0 800 307 555
0 800 307 555

Покрыть таксоматом


Покрыть таксоматом

Если верить статистике Нацбанка, население все чаще пользуется терминалами самообслуживания для совершения платежей. Так, во втором полугодии 2009 г. объемы денежных потоков, проходящие через терминалы, по сравнению с первым полугодием увеличились на 56% - до 7 млрд грн.

Следует отметить, что прирост был на 80% обеспечен терминалами, принадлежащими банкам. Наибольший прирост платежей наблюдался по терминалам, установленным в Киеве и области. В то же время во втором полугодии 2009 г. общее количество терминалов уменьшилось на 4,6 тыс.шт. - до 63,2 тыс.

При этом сокращение терминального парка было обусловлено тем, что банки, согласно данным НБУ, демонтировали почти 6 тыс. устройств. Тогда как небанковские операторы рынка сумели увеличить таксоматный парк еще на 1,5 тыс.шт.- до 30,9 тыс. Отметим: в первом полугодии "небанки" установили более 8 тыс. таких устройств.

Сейчас услуги по приему платежей через терминалы оказывают банки и другие компании, которые обязаны иметь агентские соглашения с банками. По данным НБУ, на начало 2010 г. с платежными терминалами работали 76 отечественных финучреждений. При этом агентские соглашения с банками заключили 12 небанковских участников рынка. Четыре из них ("ИнтерфонПлюс", "Экспресс-Оплата", "СП "Голография" и "КиберПлат Украина") договорились с банкирами на протяжении второго полугодия 2009 г.

Следует подчеркнуть различия в специфике работы банковских и небанковских терминалов. Так, классический банковский терминал позволяет осуществлять только безналичные операции клиентов банка, располагающих текущим счетом. Такие терминалы находятся преимущественно в банковских отделениях (комнатах самообслуживания). С помощью этих терминалов можно проводить сугубо банковские операции - денежные переводы, погашение кредита, пополнение депозита. То есть функции банковских терминалов схожи с возможностями банкоматов.

"Все банковские терминалы работают в привязке к текущему счету клиента либо с платежными картами. Поэтому устройства должны быть сертифицированы платежными системами, следовательно, и стоят дороже", - говорит Антон Романчук, председатель правления Украинского процессингового центра.

В то же время таксоматы с гораздо более широким набором опций устанавливают небанковские участники рынка - в людных местах, в супермаркетах, в торгово-развлекательных центрах. Такие устройства работают исключительно на прием наличных и не принимают банковских карт. С помощью таких таксоматов оплачиваются коммунальные услуги, мобильная связь, интернет, телевидение, а также совершаются другие регулярные платежи в пользу провайдеров разнообразных услуг.

"Таксоматы имеют ограниченный потенциал роста, так как они ориентированы только на операции с наличными. Тогда как глобальная тенденция выражается в повышении популярности безналичных расчетов", - уверяет Романчук.

По словам участников рынка, наборы функций банковских терминалов в Украине очень различаются в зависимости от конкретного банка. "Наши платежные терминалы не предназначены для работы с наличными, они расположены исключительно в отделениях банка. С помощью таких устройств можно осуществлять операции только с использованием платежных карт", - рассказывает Владимир Гирис, член правления Укрэксимбанка. Вместе с тем на рынке присутствуют и более функциональные банковские терминалы. Они "умеют" принимать наличные, как таксоматы, и совершать операции с платежными картами.

"Наши терминалы, например, оснащены устройствами для считывания карт (картридерами), поэтому можно осуществлять как наличные, так и безналичные операции. Этим наши таксоматы отличаются от тех же I-box, которые допускают внесение только наличных. В то же время, в отличие от банкоматов, наши терминалы не выдают наличных", - объясняет Кирилл Волков, руководитель департамента по развитию и управлению банкоматной и терминальной сетью ПриватБанка.

Кстати, по словам участников рынка, ПриватБанк является одним из банков, пытающихся активно конкурировать с небанковскими операторами. "Среди банков у нас только один конкурент. Банковскими платежными терминалами, которые размещаются вне отделений, располагает только ПриватБанк. У них пока немного таких терминалов. При этом их конкурентное преимущество - отсутствие комиссионных, например, при оплате услуг мобильной связи", - констатирует Александр Бардаш, менеджер по развитию компании PayPort.

По его словам, крупный банк при желании и соответствующем финансировании может легко потеснить даже безоговорочного лидера рынка среди небанковских операторов - компанию ОСМП (объединенная система моментальных платежей, сотрудничает с I-box). Получить комментарии представителей ОСМП, к сожалению, не удалось.

ПриватБанк располагает 2,2 тыс. платежных терминалов. "Пока только 10% из них расположены вне отделений. Все новые устройства тоже будем устанавливать вне банка, так как отделения уже полностью укомплектованы", - делится планами Кирилл Волков. Как известно, после объединения усилий основных операторов рынка - компаний "Айбокс" и ОСМП - в феврале текущего года образовался оператор, контролирующий 70-80% украинского рынка мгновенных платежей небанковских операторов.

Дмитрий Гриньков

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Финтех и Карты
Смотри также
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua