Регрессивное банкротство — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Регрессивное банкротство

Казна и Политика
3005
Недавно Закону Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом" исполнилось десять лет. По случаю "празднования" юбилея, свыше ста экспертов приняло участие в конференции, главной темой которой стало обсуждение необходимости совершенствования процедуры восстановления платежеспособности должника в Украине и приведения ее к уровню лучших мировых практик. Ведь пока еще законодательство нашего государства о восстановлении платежеспособности и банкротства демонстрирует крайне низкую эффективность и результативность в соответствии с целым рядом объективных показателей, отмечают специалисты.
Так, по данным исследования Всемирного банка, процедура восстановления платежеспособности и банкротства в Украине является неэффективной. Ведь в среднем удается возместить всего около 9% требований кредиторов, в то время как этот средний показатель в развитых европейских странах составляет 67%, в государствах Восточной Европы и Азии - 28%. Также досадно и то, что в основном все процедуры банкротства приводят к ликвидации компаний-должников, а не к восстановлению их платежеспособности, - менее 10% дел заканчиваются восстановлением. Для сравнения, в других государствах этот показатель составляет 60-85%.
Следовательно, в рейтинге Всемирного банка "Doing Business 2009" в разделе "Прекращение деятельности" Украина занимает 143-е место среди 181 государства. При этом отмечается, что в Украине процедура банкротства чаще всего используется для получения контроля над активами, осуществления "рейдерских" захватов, а также для уклонения от уплаты налогов и выполнения обязательств перед кредиторами.
Банкротство - дело продолжительностью в жизнь
По данным Фонда "Эффективное управление", 42% от общей стоимости бизнеса в Украине тратится на процедуры, связанные с банкротством. В то время как европейские хозяйствующие субъекты теряют 8%, а бизнес Восточной Европы и Азии - 13%.
Такой высокий процент "потерь" бизнеса во время банкротства эксперты объясняют не высокой стоимостью самой процедуры, а тем, что часто должник попадает в этот процесс в финансовом состоянии, которое объективно не позволяет восстановить платежеспособность, отмечают эксперты фонда "Эффективное управление". Среди причин такой проблемы они называют выведение активов неплатежеспособного должника еще до инициирования дела о банкротстве. Значительно усложненным, в соответствии с действующей нормативно правовой базой, является процесс оперативного инициирования кредиторами в суде процедуры банкротства. Отсутствующим является действенный механизм реструктуризации задолженности, привлечения инвесторов, нет разработанного четкого механизма обмена долгов на акции или части в уставном капитале. Проблема и в том, отмечают эксперты, что отечественные "должники" не склонны рассматривать судебный процесс восстановления платежеспособности как средство реструктуризации своего бизнеса в результате устранения рисков репутации.
Что же касается так называемых схемных дел, когда процедура банкротства используется с целью "отмывания" средств или же рейдерского захвата имущества должника, то, к сожалению, как отмечает директор Центра экономического права Валентина Данилевская, статистики таких дел в Украине не существуют. Хотя всем подлинно известно, что они есть, и механизм совершения таких злоупотреблений также не является секретом для специалистов.
Данилевская отмечает, что проблема здесь не только в несовершенстве нормативно-правовой базы, но и, в частности, судейской системы. "Закон может очертить, сделать более четкими правила игры, но не может заставить их выполнять", - говорит она и отмечает, что украинскому бизнесу, как и обществу в целом, нужно учиться уважать закон.
Но эксперты фонда "Эффективное управление" все же отмечают несовершенство действующего законодательства, в частности и относительно неэффективности механизма признания недействительными "подозрительных" дел должников, например, направленных на "выведение" его активов или создание фиктивной кредиторской задолженности.
Процесс восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом занимает в среднем 2,9 года, что на 1,2 года больше, чем у стран-членов Евросоюза, хотя на 0,3 года меньше, чем в государствах Восточной Европы и Средней Азии. Среди причин "затяжного" процесса эксперты называют все то же несоответствие ключевой терминологии и "непрозрачность" законодательства.
Продолжительная длительность процесса банкротства порождена большим количеством возможностей для обжалования, которые останавливают реальный ход процесса несоответствием Закона Украины "О восстановления платежеспособности должника или же признания его банкротом" с другими нормативно правовыми актами, неэффективностью механизмов извещения кредиторов об открытии дела, говорят эксперты.
Проблему решит новый закон?
Чтобы процедура банкротства в Украине соответствовала достижениям мировой практики в этой сфере, нужно сократить ее длительность и стоимость, улучшить процент возвращения требований кредиторов, а также максимально обеспечить реальную направленность на восстановление платежеспособности, считают эксперты. Отмечая при этом, что начать нужно с изменения законодательной регуляции. Следовательно, вокруг квалифицированных специалистов был разработан проект нового Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом".
Андрей Швыдкин, судья Харьковского областного хозяйственного суда, вошедший в состав рабочей группы по разработке новой редакции Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом", рассказал "Дню" как разрабатывался проект нового закона, а также о его преимуществах:
- Для разработки нового закона о банкротстве была создана рабочая группа, модератором которой выступил Фонд "Эффективное управление". В экспертную группу вошли представители депутатского корпуса, Департамента по вопросам банкротства и Министерства экономики, арбитражные руководители, юристы, представители судебного корпуса, а также сотрудники международных организаций - Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. Это позволило рассмотреть каждую процедуру действующего закона о банкротстве и связанных с ней проблемах с учетом различных точек зрения и богатого опыта каждого участника группы.
Результаты такого всестороннего обсуждения легли в основу нового законопроекта. Последний предлагает более детальную регламентацию всех процедур в процессе банкротства. Рабочая группа сформировала полностью новые нормы, которые систематизируют накопленный опыт и отображают экономические и законодательные реалии Украины. Новый закон направлен на повышение "прозрачности" процедуры банкротства, сокращения сроков и устранения возможностей для злоупотреблений, что соответствует лучшим мировым практикам.
С точки зрения инвестиционного климата, основная задача нового закона - не только обеспечить реальные механизмы восстановления платежеспособности потенциально состоятельных предприятий, но и дать возможность инвесторам легально вернуть вложенные в обанкротившиеся предприятия средства. Прозрачная и динамическая процедура банкротства позволит быстро возвращать активы в экономический оборот, и, таким образом, обеспечить их эффективное использование, которое в результате создаст более благоприятные условия для инвесторов.
Алла Дубровык
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас