Имением закона — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Имением закона

Казна и Политика
1466
В ближайшее время Кабмин может утвердить постановление о выпуске НДС-облигаций, которое сулит немалые прибыли одним и получение лишь половины долга государства другим.
На минувшей неделе в распоряжении БИЗНЕСа оказался проект постановления Кабмина "О выпуске облигаций внутреннего государственного займа для возмещения налога на добавленную стоимость". Как и большинство документов, разработанных в Кабмине (и Минфине) на протяжении марта - мая, он подготовлен в условиях максимального отсутствия публичности (впрочем, некоторые любопытные факты, хоть и косвенно, весьма наглядно демонстрируют отношение властей к СМИ.
Проект уже полностью согласован в министерствах и ведомствах, и премьер-министр Николай Азаров мог бы подписать его в любой момент. Более того, принятие постановления было уже даже запланировано на 19 мая. Однако в последний момент этого как будто не случилось. Возможно, правительство решило дождаться миссию МВФ, чтобы согласовать документ еще и в рамках переговоров о новом кредите stand-by. Но не исключено, что Кабмин, по примеру своих предшественников, через некоторое время предъявит этот документ, принятый "задним числом".
Базовые условия
Как известно, базовые условия погашения задолженности по возмещению НДС-облигациями внутреннего государственного займа изложены в ст.25 Закона о Бюджете-2010. В соответствии с ними предполагается осуществить возмещение НДС плательщикам, у которых суммы налога задекларированы к возмещению до 01.05.10 г., подтверждены проверками и не возмещены на дату вступления в силу Закона о Бюджете-2010 облигациями внутреннего государственного займа сверх объемов возмещения в денежной форме. При этом установлен срок обращения НДС-облигаций - пять лет. В Законе также упомянуто, что возмещение НДС-облигациями должно проходить в добровольном порядке. Остальные же этапы этого процесса (порядок выпуска, обращения, погашения НДС-облигаций, начисления и осуществления процентных выплат по ним и т.д.), согласно Закону, должен утвердить Кабмин. Не говоря уже о том, что базовые условия в документе выписаны некорректно и нуждаются, как минимум, в разъяснении.
В частности, из Закона следует, что заявка на возмещение должна быть подана до 01.05.10 г. Но непонятно, в какие сроки должна быть произведена проверка (до вступления Закона в силу или же в любые сроки). Наконец, условие о том, что заявленные суммы не должны быть возмещены именно к моменту вступления в силу Закона (30 апреля), вообще выглядит нелепо. Получается, если возмещение деньгами было произведено после вступления документа в силу, его следует продублировать еще и облигациями!
В проекте постановления базовые условия (установленные Законом! - Ред.) первоначально было решено подправить, чтобы придать им хотя бы видимость стройности и логичности. Но в последний момент от этой авантюры вроде бы решили отказаться (видимо, чтобы не давать повода с легкостью признать документ незаконным) и оставили все, как есть. То есть коряво.
Прочие условия
Прочие условия выпуска облигаций выписаны в приложении №1 к проекту постановления "Основные условия выпуска ОВГЗ для оформления возмещения НДС", а Порядок выпуска, обращения, погашения ОВГЗ со сроком обращения пять лет - в приложении №2 с соответствующим названием. Что касается структуры готовящегося в Минфине постановления, то здесь велосипед выдумывать не стали - она до боли напоминает структуру постановления Кабмина №2014 от 25.12.03 г., которым НДС-облигации вводились в первый раз. А вот в содержании есть ряд отличий.
Приложение №1 к готовящемуся постановлению не определяет и не ограничивает объем эмиссии облигаций (тогда как в 2003 г. он был утвержден). Условия предполагают погашение 1/10 номинальной стоимости облигации каждые полгода (в 2003 г. было предусмотрено ежегодное погашение части долга) одновременно с начислением и осуществлением процентных выплат, начисляемых исходя из их амортизационной стоимости. При этом бросается в глаза нерыночная величина ставки доходности по НДС-облигациям. В результате она должна составить 5,5%, хотя в ходе согласования и доработки проекта обсуждалась и ставка в 5%. Для сравнения: доходность размещаемых нынче Минфином на аукционах 22-месячных ОВГЗ равна 14%. И при этом особого ажиотажа по поводу их приобретения явно не наблюдается. В 2003 г. ставка доходности хоть и была нерыночной, но все же не настолько - она составляла 120% учетной ставки НБУ.
Занижение доходности
Столь очевидное занижение доходности, которое предлагает Кабмин нынче, будет способствовать искусственному увеличению банковского дисконта при выкупе НДС-облигаций. Компенсировать потери банка от невыгодного вложения средств правительство предлагает плательщикам НДС. А ведь кроме фактора искусственного увеличения банковского дисконта благодаря предложенной Кабмином нерыночной ставке доходности существует и вполне естественный фактор, способствующий его увеличению, - низкий уровень ликвидности банковской системы. Есть немалые сомнения в том, что банки вообще способны запросто "проглотить" 20-25 млрд грн. ОВГЗ. Ведь весь портфель гособлигаций финучреждений сегодня сравним с этой суммой. И это при том, что изрядную его часть власти сформировали в добровольно-принудительном порядке за счет средств госбанков.
Уже эти два фактора вполне способны увеличить (по крайней мере, на первых порах) дисконт при выкупе НДС-облигаций до 40-50%. С течением времени и уменьшением предложения НДС-облигаций (а также, будем надеяться, улучшением состояния украинской экономики и банковской системы, как ее части) дисконт, безусловно, начнет снижаться. Но до этого предприятия, получающие мизерные процентные начисления по облигациям, понесут потери вследствие отвлечения оборотных средств. Причем появление НДС-облигаций с описанным уровнем реальной доходности (с учетом дисконта) вряд ли вызовет у банков чрезмерное стремление подпитывать деньгами корпоративный сектор. Поэтому ставки по кредитам, которые могли бы заместить предприятиям недостающие оборотные средства, могут лишь вырасти! Это еще один "приятный" побочный эффект от суррогатных вариантов погашения бюджетной задолженности.
Но и это не все! Еще одним сюрпризом для налогоплательщиков могут стать пожелания международных финансовых организаций к НДС-облигациям. Трудно сказать, какие требования к ним станет выдвигать МВФ, однако в распоряжении БИЗНЕСа имеется письмо Всемирного банка (ВБ) в адрес Минфина от 5 мая 2010 г., содержащее его пожелания.
Можно полностью согласиться с мнением ВБ, что "предложенная схема направлена на устранение симптома проблемы (ликвидацию проблемы задолженности по погашению НДС), но не основной ее причины (слабого состояния бюджета на протяжении последних 15 месяцев при недостаточных мерах по его исправлению)". Хотя предложение ВБ предусмотреть в бюджете "реалистичные и достаточные ассигнования на возмещение НДС" деньгами, конечно же, выглядит нереально. Наверное, можно согласиться и с некоторыми другими рекомендациями ВБ.
Однако одно из них, последнее, в еще большей степени уменьшает реальную стоимость НДС-облигаций на рынке. Можно не сомневаться: если банки не смогут передавать этот вид ОВГЗ в залог НБУ под получение рефинансирования, дисконт по ним может превысить разумные пределы.
Технические нюансы
Постановление все же, видимо, будет предусматривать подачу плательщиками заявлений об оформлении возмещения НДС-облигациями. Согласно проекту, такое заявление должно быть подано до 25 июня. То есть принцип добровольности выбора погашения задолженности путем получения НДС-облигаций формально соблюден (разумеется, обольщаться насчет того, что дело пойдет дальше формальности, не стоит. - Ред.). Заявление, надо полагать, необходимо подавать в ГНИ по месту регистрации. Однако это только наши догадки, поскольку авторы о месте подачи упомянуть забыли.
Хотя дата размещения НДС-облигаций в финальном варианте документа не оговаривается, по сроку, отведенному на подачу плательщиками заявлений, понятно, что времени у Кабмина в обрез. Поэтому при дальнейшем откладывании срока приезда миссии МВФ в правительстве явно готовы обойтись без согласования этого вопроса. Ведь до размещения НДС-облигаций должно произойти еще много чего:
1) ГНАУ должна передать:
- Минфину - материалы инвентаризации невозмещенного НДС, соответствующего условиям возмещения ОВГЗ, а также составленные на основе заявлений плательщиков реестры инвентаризации плательщиков, подпадающих под возмещение НДС облигациями;
- Госказначейству - те же реестры, но уже утвержденные Минфином;
- органам Госказначейства по месту регистрации плательщика НДС - заключения на возмещение согласно реестру.
2) Минфин должен:
- организовать эмиссию ОВГЗ;
- предусматривать ежегодно средства, необходимые для обслуживания и погашения НДС-облигаций, в проекте госбюджета на соответствующий год (в этом году это, правда, будет сделано уже после размещения ОВГЗ. - Ред.).
Вызывает вопросы положение Порядка выпуска, обращения и погашения НДС-облигаций, предусматривающее проведение возмещения НДС таким способом не только на основании данных деклараций и материалов налоговых проверок, но и "по решению суда", причем почему-то, "принятому после 1 мая 2010 г.". Возможно, таким образом в Кабмине хотят подстраховаться на предмет возможного принятия судами решений о возмещении НДС денежными средствами. Но что совсем нехорошо - такая запись дает Минфину и ГНАУ возможность раздуть эмиссию НДС-облигаций (а следовательно, и погашение задолженности по возмещению) до непонятных размеров. Ведь буквальное прочтение этой нормы дает основание производить допэмиссию ОВГЗ по факту каждого судебного решения на возмещение, в том числе принятого после основного размещения.
Содержатся в Порядке и дополнительные ограничения относительно погашения НДС-облигациями невозмещенных сумм. Справедливости ради как раз эти ограничения следует признать разумными.
Своеобразно решен вопрос с банками, которые смогут участвовать в оформлении возмещения НДС-облигациями. Согласно проекту, таковыми смогут стать те из них, которые являются клиентами депозитария государственных ценных бумаг Нацбанка. Но тут же содержится оговорка: "если сумма возмещения НДС одному плательщику превышает 10 млн грн.", оформление производится только через госбанки. То есть через Укрэксимбанк и Ощадбанк. Чтобы было понятно: общая задолженность субъектов, которым государство задолжало более 10 млн грн., составляет более 95% всей задолженности по возмещению.
Очевидно, таким образом Кабмин желает улучшить показатели госбанков, а заодно дать им возможность заработать. Ну и хоть как-то контролировать вопрос скупки НДС-облигаций при их реализации плательщиками НДС. Таким образом, негосударственным банкам может перепасть не более 1 млрд грн. Но и этим миллиардом займутся не все, а лишь избранные. Поскольку еще одна приписка оговаривает, что перечень агентских банков определяется Минфином.
Технически же облигации будут "впариваться" весьма запутанно. Сначала Минфин издает распоряжение на перевод ОВГЗ Госказначейству на счет, открытый в Нацбанке. Далее плательщики открывают в банках счета в ценных бумагах. Банки на основании поданных плательщиками выписок из реестров и заявлений на возмещение НДС-облигациями формируют перечень приобретателей облигаций и передают его органам Госказначейства (если сумма возмещения не кратна 1000 грн., плательщику оформляется максимально возможное количество облигаций). После проверки соответствия предоставленных банками перечней данным в реестре ГНАУ Госказначейство дает распоряжение на перевод облигаций Нацбанку.
На основании данных Нацбанка о состоянии счетов в ценных бумагах банки в срок, не превышающий трех рабочих дней после получения этой информации, зачисляют надлежащее количество облигаций на соответствующие счета плательщиков НДС. И не позднее следующего рабочего дня передают информацию о получении облигаций плательщиками органам Госказначейства. Наконец, последние не позднее следующего рабочего дня информируют о том же налоговые органы. Сомнений в том, что описанная система ввиду своей громоздкости даст многочисленные сбои, практически нет. Трудно лишь предсказать, к чему (к чьим потерям) эти сбои приведут.
Эксперт - о балагане
Дмитрий Михайленко, партнер юридической фирмы "Орлов, Михайленко и партнеры":
- Последняя редакция проекта постановления Кабмина относительно выпуска НДС-облигаций порадовала такой редкостью в наше время, как исключением субъективного фактора. В соответствии с ней все суммы возмещения, которые попали в реестр Госказначейства, конвертируются в облигации. Это гораздо лучше, чем устраивать волокиту с постепенной выдачей облигаций по заявлениям плательщиков, которые, как известно, можно удовлетворить, а можно и придержать или отказать (но полностью от заявлений Кабмин отказываться не собирается, а станут ли они пустой формальностью или чем-то другим, увидим. - Ред.).
Тем не менее методу турникета мы радовались недолго. Уже сейчас поступает информация, что региональные налоговые начальники, очевидно, превратно понимающие интересы службы, давят на районные ГНИ, чтобы добиться от них сокращения сумм бюджетного возмещения, попавших в реестр на возмещение. Естественно, происходит это в режиме "телефонного права", поскольку законных оснований для сокращения уже проверенных и подтвержденных сумм у налоговой службы нет. То есть опять надеются взять нахрапом, наглостью, а потом недоумевать наверху - почему нам не жалуются о перегибах на местах?
Естественно, мы не питаем иллюзий, откуда изначально исходят подобные установки. Задача общества - не замалчивать эти проблемы, не позволять государству морочить нам голову. Облигации - и так не самое популярное и не на 100% законное решение, но коль решили - не нужно устраивать из этого балаган.
Александр Марков
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас