Россияне купили ICQ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Россияне купили ICQ

Фондовый рынок
1587
Популярный сервис обмена сообщениями ICQ в очередной раз сменил владельца. Его новым собственником стал инвестиционный фонд Digital Sky Technologies (DST), купивший мессенджер у американской интернет-компании AOL за $187,5 млн. - вдвое меньшую сумму, чем была заплачена когда-то создателям ICQ.
Сама AOL приобрела ICQ у израильской Mirabilis в 1998 г. за $400 млн. За 12 лет ICQ набрала 32 млн. ежемесячных пользователей, ее основная аудитория - в России, Германии, Чехии, Израиле и Украине. Несмотря на усилия AOL, в США ICQ не смогла войти даже в десятку популярных мессенджеров.
О том, что AOL выставила ICQ на продажу, стало известно в ноябре 2009 г. Компания сделала это в рамках реструктуризации. Не набравшая популярности в США, ICQ стала непрофильным активом.
Кроме DST, переговоры с AOL о покупке ICQ вели российская компания "Профмедиа" Владимира Потанина, китайская Tencent и южноафриканская Naspers. Однако "Профмедиа" предложила за популярный мессенджер всего $120 млн., а китайцы предпочли заключить партнерство. Недавно Tencent приобрела за $300 млн. 10,2% привилегированных и 0,51% голосующих акций DST. Таким образом, фактически деньги на приобретение ICQ российский фонд получил от другого участника тендера.
"Приобретение ICQ - стратегический шаг в развитии нашего бизнеса в России и Восточной Европе. Многолетняя история бренда ICQ и значительная база постоянных лояльных пользователей предоставляют очень привлекательную возможность для дальнейшего усиления наших позиций в регионе",- заявил гендиректор DST Юрий Мильнер.
Инвестфонд уже владеет долями в ряде ресурсов русского интернета и популярных социальных сетях. Так, у DST есть пакеты акций почтовой компании Mail.ru, производителя онлайн-игр Astrum Online Entertainment, сетей "Одноклассники.ру", "ВКонтакте" и Facebook.
Эксперты предполагают, что после покупки функционал ICQ будет интегрирован в возможности социальных сетей. DST заявила, что видит синергию этого проекта с некоторыми другими компаниями, но пока не раскрыла подробности. До сих пор какой-либо синергии между активами DST не наблюдалось. Наоборот, все вышеупомянутые ресурсы благополучно конкурируют на одном поле, пытаясь перебивать друг у друга аудиторию.
Председатель совета директоров и генеральный директор AOL Тим Армстронг, отметил, что AOL "рада найти достойный дом для ICQ в лице DST". Глава американской компании отметил, что развитию мессенджера должен способствовать тот факт, что он перешел к инвестору, имеющему сильные позиции именно в тех регионах, где популярна ICQ.
ICQ - не только компьютерная программа-мессенджер, но и принадлежащий компании протокол (свод технических правил) для обмена текстовыми сообщениями. Компания недополучает прибыль по причине того, что этим протоколом и базой пользователей пользуется не только ICQ, но и аналогичные программы конкурентов, такие как QIP и Miranda, которые к тому же не содержат рекламы и являются расширяемыми.
Основной заработок ICQ поступает от баннерной и контекстной рекламы, которую мессенджер показывает своим пользователям. Время от времени он пытается бороться с конкурирующими программами-клиентами, обновляя протокол. В результате пользователи QIP и Miranda раз в несколько месяцев отключаются от серверов, на которых хранится база пользователей ICQ. Но ненадолго: в течение одного дня разработчикам всегда удавалось решить проблемы с подключением.
До сих пор ICQ, штаб-квартира которой находится в Израиле, не пыталась бороться через суд с несанкционированными подключениями, хотя обладает авторскими правами на протокол. После перехода ICQ от громоздкой и пассивной AOL к новому собственнику могут быть приняты более жесткие меры антиконкурентной борьбы.
Покупка ICQ - это не первый опыт россиян по обретению контроля над американскими интернет-приложениями. В октябре 2006 г. компания "СУП" за $5 млн. приобрела у американского разработчика Six Apart права на управление русскоязычным сегментом самого популярного в мире блогерского сервиса LiveJournal. Экономический смысл подобных покупок очевиден, так как базирующемуся в России владельцу проще продавать рекламу для российской аудитории. Однако продажа LiveJournal многими пользователями была воспринята крайне негативно из-за сомнений в окупаемости подобных инвестиций и подозрений в том, что переход к российским владельцам производится в интересах правительственных служб для контроля над интернет-аудиторией.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас