Посткризисная экономика — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Посткризисная экономика

Казна и Политика
2552
Мировой финансово-экономический кризис стал крахом примитивного либерализма, а также провалом работы государственных регуляторов. Следовательно, формирование посткризисной модели экономического развития связано, во-первых, с переходом к сдержанному либерализму в сочетании с умеренным протекционизмом, во-вторых, с оптимальным совмещением рыночных механизмов и государственного регулирования экономики, которое не следует отождествлять с государственным вмешательством, ручным управлением, методом тушения пожаров. Подчеркиваю: речь идет о государственном регулировании, а не вмешательстве. Новая экономическая модель должна строиться на фундаменте объективных экономических законов, стандартов и нормативов.
В современном мире доминирует финансовая, а не рыночная экономика. Это именно та "деталь, в которой сидит черт". В финансовой экономике правит балл фиктивно-спекулятивный капитал. Бесконтрольная виртуализация финансового капитала послужила детонатором кризиса.
Таким образом, суть трансформации старой модели в новую заключается в переходе от финансовой к рыночной экономике с развитой государственной регуляцией, прогнозированием, опережающим планированием, то есть с учетом потребностей и перспектив развития, с реализацией процесса вмонтирования рыночной экономики в институционализм.
Решающая роль в формировании новой экономической модели принадлежит институциональной политике. Поворот к институционализму связан с проведением структурной, инновационной и инвестиционной политики, реформированием финансовой и банковской систем, формированием конкурентной рыночной среды и созданием благоприятных условий для развития предприятия. Капитализм с человеческим лицом может быть построен на фундаменте институционализма.
Еще один существенный момент: в посткризисный период мир должен вернуться к "зеленой" идее. Речь идет о развитии, базирующемся на вливании инвестиций в возобновляемые источники энергии, экологически безопасное производство, "зеленые" технологии. Чтобы выжить, мир должен "позеленеть".
Для этого следует сконструировать систему специальных стимулов и санкций: субсидии на исследование и создание "зеленых" технологий и субсидии потребителям на их освоение, специальные тарифы на возобновляемые источники энергии, льготные кредиты на покупку технологий получения солнечной и геотермальной энергии, реализация "зеленых" инфраструктурных программ, в частности, программы развития общественного транспорта, введение системы ограничений на выбросы парниковых газов, льготные налоги для безопасного для окружающей среды производства.
Формирование нового лица модели экономического развития связано с ликвидацией разительного глобального неравенства в потреблении товаров и услуг. Последние из доступных статистических данных, относящихся к 2005 г., свидетельствуют, что самые богатые 20% землян потребляют 76,6% всех товаров и услуг глобальной экономики, а 20% самых бедных землян - 1,5% мирового богатства.
В Украине трансформационные задачи перехода к новой модели развития еще сложнее. Они связаны с необходимостью произвести демонтаж плутократическо-олигархического капитализма, суть которого в том, что криминально-клановая система, оседлав финансовые потоки, контролирует государство и процесс производства, обмена, распределения и потребления общественного продукта.
Следствием неадекватного, неэффективного и преступного экономического "реформирования" в Украине стала недопустимо высокая концентрация национального богатства в собственности узкого круга людей, разительная дифференциация доходов на фоне цинично-чрезмерной роскоши финансово-политической верхушки, бедность и обнищание широких слоев населения. По масштабам бедности Украина входит в тройку самых бедных стран Европы (Молдова, Албания и Украина). Если взять приблизительно схематично, то структура богатства в Украине выглядит следующим образом: 5% богатых и самых богатых людей владеют 65% богатства, 60% бедных и самых бедных людей владеют 5% богатства, средний класс (35% населения) владеет 30% богатства.
Выход из системных деформаций возможен только на основе системы мер, которые должны приниматься практически одновременно, а не последовательными шагами.
Для того чтобы смягчить, а еще лучше - устранить кричащее социальное неравенство в Украине, необходимо:
1. Сделать крупный социально-экономический маневр, суть которого заключается в переходе от ограничительно-сдерживающей политики доходов к политике стимулирования их роста. Основной социальной проблемой Украины является проблема заработной платы. Поэтому одна из первоочередных задач - повышение заработной платы с целью обеспечения выполнения ею воспроизводительной и стимулирующей функций. Украина занимает предпоследнее место в Европе (перед Молдовой) по развитию современного внутреннего рынка и покупательной способности населения.
Речь идет о переходе от дешевой к дорогой рабочей силе, что будет способствовать обновлению производственного аппарата, степень износа которого достигла 70-80%. Дешевая рабочая сила - тормоз научно-технического прогресса. Теория и практика дешевой рабочей силы крайне вредна не только для обеспечения экономического роста, но и с точки зрения роста индекса человеческого развития.
Ошибочным является утверждение, что увеличение заработной платы неминуемо ведет к росту цен. На самом же деле увеличение заработной платы приводит к росту цен лишь при одном условии - отсутствии повышения производительности труда.
2. Совершить переход от закрытых к открытым акционерным обществам, содействовать процессам акционирования в экономике с привлечением широких слоев населения и соответственно трансформации плутократическо-олигархического капитализма в "народный" капитализм на основе развития рынка ценных бумаг и ипотеки.
3. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, прежде всего, путем упрощения налоговой системы, уменьшения налогового давления и его равномерного распределения, возобновления кредитования экономики и удешевления кредитов, реформирования регуляторной политики.
4. Переход в налоговой политике к налогообложению финансовых потоков, что будет означать ликвидацию такого криминализованного налога, как НДС, и способствовать детенизации экономики, росту ВВП и поступлений в бюджет.
5. Введение прогрессивного налога на физических лиц, дифференцированного в зависимости от их доходов, что будет способствовать выполнению налогами свойственной им функции перераспределения богатства от богатых к бедным.
6. Введение налога на недвижимость (налога на богатство).
7. Привлечение к уголовной ответственности за неправильное декларирование доходов (наказание за ложь в декларации).
8. Введение контроля над расходами (покупками), смещение акцента с контроля над доходами на контроль над расходами.
9. Формирование "Фонда олигархов" через политико-правовое стимулирование привлечения средств украинских миллиардеров и мультимиллионеров для оказания помощи наиболее уязвимым слоям населения с одновременной общественной легитимизацией "нажитых" за годы независимости капиталов самыми богатыми людьми Украины.
10. Оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования экономики. Когда это необходимо, государство должно защищать справедливость всеми доступными ему законными средствами.
Владимир Черняк, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института законодательства Верховной Рады Украины
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас