Российский пример заразителен... — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Российский пример заразителен...

Казна и Политика
3258
В послании украинскому народу 3 июня, подводя итоги первых своих 100 дней, президент Украины Виктор Янукович среди прочего упомянул и о защите политических прав и свобод граждан. Прекрасной иллюстрацией для этих слов президента стало то, что митинг оппозиции под стенами дворца "Украина", где Янукович зачитывал свое послание, был разогнан силами украинской милиции. "Люди пришли выразить свою позицию. Мы даже не делали массовую акцию, это была нормальная форма протеста. Нас били по ногам, и сильно били", - рассказал о случившемся депутат-"нашеукраинец" Андрей Парубий. Скоро подобная практика будет узаконена - 17 июня готовится к рассмотрению законопроект, ограничивающий свободу собраний граждан.
Злополучный законопроект
Власть взяла курс на ограничение прав украинских граждан. Стоит признать, что лишение украинцев свободы собраний - розовая мечта любой украинской власти, вне зависимости от партий. Ведь злополучный законопроект №2450 был предложен… Кабинетом министров Юлии Тимошенко в далеком 2008 году. Уже тогда проект закона Украины "О порядке и организации проведения мирных мероприятий" вызвал бурю общественного возмущения. Украинские правозащитники обратились в Венецианскую комиссию, и та не рекомендовала Украине принимать подобный закон.
Ужас правозащитников понятен - законопроект делал легальное проведение акций протеста в Украине невозможным. Однако 3 июня 2009 года народные депутаты законопроект приняли в первом чтении. Тогда за этот закон проголосовали 146 депутатов-"бютовцев", 60 нашеукраинцев и 20 "литвиновцев". После негативной реакции из Совета Европы в декабре 2009 года закон положили "под сукно" где он тихо-мирно пылился ровно год, пока его не задумали таки принять. Во второй половине мая Комитет Верховной рады Украины по правам человека, национальных меньшинствах и межнациональных отношений все-таки решил вынести законопроект на голосование. Изначально рассмотрение закона во втором чтении планировалось на 3 июня 2010 года. Однако, принятие такого закона день в день с посланием президента нации было бы чересчур одиозным. Поэтому его перенесли на 17-ое.
Законопроект, подготовленный при Юлии Тимошенко, пришелся очень кстати при Викторе Януковиче. Нынешний глава государства хорошо помнит Майдан. И тех "козлов", которые мешали ему нормально жить и не дали стать президентом еще в 2004-м. Поэтому декларируя направо и налево приверженность демократическим ценностям, Виктор Федорович тем не менее с радостью подпишет вышеупомянутый закон, раскритикованный правозащитниками. А глава МВД Анатолий Могилев и "Беркут" с радостью воплотят в жизнь идею о том, чтобы все несогласные митинговали где-нибудь в полях за городом.
Интересно, что сам текст законопроекта до поры до времени от народа прятали. 31 мая не выдержал Украинский хельсинский союз по защите прав человека. "Сегодня, то есть уже две с половиной недели спустя, текст законопроекта ко второму чтению не обнародован.
По нашему убеждению, рассмотрение такого важного для гражданского общества законопроекта не может происходить тайно. Разработка законопроекта происходила практически без привлечения представителей гражданского общества. Сегодня не известна окончательная версия законопроекта", - говорится в обращении к главе профильного комитета Олегу Зарубинскому исполнительного директора УГС Владимира Яворского. Позже текст злополучного законопроекта выложили в открытый доступ. Правозащитники, правда, еще раньше составили свое мнение о законопроекте по сравнительной таблице документа со всеми правками.
"Блиц-анализ того документа, который мы имеем таков. Он лучше, чем первое чтение. Но имеет ряд существенных недостатков, которые заставляют нас выступить против его принятия даже в таком улучшенном виде", - пишет в открытом письме к общественным организациям член правления УГС и член правления Института "Республика" Владимир Черемерис.
Так, по его словам исчез главный недостаток законопроекта, принятого парламентом в первом чтении - "уполномоченный", который мог разгонять митинги без решения суда. Однако осталась норма, обязывающая предупреждать об акциях протеста за несколько дней. "Самый главный недостаток - подача сообщения за 4 дня. Есть масса случаев, когда реагировать средствами мирных собраний на какое-то событии необходимо быстрее, чем за 4 дня.
Понятие "спонтанного собрания" так, как оно понимается в проекте, ситуацию не спасает", - пишет Чемерис. "В целом, я считаю, что закон не должен ухудшать хотя бы ту практику, которая сложилась, и не должен создавать дополнительные трудности для организаторов и участников митингов по сравнению со статьей 39 Конституции. Тот документ, который мы сейчас имеем, ухудшает и усложняет", - считает правозащитник.
Кроме срока предупреждения об акции в законопроекте существуют и другие нормы, усложняющие проведение мирных акций протеста. Так, запрещено проводить акции у органов власти, если нарушается "нормальное функционирование" первых (пункт 2 статьи 9). Т.е. любой митинг у любого органа власти можно разогнать, сославшись на то, что шум мешает "нормально функционировать" учреждению. Кроме того, в законопроекте рассматривается возможность привлечения к ответственности организаторов акций протеста за действия, которые могут произойти во время акции. Природа же массовых собраний такова, что не все они могут контролироваться организаторами. Да и среди протестующих зачастую бывают "провокаторы" либо политических оппонентов, либо милиции. Более того, организаторы акций протеста обязаны подать слишком подробную информацию о себе. Все это позволяет сказать о том, что украинцы с приятием этого законопроекта утратят свободу собраний.
"В четверг, когда Янукович, как новый секретарь компартии, рассказывал, что у нас все хорошо, а в Харькове именно в это время хватали и били людей, которые проводили мирные акции и защищали парк имени Горького. Также били в Днепропетровске и в Киеве", - обрисовывает невеселую ситуацию "Газете по-украински" директор института трансформации общества Олег Соскин. По его словам, принятие такого законопроекта приведет к "диктату как в Казахстане, России и Беларуси".
Путинский стиль
Журналисты, пришедшие 4 июня к Виктору Януковичу на встречу, вне всякого сомнения, об этой проблеме знали. И хотя "акул пера" больше интересовала свобода слова, главе государства все же задали вопрос о митингах и о доблестной украинской милиции. По словам Януковича, милиция обеспечивает общественный порядок. "И те граждане, которые нарушают общественный порядок, милиция защищает их от неприятностей", - сказал президент и добавил, что не защищает милицию, но считает неприемлемым решать политические споры с помощью силовых методов. Превращение акций протеста в нарушение общественного порядка в речи Януковича вызывает ощущение дежа-вю. И действительно, несколькими днями ранее один политик на вопрос о разгонах акциях протеста заявил, что это было вызвано необходимостью охраны общественного порядка. Звали политика Владимир Путин.
Когда 29 мая российский премьер-министр в Санкт-Петербурге встречался с участниками и организаторами благотворительного литературно-музыкального вечера "Маленький принц", российский рок-музыкант Юрий Шевчук поднял вопрос о жестоком подавлении акций протеста российской милицией. "Я иду на Марш несогласных. Нас 500 человек и 2,5 тысячи омоновцев. Мы кого-то убили или зарезали?", - вопрошал Шевчук. "Есть определенные правила, они предусматривают, что такие мероприятия регулируются местными властями. Кроме тех людей, которые выходят на марш согласных или несогласных, есть и другие люди, о правах которых мы не должны забывать", - сказал Путин. "Если Вы решите провести Марш несогласных - я прошу прощения за слишком резкие вещи, скажем, у больницы, где будете мешать больным детям, - кто из местных властей Вам позволит там проводить этот марш? И правильно сделают, что запретят!", - эмоционально отреагировал российский премьер на слова Шевчука. Правда, Марши несогласных проводят на площадях, где нет больниц и тем более, где нет дачников, о которых тоже говорил Путин. А методы, которые применяются к митингующим, являются самыми жесткими. Так, 31 мая в российской столице не пощадили даже 84-летнего ветерана Владимира Бурцева, который стоял на Марше несогласных с табличкой с надписью "Вечная память павшим за свободу и независимость нашей Родины". С него силой сорвали медали "За отвагу", "За оборону Москвы" и "За победу над Германией" и отвезли в отделение милиции.
В Украине подобное происходит в Харькове, где милиционеры помогали застройщикам избивать участников акции протеста против уничтожения парка имени Максима Горького. Если верить словам президента, выходит, что таким образом милиционеры "защищали общественный порядок", а заодно и самих протестующих. Очевидно, в стиле управления государством, в т.ч. и в обращении с "несогласными" решил использовать стиль северного соседа - российский пример оказался для Януковича заразительным. Только вот будет ли Украина молча сносить это? Аналитики при таком развитии событий прогнозируют народные волнения. В общем, силового развития событий вряд ли удастся избежать. И новая политика украинской власти этому только способствует.
Борис Рудь
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас