений незаконно зачисленные в Общий фонд госбюджета 15,7 млрд грн. специальных средств заимствования, распределенных МВФ (а в текущем году такой подарок судьбы властям не светит), то запланированный рост составит 27,6%.
Перепланировка
Собственно, нереальность показателей принятого Госбюджета подтверждается и процентом выполнения плана по наполнению Общего фонда госбюджета в мае. Выполнение составило 72,1% по поступлениям с учетом возмещения НДС и 72% - по сборам без учета возмещения.
Впрочем, с планами все не так просто. Согласно Бюджетному кодексу, в течение месяца после принятия Госбюджета Минфин обязан разработать и утвердить Помесячную роспись доходов бюджета.
Собственно Помесячная роспись и является тем самым планом поступлений. После подписания министром финансов Роспись всегда доводилась до непосредственных наполнителей казны - каждому в своей части. В случае задержки утверждения Госбюджета на очередной год Минфин утверждает и доводит исполнителям временную роспись доходов. В этом году поначалу все шло в соответствии с Бюджетным кодексом - временная Роспись была составлена и доведена к исполнению еще в январе. Однако в мае Росписи, основанной на уже принятом Госбюджете, контролирующие органы не получили. Вместо этого, как сообщил источник в Минфине, в их адрес были направлены некие "индикативные прогнозные показатели поступлений в Общий фонд государственного бюджета на май и июнь 2010 г." - временный суррогат, не предусмотренный законодательством. Вообще, понятие "индикативное планирование", как правило, употребляется в отношении экономического планирования на макро- и микроуровнях. Безусловно, то, что Минфин направил собирателям доходов (например, в ГТСУ "индикативные прогнозные показатели" были направлены письмом №31-12010-07-6/12230 от 21.05.10 г., в ГНАУ - №31-12010-07-6/12231 от 21.05.10 г.), никаким индикативным планом не является. По сути, это временная (на два месяца) роспись доходов, как уже указывалось, не предусмотренная законом.
Напрашивается вопрос: зачем же это было сделано? Точного ответа мы, конечно, не имеем, но некоторые обоснованные предположения есть. И основываются они в том числе на… Росписи госбюджета, утвержденной министром финансов Федором Ярошенко в день отправки "индикативных показателей" - 21 мая. Несмотря на неожиданную "секретность", этот документ имеется в распоряжении редакции.
А именно - с докладной запиской Федора Ярошенко на имя Николая Азарова, в которой первый просил второго лишить налоговиков и таможенников премий по причине катастрофического невыполнения ими планов поступлений (в итоге, кстати, в ведомствах людей не только лишили премий, но и пересмотрели надбавки. Правда, в связи с тем, что размер фонда оплаты труда пересмотрен не был, некоторые смогли отбить потери с лихвой путем получения материальной помощи!). В этой записке указывались и планы поступлений в Общий фонд госбюджета на апрель и на первые четыре месяца, взятые, надо полагать, из временной Росписи, показатели в которой г-н Ярошенко сразу после прихода на должность министра резко увеличил.
Если сравнить данные из докладной записки и из "секретной" росписи, то получится забавный результат. Оказывается, план доходов Общего фонда госбюджета на январь - апрель составляет не 65,7 млрд грн., а немногим менее 58 млрд грн. Соответственно, план выполнен не на 88,5%, как утверждалось в записке, а на 100,4%.
Однако сообщать об этом на весь мир Минфин не стал. Почему? Думается, отнюдь не из-за упомянутых выше премий, хотя, получается, мытарей их лишили ни за что. Гораздо более вероятно, что, действуя подобным образом, Минфин готовит сюрприз для миссии Международного валютного фонда, в котором никак не хотят верить в реальность бюджетных показателей. При этом, чтобы картина выполнения Госбюджета была уж совсем красивой (сейчас получается, что план наполнения Общего фонда за пять месяцев был выполнен на 92,3%), почти наверняка накануне приезда миссии в Роспись доходов будут внесены изменения, предусматривающие уменьшение майского плана на недостающие 6,2 млрд грн. Кстати, первый шаг в этом направлении был сделан при разработке Росписи. По сравнению с действовавшей до того временной Росписью в постоянной планы обеспечения майских поступлений были снижены и для таможни (на 340 млн грн.), и для ГНАУ (на 1,4 млрд грн.).
Правда, действуя таким образом, Николай Азаров и Федор Ярошенко загоняют себя в ту самую ловушку, в которую в прошлом году загоняла себя Юлия Тимошенко, постоянно рапортуя о выполнении доходной части бюджета и накапливая при этом в плане поступлений на последние месяцы просто несуразную сумму. Но чего не сделаешь ради вожделенного кредита!
Реальная оценка
Возвращаясь уже к реальной оценке текущего и грядущего выполнения бюджета, можно заметить много интересного.
Интересно, например, что майские поступления на таможне оказались на 36,5% (!) меньше апрельских (5,1 млрд грн. против 8,1 млрд грн.). Наверное, причина тут не одна, ведь жалобы многих предпринимателей на то, что "граница стоит", явно небеспочвенны. Но решающую роль в столь значительном снижении показателей, видимо, сыграла появившаяся в правительственном фискальном законопроекте норма об освобождении от обложения НДС операций по импорту газа. В НАК "Нафтогаз України" не дураки сидят, чтобы растаможивать сегодня на 20% дороже то, что они смогут растаможить завтра дешевле.
Тем не менее, если взглянуть на Роспись, видно, что факт освобождения от обложения НДС импортного газа в ней не учтен. Каким образом таможня должна компенсировать "выпадающие" при этом 7-8 млрд грн., остается только догадываться. Причем ГТСУ, которая "прощелкала" норму о газе, может только мечтать о том, что в Минфине обратят внимание на эту "мелочь". Пламенный большевик, глава ГТСУ Игорь Калетник пытается занять максимально независимую позицию по отношению к Кабмину. И план в этой связи дает Кабмину и Минфину возможность регулярно стимулировать г-на Калетника.
Другой заслуживающей внимания деталью является то, что за пять месяцев в Общий фонд госбюджета собрана лишь 1/3 запланированного на год! Нечто подобное, напомним, наблюдалось в 2009 г. Тогда в январе - мае в Общий фонд госбюджета поступило 33,8% запланированного на год. Для тех, кто не помнит, чем все это закончилось, сообщаем: без учета денег МВФ в Общий фонд госбюджета в 2009 г. поступило лишь 86,4% запланированных средств. Может, специалисты Фонда все же правы, говоря о нереальности Бюджета?
Заканчивая на оптимистичной для властей ноте, отметим, что май стал первым в этом году месяцем, в котором рост поступлений по отношению к прошлому году показал НДС с произведенных в Украине товаров. Можно осторожно надеяться, что это означает намек на увеличение внутреннего потребления, которое только и способно вытащить украинскую экономику из ямы.
Владислав Третьяк
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас