Кинотеатры превратились в выгодный бизнес — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кинотеатры превратились в выгодный бизнес

3740
Осенью прошлого года киевлян порадовала новость о возобновлении работы легендарного кинотеатра "Кинопанорама" - центра артхаусного киноискусства с полувековой историей. Когда в декабре 2008 года столичные власти продали его группе ISTIL, подконтрольной Мохаммаду Захуру, не возникало сомнений, что на этом месте вырастет новый торговый центр.
Вопреки опасениям медийный магнат заявил о своем желании реконструировать "Кинопанораму", создав на ее основе современный кинокомплекс. Не сорвал эти планы даже конфликт ISTIL c Еврейской религиозной общиной города Киева, которая с 2002 года пытается получить в собственность здание кинотеатра. В ISTIL заявляют, что на превращение "Кинопанорамы" в современный 3D-кинотеатр будет потрачено $5-6 млн.
Если для господина Захура развитие кинотеатра – скорее имиджевый проект, то для десятка работающих в Украине кинотеатральных сетей этот бизнес является не только основным, но и позволяет зарабатывать приличные деньги. Особенно в последнее время, когда из года в год растут кассовые сборы, развиваются новые технологии, а практически пустой рынок оставляет достаточно места, как для отечественных, так и для иностранных компаний, желающих на нем заработать.
Особенности национального проката
Активный подъем украинской кинотеатральной индустрии начался в 2002 году. В течение семи последующих лет открывались новые кинозалы, а старые были переоборудованы и оснащены многоканальными звуковыми системами Dolby Digital, современными экранами и удобными креслами. Годовая динамика роста рынка составляла 50-60%. В 2009 году, по данным Богдана Батруха, генерального директора компании B&H Film Distribution (сеть "Кинопалац"), объем рынка кинопроката достиг $60 млн. Специалисты прогнозируют, что к концу текущего года он увеличится еще на 40%.
Но этого недостаточно, учитывая, что в Украине насчитывается всего 180 киноэкранов. Марк Лоло, директор российской кинокомпании Central Partnership Sales House, называет эту цифру микроскопической, принимая во внимание, что количество киноэкранов в России составляет 2,1 тыс., а в США - 35 тыс. По мнению Михаэля Шлихта, генерального директора компании Sony Pictures Entertainment Russia, при населении 46 млн. Украине необходимо иметь как минимум тысячу современных экранов.
Сегодня над этой проблемой работают крупнейшие отечественные сети кинотеатров, такие как "Мультиплекс-Холдинг" (44 зала), "Одесса-кино" (26 залов), "Киносистема" (20 залов), "Кинопалац" (19 залов) и "Баттерфляй" (17 залов). Они постоянно изучают возможности расширения и экспансии в новые регионы страны. Перспективность рынка оценили и иностранные игроки. Так, к примеру, с 2008 года в Украине работает канадская корпорация IMAX в тандеме с украинской Triumf Media, подконтрольной Федору Шпигу и его сыну Андрею. В апреле этого года компании заявили о расширении, в частности - о планах построить три новых кинотеатра в Киеве, Одессе и Львове. Еще один игрок, российская сеть "Кронверк", подконтрольная консорциуму "Альфа-групп" Михаила Фридмана, в прошлом году открыла семизальный кинотеатр в Харькове.
Потратиться на кино
Причины, по которым они даже в кризис готовы вкладывать деньги в развитие на украинском рынке, очевидны. Объем инвестиций, необходимых для открытия кинотеатра в Украине, для участников рынка посильный, условия работы выгодные, а рентабельность может достигать 60%. По подсчетам Богдана Батруха, открытие одного кинозала обходится инвестору приблизительно в $300-400 тыс. Одной из основных составляющих расходной части является аренда. Эксперты отмечают, что выгоднее всего открывать кинотеатры в торгово-развлекательных центрах.
Во-первых, это увеличивает количество потенциальных зрителей, а во-вторых, ТРЦ предоставляют кинотеатрам льготные арендные ставки, поскольку они, как правило, являются якорными арендаторами. На сегодняшний день стоимость аренды в ТРЦ для киносетей составляет $15 за квадратный метр. На волне популяризации цифровых технологий многие операторы рынка несут дополнительные затраты, связанные с переоборудованием залов. Один такой проект обходится компаниям приблизительно в 150 тыс. евро. Но игра стоит свеч. По словам Ирины Зари, управляющего партнера сети кинотеатров "Линия кино" и "Оскар", рентабельность 3D-фильмов по сравнению с обыкновенными выше почти в десять раз. Помимо аренды и оборудования, у кинотеатра есть постоянные расходы, такие как оплата НДС в размере 20% выручки от проката фильма, и выплата 50% оставшейся суммы дистрибьютору фильма.
По данным экспертов, срок окупаемости кинотеатра составляет от пяти до семи лет, иногда – быстрее. Все зависит от размещения, уровня конкуренции, фильмов в прокате – словом, от тех факторов, которые влияют на количество проданных билетов. Кассовые сборы являются главной статьей дохода кинотеатра, обеспечивая приблизительно 40% его прибыли. Именно в этой части в последнее время наблюдается позитивная динамика. По данным Дмитрия Литвинова, гендиректора российской коммуникационной группы "Планета Информ", которая занимается исследованиями киноиндустрии, в 2009 году кассовые сборы украинских кинотеатров достигли 439,3 млн. грн., что на 18,2% больше, чем в 2008 году. При этом 74,7% их выручки составил прокат иностранных фильмов, 25,1% пришелся на фильмы российского производства и только 0,2% - на отечественный продукт.
Тренд роста продолжается и в этом году. Так, за первый квартал 2010 года кинопрокатчики заработали 266,4 млн. грн., а это на 54% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. "Голливуд активнее всего начал развиваться в период Великой депрессии 30-х годов. Когда рушится 95% всего мирового бизнеса, кинопрокат только усиливает свои позиции", - так Марк Лоло прокомментировал рост объемов продаж билетов в разгар финансового кризиса.
Дополнительный доход
Алексей Наследников, генеральный директор сети кинотеатров "Киносистема", отмечает, что, говоря о скрытых резервах кинопрокатного рынка, нельзя недооценивать роль праздников. Рост посещаемости кинотеатров в эти дни увеличивается в несколько раз, что позволяет компенсировать падение продаж билетов в летний период.
Приблизительно 30% дохода кинотеатру обеспечивает продажа попкорна, пива, сладкой воды и прочих товаров, которые являются неотъемлемой частью кинопросмотра для украинских зрителей. Еще 20-30% прибыли кинотеатр зарабатывает на рекламе. Эксперты сходятся во мнении, что сейчас реклама на больших экранах является наиболее действенной, а потому – популярной среди крупных, а значит, платежеспособных компаний-рекламодателей. Месячное размещение в кинотеатре одного рекламного ролика, по данным операторов рынка, составляет $5-7 тыс. В период кризиса некоторые киносети вынуждены были снизить эти ставки, но это в большей степени касается тех компании, чьи кинотеатры расположены в регионах.
Одной из проблем, которую активно обсуждают кинопрокатчики, является украинизация кино, которая берет свое начало в 2006 году и заключается в обязательном дубляже фильмов на украинский язык или снабжении фильмов украинскими субтитрами. Кинотеатры жаловались, что это возлагает на их плечи дополнительные расходы и снижает уровень посещаемости. Между тем Богдан Батрух отмечает, что дубляж фильмов оплачивает компания-правообладатель, а в украинских сетях представлены преимущественно иностранные фильмы, поэтому о значительных расходах для кинотеатров говорить не приходится.
Что же касается посещаемости, то она и в дальнейшем будет расти. Предполагается, что к концу года кассовые сборы украинских кинотеатров достигнут 1 млрд. грн. Возможно, и обновленная "Кинопанорама" Мохаммада Захура добавит к этой сумме пару миллионов своей выручки.
Дария Исакова
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас