ЕЦБ и ФРС США по-разному решают одни и те же проблемы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

ЕЦБ и ФРС США по-разному решают одни и те же проблемы

46
Аналитики советуют Европейскому центробанку последовать примеру ФРС и повысить процентные ставки
Европейский центральный банк отказался сокращать величину процентных ставок в Еврозоне спустя всего день после того, как Федеральная резервная система США удивила рынки неожиданно большим сокращением ставок. Чем можно объяснить подобное поведение ЕЦБ?
Представьте себе две экономики, на которые приходится большая часть мирового ВВП, и которые сегодня обе переживают серьезные трудности. Центральный банк одной из них внезапно сокращает величину процентной ставки на вдвое большую величину, чем этого ожидали рынки. Менее чем через 24 часа после принятия этого решения второй центробанк решает оставить величину своей процентной ставки неизменной. На первый взгляд может показаться, что принятие столь различных решений в совершенно одинаковых условиях может быть попросту невозможным.
Тем не менее, именно это мы могли наблюдать на прошлой неделе. Тогда ФРС США застала всех врасплох, снизив процентные ставки сразу на 0.5%, а не на ожидавшиеся рынками 0.25%. В результате ставка по федеральным фондам опустилась до 1.25%, что является минимальным значением этого показателя за весь период с 1961 года. На следующий день ЕЦБ, отвечающий за кредитно-денежную политику в 12 странах Еврозоны, оставил свою процентную ставку на прежнем уровне в 3.25%.
На самом деле, в ЕЦБ рассматривали возможность сокращения процентных ставок. В ходе пресс-конференции, последовавшей за заседанием руководства центробанка, его президент г-н Вим Дьюзенберг отметил, что возможность сокращения ставок «интенсивно» обсуждалась в ходе встречи. Г-н Дьюзенберг также выразил озабоченность перспективами роста европейской экономики. Тем не менее, по его словам, в конечном итоге руководство ЕЦБ пришло к выводу о том, что «…более правильным было бы оставить процентные ставки на прежнем уровне». Он также отметил, что Европейский центробанк не рассматривает свою кредитно-денежную политику в качестве средства стимулирования экономического роста в регионе.
Очевидно, что подобную точку зрения не разделяют в ФРС США. Заокеанские коллеги г-на Дьюзенберга несут ответственность за обеспечение роста экономики и уровня занятости в США через поддержание ценовой стабильности. Когда в начале прошлого года американская экономика столкнулась с серьезными трудностями, ФРС перешла в наступление, прибегнув к агрессивному смягчению кредитно-денежной политики и менее чем за 12 месяцев снизив величину процентных ставок в течение одиннадцати раз подряд. Этот процесс завершился в прошлом декабре, однако ФРС ясно дала всем понять, что в случае необходимости она готова вновь сократить ставки.
Принятое ФРС на прошлой неделе решение о сокращении ставок последовало за целой серией плохих экономических новостей, касающихся сохранения тяжелого положения в американской промышленности, резкого падения уровня доверия местных потребителей и роста уровня занятости. В третьем квартале американская экономика выросла на 3.1% в среднегодовом исчислении, разочаровав аналитиков, ожидавших более впечатляющих результатов. Кроме того, судя по данным, опубликованным 7 ноября, в определенной степени замедлились и темпы роста производительности труда. В заявлении, опубликованном ФРС по итогам заседания, говорится о «периоде замедления», с которым столкнулась американская экономика. В заявлении отмечается, что в настоящее время объемы потребительских расходов, промышленного производства и инвестиций страдают от неопределенности, вызванной, в частности, возможностью войны с Ираком.
Г-н Дьюзенберг также считает, что положение экономики Еврозоны осложняет неопределенность, связанная с вопросами геополитики. При этом, перспективы экономики Еврозоны, и, в частности, Германии – мощнейшей в экономическом плане страны региона, сегодня остаются гораздо более мрачными, чем у США. Данные, опубликованные 7 ноября, свидетельствуют о том, что число безработных в Германии превышает 4 млн человек, приближаясь к уровню четырехлетнего максимума. И, по данным президента Федеральной трудовой службы (Federal Labour Office) Флориана Гестера, в обозримом будущем ситуация на германском рынке труда вряд ли улучшится. «Германская экономика сегодня растет слишком медленно для того, чтобы создавать новые рабочие места», – заявил он.
Г-н Гестер прав: в настоящее время рост экономики Германии крайне неустойчив. В любой момент эта страна может вновь столкнуться с рецессией, последствия которой ей пока так и не удалось преодолеть. Недовольство аналитиков, обманутых в своих ожиданиях в отношении роста экономики США в третьем квартале, вполне объяснимы. Однако, дела у Германии в этом плане идут еще хуже. Согласно последним данным, во втором квартале германская экономика выросла менее чем на 1%. Маловероятно, чтобы ситуация могла бы улучшиться в третьем квартале – напротив, скорее всего, данные за этот период окажутся еще менее впечатляющими.
В подобных условиях позиция, занятая ЕЦБ, с трудом поддается объяснению. Разумеется, частично нежелание центробанка сокращать ставки может быть вызвано его традиционным вниманием к уровню инфляции, контроль над которым является главной задачей г-на Дьюзенберга и его коллег. Инфляционная цель ЕЦБ составляет 2% и менее. При этом, в течение большей части двух последних лет инфляция в Еврозоне вплотную приближалась к этому уровню или даже превышала его. В очередной раз уровень инфляции подскочил в октябре, последовав за резким увеличением объемов денежной массы.
По мнению критиков, европейскому центробанку было бы правильнее установить для себя так называемую «симметричную инфляционную цель», подобную той, которая используется Bank of England. Центробанк Великобритании видит свою задачу в удержании инфляции внутри двухпроцентного коридора, в середине которого находится центральная инфляционная цель, составляющая в настоящее время 2.5%. Это более гибкий подход, который обеспечил бы ЕЦБ больше свободы для сокращения ставок в тех случаях, когда это может быть необходимо для поддержания экономического роста.
Отметим, что комитет по определению величины процентных ставок Bank of England также собирался на совещание 7 ноября, и также воздержался от сокращения процентных ставок. Однако, Великобритания, не являющаяся частью Еврозоны, перенесла глобальный экономический спад гораздо лучше, чем большинство развитых стран мира. В результате, по мнению большинства экономистов, сегодня у британского центробанка гораздо меньше поводов для сокращения ставок, чем у ЕЦБ.
На самом деле, анализируя поведение ЕЦБ в последнее время, можно прийти к мысли о том, что, на самом деле, центробанк озабочен вопросами экономического роста в регионе куда серьезнее, чем он это демонстрирует открыто. За словами г-на Дьюзенберга об ограниченной роли кредитно-денежной политики лежит глубокая озабоченность неспособностью многих стран Еврозоны, и, в частности, Германии, провести остро необходимые им структурные экономические реформы. Так, германский рынок труда в настоящее время характеризуется чрезмерной жесткостью, в результате чего работодателям слишком дорого нанимать для себя новых работников, и слишком сложно увольнять их в случае необходимости. Г-на Дъюзенберга и, по меньшей мере, ряд его коллег (отчеты о ходе собраний руководства ЕЦБ не публикуются) чрезвычайно беспокоит то, что использование сокращения процентных ставок в качестве замены структурных реформ, а не в качестве их дополнения, не приведет к ощутимым положительным сдвигам в долгосрочном периоде. Скорее всего, так оно и есть. Тем не менее, все большее число экономистов сегодня начинает говорить о том, что ЕЦБ должен сделать все возможное, чтобы стимулировать рост экономики в краткосрочном периоде и уменьшить негативный эффект от текущей экономической и политической неопределенности.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас